1.Кетки,образующиеся на начальном этапе дроблени зиготы,называют 1)гаплоидными 2)эктодермальными 3)гаметами

4)бластомерами

2.парные гены,определяющие развитие взаимоисключающих признаков,называют

1)гомозиготными

2)аллельными

3)гетерозиготными

4)доминантными

3,У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. определите генотип родителей,если езвестно,что кареглазость доминирует над голубоглазостью.

4,Соматические мутации у человека

1)не наследуются потомством

2)повышают интенсивность обмена вещ-в

3)служат основой адаптации

4)возникают в гаметах

5,Клеточная стенка грибов,в отличие от растений,содержит преимущественно углевод -

1)глюкозу

3)целлюлозу

4)клетчатку

Парные гены определяющие развитие взаимоисключающих признаков называю:1-Гомозиготными;2-Аллельными;3-Гетерозиготными;4-Доминантные Мне кажется

гетерозиготнами но не уверен...помогите кто нибудт,и да у меня есть 6вариков которые завтра будут на ЕГЭ по биологии,только там нет ответов!кто хочет присоединяйтесь,будем вместе решать....

1)укажите генотип гетерозиготной особи по одному признаку: АА, аА, ААВВ,аавв 2)Может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться чёрным: да, нет,мог

ут быть два варианта 3) что означает термин "моногибридное " скрещивание: независимое распределение генов,преобладание одного из признаков,скрещивание родительских пар,различающихся по одному признаку 4) укажите генотип гомозиготной особи по двум домминантым аллеям: АаВВ,Аавв,ААВВ 5)что изучает генетика: основные закономерности наследования, закономерности размножения,основные свойства организма 6) укажите генотип дигетерозиготной особи: Аа,АА,АаВв,ААВв 7)какие особи называют гибритными: организмы.получаемые от скрещивания особей,различающихся многими наследственными задатками. особи,различающиеся между собой 8)какой признак доминирует,если от скрещивания безрогого (гомозиготного) быка с рогатой (гомозиготной)коровой потомство оказалось безрогим:доминирует аллель рогатости, проявляется домининтный аллель,имеет место дигибритное скрещивание 9)какие гены можно назвать аллельными: все гены аллельные. только те гены,которые контролируют развитие одного признака. гены, находящиеся в гомологичных хромосомах и расположенные друг против друга. гены сцепленные. гены расположенные в разных, негомологичных хромосомах 10)что влияет на формирование фенотипа: ничего не влияют. влияют генотип организма. влияют условия среды. влияет взаимодействие генов. 11)в чём заключается значение метода анализирующего скрещивания для генетического анализа в селекции: не имеет значения. играет роль в эволюции. помогает выявить рецесивные аллеи. помогает выявить доминатные аллеи. помогает определить гаметы анализируемой формы

Проверка знаний терминологии по теме: «Организменный уровень» - 9 кл.

1.Процесс образования половых – сперматозоидов и яйцеклеток называется –

2.Особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза –

3.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом получил название ____

4.Процесс слияния женской и мужской гамет получил название __________

5.Процесс индивидуального развития особи от момента её образования до конца жизни получил название

6.Этот период длится с момента образования зиготы до рождения особи называется _________.

7.Этот период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи –_____________

8.Полость внутри бластулы получила название _________

9.Двуслойный шарик называется ______________

10. «В пределах типа эмбрионы, начиная самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство»-
________________________________________
.

11.Индивидуальное развитие особи до определенной степени повторяет историческое развитие вида, к которому относится данная особь, называется __________________

12.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов называется ____________

13. Свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется ___________________

14. Свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется ____________________ .

15.Элементарные единицы наследственности –_____________

16. В природных условиях эти сорта не смешиваются – это _______________

17. При скрещивании родительские организмы различаются лишь по одному признаку, такое скрещивание называется __________________

18. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название ______________.

19. Если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют ___________

20.Если же аллельные гены различны, то такие организмы называют ______________.

