С давних времен желанным местом паломничества для христиан стала гора Кармил на Святой Земле. Игумен Даниил еще в 1104–1107 годах побывал в тех местах. В своем «Хожении» он записал: «Пришли в Хайфу, а оттуда – к горе Кармильской. В этой пещере находится пещера Илии-пророка. Мы поклонились ей».

Через 800 лет Русская духовная миссия приобретет здесь земельный участок, на котором построит русскую церковь во имя пророка Илии, которую в середине ноября 1913 года освятит патриарх Иерусалимский Дамиан.

Ежегодно в престольный праздник помолиться великому пророку собираются православные христиане не только из Хайфы и окрестных селений, но и со всех городов Израиля. Настоятелю Ильинского храма отцу Мирославу приходится в престольный праздник совершать крещение детей, так как православные христиане, живущие на Святой Земле, считают для себя великой честью именно в день пророка Илии подняться на гору Кармил и в русском храме крестить новорожденных. Именем пророка часто нарекают детей. Особым почитанием пользуется пророк Илия среди русских паломников. На это указал в своей проповеди Святейший Патриарх Алексий II, когда 18 июня 1997 года посетил русский храм на горе Кармил.

«Избранный Богом на обращение Израиля от прелести Вааловы»

С горой Кармил связаны важные события ветхозаветной истории. Именно здесь стоял пророк Божий Илия перед всем Израилем и царем Ахавом, когда вызвал ханаанских пророков на состязание и посланным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» (3 Цар 18: 39). Здесь он бросил вызов ложной религии и посрамил жрецов Ваала, поддержав веру в Бога Израиля. Не случайно имя Илия означает – «мой Бог – моя крепость».

История его жизни излагается в 3-й и 4-й Книгах царств Ветхого Завета. Но нам почти ничего не известно о его родителях и его занятиях до призвания к пророческому служению. Святитель Епифаний Кипрский, ссылаясь на церковное предание, сообщает, что отец Илии «видел ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень». Священное Писание называет пророка Илию «фесвитянином, из жителей Галаадских» (3 Цар 17:1). Родом он был, по-видимому, из селения Фесви (другое название – Тишбе). Точное местоположение этого селения до сих пор остается неизвестным: Галаад, или Гилеад, в ветхозаветные времена была большой областью к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Сведения о ней также скупы: известно лишь, что область изобиловала пастбищами, славилась скотоводством. Кроме того, в древние времена был знаменит так называемый галаадский бальзам – смесь из смолы и пряностей, которую использовали для заживления ран.

На свое служение пророк Божий Илия был призван тогда, когда народ Израиля был развращаем «волхованиями Иезавели» (4 Цар 9: 22). Дочь сидонского правителя, она была выдана замуж за царя Ахава. Иезавель поклонялась богам природных стихий и плодородия Ваалу и Астарте. Она убедила Ахава принять свою религию и повелела истребить пророков Божиих, заменив их пророками Ваала. Пророк Илия на горе Кармил доказал, что Иегова есть истинный Бог, молитвой сведя огонь с неба, который попалил выложенный им из камней жертвенник и жертвенного тельца. По преданию, это происходило на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара, что по-арабски означает «сожжение». Предание об Илие-пророке сохраняется и у мусульман, воздающих ему похвалу в Коране. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия.

По другой традиции, гора называется Керен Кармель, и ее название отождествляют с «виноградником Божиим» и «садом». На ее вершинах растет много дубов и сосен, а у подошвы – оливы и лавры. С горы стекают несколько потоков, самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии. В Ветхом Завете воспевается красота и плодородие горы. И сегодня, находясь тут, на горе Кармил, начинаешь понимать, что сама природа помогала жившим здесь в оные времена усваивать уроки Бога – Создателя и Промыслителя.