21. Проявляющийся у гибридов признак Мендель назвал _____________.

22.Подавляющийся признак Мендель назвал ______________ .

23.При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным – _________________________________________.

24. При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения –_________________ .

25.При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют ____________________.

26. Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют ______________.

27.Совокупность всех генов какого – либо организма называют ______________.

28.Две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется ___________________

29.Гены, находящиеся в одной у самцов и сам хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцеплено – ______________________

30.У каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – ______________.

31.Хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и получили название ___________.

32.В одной паре хромосомы у самцов и самок различны, получили ________________.

33. Расположение гена в половой хромосоме _____________

34.Изменения организмов, которые не затрагивают его генов и потому не передаются из поколения в поколение, называются ____________________

35.Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды - ______________

36. Факторы, вызывающие мутации, получили название _____________.

37. Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками – называется ___________________

Генетика и селекция

    Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:

а) организма; б) всех особей популяции; в) всех особей вида.

2 .Совокупность генов всех особей популяции – это:

а) генотип; б) ген; в) генофонд.

3 . Гомологичными называют парные хромосомы, имеющие:

а) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

в) сходное строение, но разное число генов.

4 . Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

а) аллель; б) локус; в) кодон.

5. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

а) аллельными; б) гетерозиготными; в) гомозиготными.

а) 1855г. б) 1860г. в) 1865г .

7 . При моногибридном скрещивании горохов гибриды второго поколения, полученные Г.Менделем в результате самоопыления, по фенотипу имели соотношение доминантных и рецессивных признаков соответственно:

а) 1:1 б) 3:1 в) 1:2.

8 . «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков» - так формируется:

а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя.

9 . Обмен участками гомологичных хромосом во время их конъюгации в профазе мейоза называется:

а) инбридингом; б) кроссинговером в) инверсией.

10. Основы хромосомной теории наследственности созданы:

а) Менделем; б) Морганом в) Бетсоном.

Биология 8 кл.

    Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы, называется _________.

    Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют _______________, _________________.

    Способность организмов тем или иным способом отвечать на взаимодействие окружающей среды называют _____________ или __________.

    У каких животных сетчатая нервная система?

Контрольная работа по генетике 1 вариант

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма это:

1. фенотип 2.генотип 3.генофонд 4. кариотип

2. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом это:

1. генотип 2. Генофонд 3. Геном 4. ген

3. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

1. гетерозиготными 2. Аллельными 3. Гомозиготными 4.моногибридными

4. ПОЛ человека определяется: 1)до оплодотворения яйцеклетки 2)после оплодотворения

3)в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом 4)иным способом

5.В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h): 1) мать X H X h ; отец X h Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 3) мать Х Н Х Н ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y

6. Профилактическим методом предупреждения наследственных заболеваний в будущей семье является : 1)исследование генетического аппарата одного из родителей

2)генеалогическое исследование родителей 3)близнецовый метод

4)отмена лекарств во время беременности

7. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены

8. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в 1. Аутосомах 2. половых хромосомах 3. неполовых хромосомах

9. Генотип - это совокупность: 1)всех генов популяции 2)всех генов организма

3)генов, расположенных на половых хромосомах 4)генов всех видов, образующих биоценоз

Генетические задачи:

    Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили пестрых, черных и белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

2. У морских свинок ген черной окраски шерсти А доминирует над а, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном В, а длинношерстность - его рецессивным аллелем в. Гомозиготное черное длинношерстное животное было скрещено с гомозиготным белым короткошерстным. Какое потомство получится от скрещивания данных свинок

    Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х хромосомой. У здоровых родителей родился ребёнок с шизофренией. Определить вероятность рождения у них здорового ребенка.

Контрольная работа по генетике 2 вариант.

1. Какую часто информации, в среднем, получает ребёнок от своей бабушки?

1) 100 % 2) 75 % 3) 50 % 4) 25 %

2. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились 2 кареглазые девочки и 1 голубоглазый мальчик. Ген карих глаз (А) доминирует. Каковы генотипы родителей?