На горе Кармил

Cеверо-западный хребет плоскогорья, бывшего когда-то центром древнееврейских царств, доходит до самого побережья Средиземного моря, обрываясь горой Кармил. У ее северного склона расположен израильский порт Хайфа. Почва Кармила рыхлая, подвержена эрозии, и потому в горе образовались пещеры. В одной из них и скрывался от царя Ахава и Иезавели Илия. (Иудеи, правда, указывают на другую пещеру, находящуюся ниже по склону горы.)

Гора Кармил дала название католическому ордену кармелитов, основанному в XII веке. Сегодня здесь, на горе, располагается возобновленный в XIX веке мужской монастырь этого ордена «Stella Maris» («Звезда моря»). Это уже четвертый по счету христианский монастырь на этом месте. По преданию, некогда здесь же была обитель во имя пророка Илии, основанная равноапостольной царицей Еленой. Археологические раскопки подтверждают это.

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.

Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии.

На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище.

В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4).

Там, где были Самария и поток Хораф

В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка.

Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6).

Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана.

Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9).

В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили во роны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

Спасаясь от царицы Иезавели

Когда поток Хораф высох, пророк Илия услышал голос, повелевавший ему идти на северо-запад – в Сарепту. Сегодня этот город находится на побережье Средиземного моря, на юге Ливана, и называется он Царпата (Царфат). Во времена пророка Илии это было маленькое селение на Финикийском берегу, почти на середине пути между городами Тиром и Сидоном. Сначала Сарепта принадлежала Сидону, а потом – Тиру. Сидон был финикийским (хананейским) портовым городом на побережье современного Ливана, где его жители поклонялись сидонским богам Ваалу и Астарте. Царица Иезавель, вводившая в Израиле культ Ваала, была дочерью сидонского царя. Сидоняне были врагами Израиля, а пророки предсказывали их городу падение.

В Сарепте пророк Илия жил во время трехлетней засухи. Здесь он находился в доме одной бедной вдовы и своими молитвами вернул к жизни ее умершего сына (см.: 3 Цар 17: 8–24). Во времена блаженного Иеронима († 420) на месте дома вдовы находилась башня, а «в позднейшие времена стояла церковь, где показывали комнату пророка Илии. Мука и масло у вдовы, приютившей пророка Илию, чудесно не истощались во все время его пребывания. На месте бывшего селения Сарепта сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников.

Спустя три года, когда бедствие от голода в Самарии достигло высшей степени, пророк Илия явился сначала начальнику царского двора Авдию, а потом и царю Ахаву, предложив ему собрать весь народ Израильского царства и жрецов Ваала и Астарты на гору Кармил для молитвы об окончании засухи и голода.

Услышав о смерти своих пророков, царица Иезавель пришла в ярость. Пророку Илии ради спасения своей жизни пришлось бежать на юг. Пророк предсказал, что Иезавель умрет насильственной смертью. Так оно и случилось в городе Изреель, расположенном на севере Израиля поблизости от горы Гелвуй, что восточнее современного шоссе Афула-Дженин. В настоящее время здесь находится маленькая деревня Зераин у северо-западной части горы Гильбоа. У царя Ахава в Изрееле был дворец, из окна которого выбросили царицу Иезавель.

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.

В пустыне пророк Илия с горечью размышлял о том, что даже такие великие чудеса, которые произошли на горе Кармил, не могут обратить к вере народ. Он сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Но Господь отправил его в «путь еще превосходнейший» (1 Кор 12: 31). Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, пророк пошел дальше.

Известно, что пророк Илия был в Вирсавии – древнейшем израильском поселении, основанном еще праотцем Авраамом. В наши дни этот город находится юго-восточнее современного Беер-Шевы, а точнее – Тель-Шева, как об этом сообщили в музее Негева, расположенном в Беер-Шеве. Музей, посвященный истории и археологии пустыни Негев, обладает редкими экспонатами, рассказывающими о всех периодах заселения Негева. От бывшей Вирсавии в Тель-Шеве остался большой курган, где когда-то была крепость, возведенная еще во времена царя Соломона. Сам город был построен в форме концентрических кругов. Здесь когда-то был израильский храм, посвященный Адонаю, рядом с которым сохранился жертвенник, углы которого напоминают четыре рога. У внешних ворот бывшего города был вырыт узкий колодец глубиной около 30 м, который связывают с именем праотца Авраама. Кстати, Беер-Шева неоднократно упоминается в Ветхом Завете и это название переводится как «семь колодцев»: здесь надолго останавливались пастухи-скотоводы. По данным музея Нигева, здесь жил и пророк Илия. По дикой, каменистой и опасной дороге, ведущей к горе Хорив на Синайском полуострове, пророк Божий шел в продолжение 40 дней. Тут же, у подножия горы, он нашел себе убежище и провел одну ночь. Значение топонима «Хорив», то есть «сухость», «пустынность», указывает на скалистую пустыню. Другие названия этой горы – Синай и Божия гора, где Моисей получил от Господа скрижали Завета. Однако Синай рассматривается некоторыми исследователями как «многовершинная гора», среди вершин которой трудно определить конкретную гору Хориф.

Пещеру-храм пророка Илии показывают паломникам, когда они спускаются с горы, она находится на ее склоне, ведущим в Иофорову долину. Господь повелел пророку выйти из пещеры и стать на гору в ожидании откровения Божия. Здесь пророк ощущал оставление Завета израильтянами и скорбел об их беззакониях. На горе Хорив Господь явил Себя пророку не в буре и огне, а в веянии тихого ветра («глас хлада тонка»), повелел сделать израильским царем достойного мужа по имени Ииуя, а также призвать на пророческое служение Елисея (см.: 3 Цар 19: 11–13).

После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии, а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.

В день, когда Бог захотел вознести Своего пророка на небо, перед Илией и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. В Иордании, в районе Вади Харрар, где согласно преданию, находится «Вифавара, при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1: 28) и где принял крещение Иисус Христос, можно видеть плоский невысокий «Холм святого Илии», с которого пророк взошел на небеса: явились «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11–12). Этот библейский рассказ послужил основой для народного представления о пророке Илии, разъезжающем по небу на колеснице во время летней грозы.

Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию, беседовавшего со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Мф 17: 3).

Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой (он был первым совершенным девственником в Ветхом. Завете), своей ревностью о славе Божией, своей любовью к молитве, своим аскетическим, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен перед Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию, которую имел пророк. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка.

H G Я O L

Наименование горы, возможно, происходит от др.-евр. כרם (керем ), со значением «виноградник ». Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Исфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение [ | ]

Внешне хребет Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа - Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа - Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан: давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель [ | ]

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных.

Пещера Илии-пророка в Хайфе.

В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца , жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то учёные были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью .

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Кармель в Библии [ | ]

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илия (Элияху ). Сейчас (англ. Cave of Elijah ), в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы , практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи. Место, в котором Илия-пророк победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник [ | ]

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовавшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это лес из сосны алеппской , высаженный фондом. Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В декабре 2010 года на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов. В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС , попавшего в зону пожара, погибло 44 человека. В ходе пожара было эвакуировано 15 000 жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран.

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить средиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель , муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить даманов .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена медоносная пчела . Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух .

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар Кармель », целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

«Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего обитающих уединенно в лесу среди Кармил» (Мих.7:14)

Гора Кармил (совр. Джебель Мар Элиас ) - гора пророка Илии, одна из гор Палестины, над которой произошел еще один из описанных в Библии космических взрывов .

Словом Кармил обозначается и весь двадцатипятикилометровый горный хребет, который оканчивается у Средиземного моря горой Кармил. У северного склона горы Кармил расположен современный порт Хайфа. А с юга священная гора Кармил закрывает легендарный город Акко (Акка), имя которого стало нарицательным и вошло в десятки древних легенд .