1)Отец Аа, мать Аа 2) Отец аа, мать Аа 3) АА и АА 4) аа и аа 3. Чистой линией называется потомство:

1)не дающее расщепления 2)полученное только от гетерозиготных родителей

3)пара особей, отличающихся одним признаком 4)особи одного вида

4. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:

1)ABC и ABB 2) ААВВСС и ААВВСс 3)ABC и АВс 4) А, В, С, с

5. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью : 1)25% 3) 50% 2)75% 4) 100%

6. Доминантный аллель - это:

1)пара одинаковых по проявлению генов 2)один из двух аллельных генов

3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена 4)подавляемый ген

7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка - это:

1)ген 2)фен 3)геном 4)генотип

8. Дигомозигота имеет генотип: 1. АаВв 2. ААВВ 3. ААВв 4. АаВВ

9. Т. Морган является первооткрывателем явления:

1)независимого расщепления; 2)чистоты гамет;

3)единообразия гибридов первого поколения; 4)сцепленного наследования признаков.

Генетические задачи:

    При разведении телят крупного рогатого скота (коров породы шортгорн) было установлено, что красная окраска не полностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют чалую окраску. От красного быка и нескольких чалых коров родилось 24 теленка. Как выглядели (скорее всего!) эти телята?

2 . У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над голубоглазостью, родители были гетерозиготны по доминантным признакам. Какова вероятность появления этих детей?

3…Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, - доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, - рецессивный ген Х-хромосомы.