Описание этого космического взрыва приводится в Библии. Ветхозаветная легенда сообщает, что пророк Илия на горе Кармил вызвал на состязание четыреста пятьдесят жрецов Ваала , и на глазах всего Израиля и царя Ахава вызванным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» . Легенда сообщает, что огонь, подобный сверкающим гигантским молниям сошел с неба на жертвенник, и сжег искупительную жертву и даже камни жертвенника . А ослепительно-яркое пламя небесного огня накрыло всю гору, ослепив всех, видевших это явление. Это произошло на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара , что по-арабски означает «сожжение» .

И мне не раз попадались свидетельства древних авторов не только об оплавленных до стекловидного состояния камнях, но и об огромных сожженных камнях, которые после воздействия небесного огня «совсем не имели веса» .

Предание об Илии сохраняется и у мусульман. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия , а вся окружающая ее местность - «Божий сад» , или «Божий виноградник». И мы должны запомнить эти мифологические термины, ибо они часто встречаются в мифологических текстах и обозначают место космической катастрофы.
На горе Кармил паломникам обязательно покажут источник и пещеру Илии, в которой Илия скрывалсяот Ахава и его жены Иезавели.

Над пещерой пророка Илии стоит храм в форме креста , алтарь которого сложен из 12 камней, - по числу колен Израилевых.

Гора Кармил дала название и католическому ордену кармелитов, а некогда здесь была обитель во имя пророка Илии.
По легенде, в день, когда Бог вознес Илию на небо, и перед Илией и сопровождавшим его Елисеем, расступились воды Иордана - «от иерихонских труб» пал Иерихон. А в Иордании, в районе Вади Харрар , где принял крещение Иисус Христос, есть «Холм святого Илии», с которого пророк и вознесся на небеса. Здесь явились ему «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11-12). То есть весь этот обширный район подвергся воздействию космического огня.

Гора Кармил входит в состав «Мегиддоновых гор» , т.е. гор, которые в совокупности обозначают место битвы небесных ангелов и демонов - Армагеддон. Это было место крупного космического взрыва Ноева потопа, и мы легко можем определить радиус эпицентра этого космического взрыва , ведь расстояние от холма Мегиддо до горы Кармил составляет 35 километров . То есть диаметр зоны поражения космического взрыва «Армагеддон» составлял, как минимум, семьдесят километров.

С середины второго тысячелетия до н.э. и до наших дней, гора Кармил является местом, почитаемом иудеями, и одним из самых желанных мест для христианских паломников .А по свидетельству Тацита и Светония, гора Кармил почиталась святою и всеми язычниками, которые считали ее «жилищем Зевса».

Космический взрыв «Армагеддон» был далеко не самым значимым событием Критской космической катастрофы.

Ведь «пуп Земли» Гуэль - эр - Ришат, который тоже образовался во время Критской космической катастрофы, значительно превысил размеры «Армагеддона» .

С севера - Хайфским заливом и долиной Звулун. На юге и востоке хребет понемногу понижается, переходя в холмы в районе городов Биньямина на юге и Йокнеама на востоке (примерно 25 километров в каждую сторону). Впрочем, на востоке холмы быстро снова превращаются в горы, окружающие долину реки Иордан .

Наименование горы «Виноградник Божий» (Керем-Эль) происходит от винограда , который когда-то в изобилии рос на её склонах. Высшая точка горы - или хребта - находится между городом Хайфа и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря. На этой вершине возведена телебашня Хайфы. На соседней вершине расположен кампус Хайфского университета .

Среднегодовая температура на Кармеле - плюс 19 °C. Примерное количество осадков - 600 мм в год, в отдельных местах - до 900 мм. Раз в несколько зим на вершинах гор выпадает снег (например зимой 2005/2006 года), но он крайне тонок и редко держится более нескольких часов.

Географические особенности и геологическое строение

Внешне хребёт Кармель напоминает гигантский утюг, направленный на северо-запад. «Нос» «утюга» врезается в Средиземное море, образуя с севера Хайфский залив . Вся северо-западная часть хребта находится в городской черте Хайфы . Утёсы подходят очень близко к воде, обрываясь вниз крутым склоном, поросшим хвойно-лиственным лесом. В самом узком месте скалистое основание утёса отделяет от вод Средиземного моря не более нескольких десятков метров. Этот промежуток занят железной дорогой Хайфа-Тель-Авив и четырёхполосной улицей Хагана, которая переходит затем в 4-е междугородное шоссе Хайфа-Тель-Авив.

Происхождение хребта Кармель - вулканическое , однако ни сколько-нибудь значительного вулканического кратера , ни больших базальтовых массивов, образующихся вследствие извержений, на хребте нет. Можно сказать, что гора Кармель - несостоявшийся вулкан : давление магмы заставило подняться скалистое основание, образовав горный хребет, однако сама магма на поверхность не прорывалась.

Горообразовательная деятельность в районе Хайфы давно прекратилась, и небольшие землетрясения , сотрясающие Хайфу раз в три-четыре года, связаны исключительно с проходящим менее чем в сотне километров центральным каналом Сирийско-Африканского тектонического разлома, являющегося частью Восточно-Африканской рифтовой зоны . Бо́льшая часть материала, составляющего гору Кармель, - это осадочные породы, известняк и мел , следы простиравшегося когда-то над этой местностью моря Тетис . Мягкость этих материалов объясняет существование в горе Кармель множества больших и маленьких пещер.

Исторические находки на территории хребта Кармель

Пещеры горы Кармель издавна использовались людьми для жилья. На западном склоне горы Кармель, в окрестностях города Зихрон-Яаков , в пещерах Табун и Схул в 1929-1934 гг. были найдены костные остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа и костями ископаемых животных. В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчётливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности (характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и др. частей скелета). Находки относятся к периоду 45-40 тыс. лет тому назад. Одни учёные считают, что население пещер Кармеля - результат смешения людей неандертальского и современного типа; другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. Это открытие позволило выделить новый подвид предков человека, который, правда, не всеми учёными признаётся.

Другие открытия, сделанные на основании находок на горе Кармель, заставили пересмотреть некоторые предположения относительно неандертальцев. В пещере Кебара на горе Кармель был найден скелет неандертальца, жившего 60 тысяч лет назад, у которого полностью сохранилась подъязычная кость , совершенно идентичная кости современного человека. Так как от подъязычной кости зависит способность говорить, то ученые были вынуждены признать, что неандерталец мог обладать этой способностью.

Кроме того, учеными были обнаружены фрагменты первых украшений, сделанных из просверленных раковин. Две такие бусины, датируемые 100 тыс. лет до нашей эры, нашли при раскопках уже упоминавшейся пещеры Схул (Skhul ).

Пешера Ильи-пророка в Хайфе.

В пещерах Кармеля скрывался когда-то пророк Илья (Элияху ). Сейчас пещера, в которой, по преданию, он жил, является религиозным центром поклонения иудеев и христиан. Эта пещера находится в городской черте Хайфы, практически прямо под единственной в Хайфе линией канатной дороги, у подножия горы. На вершине горы пророк молил Бога о прекращении трёхлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака.

Илья-пророк вообще очень любил северную часть Израиля и район Хайфы. Место, в котором он победил жрецов Ваала (эта история описана в 18-й главе Третьей книги Царств), называется «Мухрака» - что на арабском означает «Огненное место». Мухрака находится в северо-восточной части горы Кармель, оттуда открывается вид на всю долину Изреэль . Мухрака расположена на высоте 482 м, в 27 км от Хайфы и в 13 км от Мегиддо .

Многие верят, что пещера, в которой будущий царь Давид скрывался от гнева царя Саула , тоже находится в горе Кармель. Это связано с геологическими особенностями южных районов Израиля, в которых, согласно Ветхому Завету , родился царь Давид - из-за небольшого количества осадков там крайне мало подходящих для укрытия пещер. Таким образом, все сколько-нибудь удобные для беглеца с юга пещеры находятся в горе Кармель или севернее. Но до пещер в более северных горных грядах добираться дольше, а единственная удобная дорога с юга на север в любом случае проходит по побережью, мимо подножия горы Кармель. Некоторые даже считают, что пещера, послужившая укрытием пророку Илье, и та, где укрывался Давид - одна и та же.