1. Аллель (от греч. allelon – другой, иной) – одна из двух и более альтернативных форм гена, имеющая определенную локализацию на хромосоме и уникальную последовательность нуклеотидов. Аллельные гены контролируют развитие альтернативных признаков.
2. Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, растения низкие и высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т. д.
3. Апоптоз (греч. – опадание листьев) – явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркёров апоптоза) и молекулярных процессов. Апоптоз – форма гибели клетки, проявляющаяся в уменьшении ее размера, конденсации и фрагментации хроматина, уплотнении наружной и цитоплазматических мембран без выхода содержимого клетки в окружающую среду.
4. Биохимические методы – методы генетики, которые помогают обнаружить ряд заболеваний обмена веществ (углеводного, аминокислотного, липидного и др.) при помощи, например, исследования биологических жидкостей (крови, мочи, амниотической жидкости) путем качественного или количественного анализа.
5. Близнецовый метод – метод генетики, который состоит в изучении развития признаков у близнецов. Он позволяет определять роль генотипа в наследовании сложных признаков, а также оценивать влияние таких факторов, как воспитание, обучение и др.
6. Возвратное скрещивание – тип скрещивания потомков с исходными родителями.
7. Второй закон Менделя для полного доминирования признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.
8. Ген – фрагмент молекулы ДНК, физически никак не отдифференцированный от остальной хромосомы.
9. Генеалогический метод – метод генетики, который позволяет выяснить родственные связи и проследить наследование нормальных или патологических признаков среди близких и дальних родственников в данной семье на основе составления родословной.
10. Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
11. Генетическая карта хромосомы – схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.
12. Генная терапия – введение в организм новой генетической информации, корректирующей генетические дефекты.
13. Генные болезни – это болезни, связанные с мутациями отдельных генов за счет преобразования химической структуры ДНК (изменения последовательности нуклеотидов ДНК, выпадения одних и включения других).
14. Генотип – совокупность всех генов организма.
15. Генофонд вида – совокупность аллелей (генов), встречающихся у особей данного вида.
16. Гены аллельные – это гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие альтернативных вариантов одного признака и обозначаемые одинаковыми символами, например А и а или А1 и А2.
17. Гены доминантные – это гены, которые проявляют свое действие и в гомозиготном, и в гетерозиготном состоянии (генотип АА или Аа; фенотип – А – доминантный признак).
18. Гены комплементарные – это взаимодополняющие гены.
19. Гены летальные – это гены, работа которых приводит либо к смерти организма, либо к снижению жизнеспособности организма (в этом случае говорят о полулетальном гене).
20. Гены неаллельные – это гены, расположенные либо в разных локусах одной хромосомы, либо в хромосомах из разных пар. Они обычно отвечают за развитие разных признаков и обозначаются разными символами, например А и В или А1 и А2.
21. Гены рецессивные – это гены, которые проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии (генотип – аа; фенотип – а – рецессивный признак).
22. Организм гетерозиготный – организм, в котором ген находится в разных состояниях – доминантном и рецессивном (например, А и а).
23. Организм гомозиготный – организм, который имеет два одинаковых аллеля одного гена А и А или а и а, соответственно гомозиготный доминантный или гомозиготный рецессивный.
24. Гибридизация – скрещивание двух организмов, различающихся альтернативными признаками. Полученное при гибридизации потомство называют гибридным поколением (F), отдельную особь в этом поколении – гибридом.
25. Гибридологический метод – скрещивание (гибридизация) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам, и в детальный анализ потомства.
26. Группы сцепления – это группы генов, расположенные в одной хромосоме, которые наследуются совместно, или сцеплено.
27. Доминирование неполное – это форма наследования, при которой у гетерозиготных гибридов первого поколения формируется промежуточный (средний) фенотип по сравнению с родительскими организмами. Впервые это наблюдалось у растения ночной красавицы по окраске цветков.
28. Доминирование полное – это форма наследования, при которой у гибридов наблюдаются такие же фенотипы, как и у родителей. Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда.
29. Закон расщепления при неполном доминировании признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, при промежуточном характере наследования в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1.
30. Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
31. Изменчивость наследственная, или генотипическая – изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
32. Изменчивость ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная – изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.
33. Кариотип – хромосомный набор человека.
34. Мутации – это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
35. Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
36. Норма реакции – степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости.
37. Ограниченные полом признаки – это признаки, выражение или проявление которых различно у представителей разных полов, или проявляющиеся только у одного пола.
38. Онтогенетический метод – метод генетики, который позволяет рассматривать развитие нормальных и патологических признаков в ходе индивидуального развития организма.
39. Пенетрантность – частота проявления доминантного признака у гетерозигот.
40. Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все потомство в первом поколении единообразно.
41. Плейотропия – зависимость нескольких признаков от действия одного гена.
42. Скрещивание анализирующее – это скрещивание для определения генотипа организма.
43. Скрещивание дигибридное – это скрещивание по двум парам признаков. Оно позволяет установить, как наследование одного признака влияет на характер наследования другого.
44. Скрещивание моногибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных (доминантного и рецессивного) признаков. Например, Мендель скрещивал сорта гороха, имеющие желтую и зеленую окраску горошин.
45. Скрещивание полигибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по трем и более парам альтернативных признаков.
46. Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при скрещивании гибридов I поколения по двум парам признаков во II поколении наследование по каждой паре идет независимо друг от друга. В результате образуются 4 фенотипические группы в соотношении 9:3:3:1, причем появляются группы с новыми сочетаниями признаков.
47. Фенотип – совокупность всех признаков организма.
48. Хромосомы – компактные структуры, в которые скручены молекулы ДНК с помощью специальных белков – гистонов. Такая компактизация необходима для того, чтобы все молекулы ДНК могли разместиться в ядре, не запутаться, как нитки, размотанные с катушки, и не разорваться.
49. Хромосомные болезни – это болезни, связанные и с изменениями в структуре хромосом, и с изменением их количества.
50. Хромосомы половые – это хромосомы, которые отвечают за наследование пола.
51. Цитогенетичесий метод – метод генетики, который основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом у здоровых и больных людей.
52. Чистые линии – это организмы, которые в результате скрещивания в потомстве не дают расщепления по изучаемому признаку.
53. Экспрессивность – степень проявления доминантного признака у гетерозигот.
54. Эпистаз – форма взаимодействия, противоположная комплементарности, когда один ген может подавлять действие другого гена.