Флора и фауна хребта Кармель. Государственный заповедник

Осадочные породы, из которых, как было сказано выше, состоит хребет, являются превосходным источником минеральных солей для плодородной почвы. Фантастическое плодородие склонов горы, особенно в сочетании с мягким климатом и большим количеством осадков, было известно ещё в древние века и вошло в легенды.

Как следует из названия горного хребта, в древности на склонах горы Кармель в изобилии рос виноград . Однако мусульмане, властвовшие над этой местностью без малого тысячу лет, вырубили виноградники, а турки во времена Османской империи вырубали леса, поэтому к началу XX века леса сохранились лишь на небольшой части горного массива. Фонд охраны природы Керен Каемет ле-Исраэль и Государство Израиль прилагают множество усилий, чтобы восстановить леса горы Кармель.

Сейчас большая часть леса на горе Кармель - это кедровый лес, высаженный фондом. (Лес только называется кедровым; в иврите просто нет отдельного слова для обозначения иерусалимской сосны). Однако вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах сильно пострадал. На освободившихся площадях собираются высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже.

В лесах преобладает иерусалимская сосна , таворский дуб , фисташковые деревья , встречается дикая маслина . В увлажнённых района встречается лавр . В начале мая склоны гор покрыты зелёной травой, на фоне которой растут алые колониты (цветы, похожие на маки). Весной цветут розовые и белые цикламены , жёлтые крокусы и колючий ракитник, позже расцветает белый люпин и жёлтая календула . В низинах, вблизи озёр и болот можно увидеть влаголюбивые тропические растения: папирус , олеандры ; на поверхности водоёмов - жёлтую и белую кувшинку .

В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны , волки . Очень часто встречается шакал . Часто можно встретить cредиземноморскую лисицу . Весьма распространён барсук . Встречается дикобраз . Из грызунов-вредителей можно отметить полёвок, крыс . Встречается также олень благородный , лань , газель (животное) , гривастый баран, муфлон , кролики , зайцы . Широка популяция ежей . Искусственно поддерживается популяция орлов. В лесах живут также совы, ястребы , филины , сычи и др.. Водятся дикие кошки: одичавшие домашние, рысь , леопард , (правда, численность последнего исчисляется единицами, а величиной он немногим больше обычной кошки). Часто можно встретить дамана .

В парке сосуществуют десятки видов насекомых. Среди них следует отметить саранчу , богомолов , тараканов . Самые крупные из них имеют в длину до 90 мм, отлично летают и часто приживаются в квартирах. Встречается много видов бабочек . Разнообразны жуки . Распространена пчела медоносная. Следует отметить досаждающих людям москитов , комаров , слепней , мух , но их не столь многo, как в России.

В целях сохранения дикой природы на горе Кармель основан гигантский национальный парк , открытый для туристов. В парке проложено множество пешеходных и велосипедных маршрутов, продолжительность которых - от получаса до 18 часов. Сходить с проложенных и тщательно помеченных дорожек строжайше запрещено. На границе национального парка организованы автомобильные стоянки с кемпингами , туалетами и водопроводом. На этих стоянках разрешается разжигать костры. В пределах парка запрещена ночёвка в палатках. Кроме того, в парке основан заповедник «Хай-Бар», целью которого является восстановление популяции крупных животных в лесах севера Израиля.

Кармель и Хайфа

Как уже отмечалось выше, город Хайфа частично захватывает северо-западную, самую высокую и обрывистую часть хребта Кармель. На отрогах гор построено множество городских районов («Адар » (1909), «Неве Шеанан » (1925)). На самом гребне горы находятся наиболее престижные районы Хайфы «Кармель », «Хорев », «Дэния », Хайфский университет . На северо-западной оконечности хребта - там, где он с высоты в почти 300 метров чуть ли не отвесно спускается к морю, - построен хайфский маяк . Там же находится верхняя станция единственной в Хайфе канатной дороги .

Помимо канатной дороги, покорить гору Кармель в городской черте можно и другими способами. Например, на единственном в Израиле метро «Кармелит ». Этот подземный фуникулёр способен преодолеть расстояние от хайфского порта до центра района Кармель примерно за 6 минут. Подробнее о хайфском метро см. статью Кармелит .

Третьим, не менее интересным способом подняться на гору Кармель является проход по Бахайским садам . 19 террас общей длиной более километра и большой сад, разбитый вокруг возведённой в 1909 году усыпальницы Предтечи Основателя религии Бахаи Ба́ба (настоящее имя Сийид Али-Мухаммад), являют собой праздник красоты, симметрии и торжественного величия в центре промышленного города. По обе стороны от ступеней лестницы текут искусственные ручьи, на верхней и нижней террасах находятся фонтаны. Центральная часть каждой террасы засажена травой зойсия, однолетними цветами, живыми изгородями сантолины и дюранты, кустами и подстриженными деревьями. На боковой зоне каждой террасы посажены засухоустойчивые, не требующие большого ухода суккуленты , олеандры , розмарин , лантана, оливковые деревья, джакаранда (палисандровое дерево), коралловое дерево и плюмерия. Третья зона была оставлена в качестве естественной рощи, которая служит «коридором» дикой природы. На более крутых склонах были использованы засухоустойчивые дёрнообразующие растения: плющ , можжевельник и липпия.

Примечания

Ссылки

  1. http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/059/373.htm (рус.)
  2. http://www.avialine.com/country_additional.php?id=80 (рус.)
  3. http://www.ufolog.nm.ru/homo.htm (рус.)
  4. http://www.isrutc.org/facts8.asp (рус.)
  5. http://www.machanaim.org/history/shm-israel/sh-1-4.htm (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Гора Кармель является частью одноименного горного хребта на северо-западе Израиля. Всего несколько десятков метров отделяют ее в самом узком месте побережья от Средиземного моря. Название происходит от слов «Керем Эль», что означает «виноградник Бога». Здесь действительно были виноградники, однако их уничтожили мусульмане во время арабского завоевания. Самая высокая точка горы возвышается на 546 м над уровнем моря. На одной из вершин Кармеля находится телебашня. На другой расположен знаменитый университет «Технион». Также на возвышении находится маяк. Склоны горы покрыты хвойно-лиственным лесом. В основном это сосны, дубы, фисташковые деревья, маслины. Весна в Израиле наступает рано, среди травы можно увидеть множество ярких красивых цветов.

Гора Кармель имеет вулканическое происхождение. Большая часть породы состоит из мела и известняка, поэтому здесь еще в древние времена образовались пещеры. Археологи обнаружили следы присутствия человека, относящиеся к 45-60 тыс. лет до н.э. Кармель упоминается в Библии в связи с рассказом о пророке Илии. Считается, что пророк Илия жил в одной из пещер. Сейчас это место паломничества как иудеев, так и христиан.

У подножия горы и на ее склонах находится один из крупнейших городов Израиля – Хайфа. На одном из склонов также расположен небольшой город Зихрон Яаков. В средней части горы – один из старейших районов Хайфы – Адар (1909 г.). На самой вершине – престижный район Кармель. Хайфа знаменита своим единственным в Израиле метро из 6 станций, проложенным прямо в горе. Кроме того, здесь есть канатная дорога. И, наконец, главная достопримечательность города – Бахайские сады.

На склонах Кармеля сейчас раскинулся национальный парк-заповедник. Здесь разнообразная фауна: водятся дикие кабаны, шакалы, средиземноморские лисы, дикобразы, олени, даманы. Некоторые животные иногда забредают в жилые кварталы города. В парке проложены прогулочные и велосипедные маршруты, а у его границы имеется оборудованный кемпинг.