4)бластомерами
2.парные гены,определяющие развитие взаимоисключающих признаков,называют
1)гомозиготными
2)аллельными
3)гетерозиготными
4)доминантными
3,У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. определите генотип родителей,если езвестно,что кареглазость доминирует над голубоглазостью.
4,Соматические мутации у человека
1)не наследуются потомством
2)повышают интенсивность обмена вещ-в
3)служат основой адаптации
4)возникают в гаметах
5,Клеточная стенка грибов,в отличие от растений,содержит преимущественно углевод -
1)глюкозу
3)целлюлозу
4)клетчатку
Парные гены определяющие развитие взаимоисключающих признаков называю:1-Гомозиготными;2-Аллельными;3-Гетерозиготными;4-Доминантные Мне кажетсягетерозиготнами но не уверен...помогите кто нибудт,и да у меня есть 6вариков которые завтра будут на ЕГЭ по биологии,только там нет ответов!кто хочет присоединяйтесь,будем вместе решать....
1)укажите генотип гетерозиготной особи по одному признаку: АА, аА, ААВВ,аавв 2)Может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться чёрным: да, нет,могут быть два варианта 3) что означает термин "моногибридное " скрещивание: независимое распределение генов,преобладание одного из признаков,скрещивание родительских пар,различающихся по одному признаку 4) укажите генотип гомозиготной особи по двум домминантым аллеям: АаВВ,Аавв,ААВВ 5)что изучает генетика: основные закономерности наследования, закономерности размножения,основные свойства организма 6) укажите генотип дигетерозиготной особи: Аа,АА,АаВв,ААВв 7)какие особи называют гибритными: организмы.получаемые от скрещивания особей,различающихся многими наследственными задатками. особи,различающиеся между собой 8)какой признак доминирует,если от скрещивания безрогого (гомозиготного) быка с рогатой (гомозиготной)коровой потомство оказалось безрогим:доминирует аллель рогатости, проявляется домининтный аллель,имеет место дигибритное скрещивание 9)какие гены можно назвать аллельными: все гены аллельные. только те гены,которые контролируют развитие одного признака. гены, находящиеся в гомологичных хромосомах и расположенные друг против друга. гены сцепленные. гены расположенные в разных, негомологичных хромосомах 10)что влияет на формирование фенотипа: ничего не влияют. влияют генотип организма. влияют условия среды. влияет взаимодействие генов. 11)в чём заключается значение метода анализирующего скрещивания для генетического анализа в селекции: не имеет значения. играет роль в эволюции. помогает выявить рецесивные аллеи. помогает выявить доминатные аллеи. помогает определить гаметы анализируемой формы
Проверка знаний терминологии по теме: «Организменный уровень» - 9 кл.
1.Процесс образования половых – сперматозоидов и яйцеклеток называется –
2.Особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза –
3.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом получил название ____
4.Процесс слияния женской и мужской гамет получил название __________
5.Процесс индивидуального развития особи от момента её образования до конца жизни получил название
6.Этот период длится с момента образования зиготы до рождения особи называется _________.
7.Этот период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи –_____________
8.Полость внутри бластулы получила название _________
9.Двуслойный шарик называется ______________
10. «В пределах типа эмбрионы, начиная самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство»-
________________________________________
.
11.Индивидуальное развитие особи до определенной степени повторяет историческое развитие вида, к которому относится данная особь, называется __________________
12.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов называется ____________
13. Свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется ___________________
14. Свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется ____________________ .
15.Элементарные единицы наследственности –_____________
16. В природных условиях эти сорта не смешиваются – это _______________
17. При скрещивании родительские организмы различаются лишь по одному признаку, такое скрещивание называется __________________
18. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название ______________.
19. Если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют ___________
20.Если же аллельные гены различны, то такие организмы называют ______________.
21. Проявляющийся у гибридов признак Мендель назвал _____________.
22.Подавляющийся признак Мендель назвал ______________ .
23.При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным – _________________________________________.
24. При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения –_________________ .
25.При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют ____________________.
26. Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют ______________.
27.Совокупность всех генов какого – либо организма называют ______________.
28.Две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется ___________________
29.Гены, находящиеся в одной у самцов и сам хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцеплено – ______________________
30.У каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – ______________.
31.Хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и получили название ___________.
32.В одной паре хромосомы у самцов и самок различны, получили ________________.
33. Расположение гена в половой хромосоме _____________
34.Изменения организмов, которые не затрагивают его генов и потому не передаются из поколения в поколение, называются ____________________
35.Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды - ______________
36. Факторы, вызывающие мутации, получили название _____________.
37. Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками – называется ___________________
Генетика и селекция
Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:
а) организма; б) всех особей популяции; в) всех особей вида.
2 .Совокупность генов всех особей популяции – это:
а) генотип; б) ген; в) генофонд.
3 . Гомологичными называют парные хромосомы, имеющие:
а) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;
б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;
в) сходное строение, но разное число генов.
4 . Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:
а) аллель; б) локус; в) кодон.
5. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:
а) аллельными; б) гетерозиготными; в) гомозиготными.
а) 1855г. б) 1860г. в) 1865г .
7 . При моногибридном скрещивании горохов гибриды второго поколения, полученные Г.Менделем в результате самоопыления, по фенотипу имели соотношение доминантных и рецессивных признаков соответственно:
а) 1:1 б) 3:1 в) 1:2.
8 . «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков» - так формируется:
а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя.
9 . Обмен участками гомологичных хромосом во время их конъюгации в профазе мейоза называется:
а) инбридингом; б) кроссинговером в) инверсией.
10. Основы хромосомной теории наследственности созданы:
а) Менделем; б) Морганом в) Бетсоном.
Биология 8 кл.
Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы, называется _________.
Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют _______________, _________________.
Способность организмов тем или иным способом отвечать на взаимодействие окружающей среды называют _____________ или __________.
У каких животных сетчатая нервная система?
Контрольная работа по генетике 1 вариант
1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма это:
1. фенотип 2.генотип 3.генофонд 4. кариотип
2. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом это:
1. генотип 2. Генофонд 3. Геном 4. ген
3. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:
1. гетерозиготными 2. Аллельными 3. Гомозиготными 4.моногибридными
4. ПОЛ человека определяется: 1)до оплодотворения яйцеклетки 2)после оплодотворения
3)в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом 4)иным способом
5.В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h): 1) мать X H X h ; отец X h Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 3) мать Х Н Х Н ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y
6. Профилактическим методом предупреждения наследственных заболеваний в будущей семье является : 1)исследование генетического аппарата одного из родителей
2)генеалогическое исследование родителей 3)близнецовый метод
4)отмена лекарств во время беременности
7. Гомозиготными называются организмы, которые:
1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления
3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены
8. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в 1. Аутосомах 2. половых хромосомах 3. неполовых хромосомах
9. Генотип - это совокупность: 1)всех генов популяции 2)всех генов организма
3)генов, расположенных на половых хромосомах 4)генов всех видов, образующих биоценоз
Генетические задачи:
Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили пестрых, черных и белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?
2. У морских свинок ген черной окраски шерсти А доминирует над а, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном В, а длинношерстность - его рецессивным аллелем в. Гомозиготное черное длинношерстное животное было скрещено с гомозиготным белым короткошерстным. Какое потомство получится от скрещивания данных свинок
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х хромосомой. У здоровых родителей родился ребёнок с шизофренией. Определить вероятность рождения у них здорового ребенка.
Контрольная работа по генетике 2 вариант.
1. Какую часто информации, в среднем, получает ребёнок от своей бабушки?
1) 100 % 2) 75 % 3) 50 % 4) 25 %
2. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились 2 кареглазые девочки и 1 голубоглазый мальчик. Ген карих глаз (А) доминирует. Каковы генотипы родителей?
1)Отец Аа, мать Аа 2) Отец аа, мать Аа 3) АА и АА 4) аа и аа 3. Чистой линией называется потомство:
1)не дающее расщепления 2)полученное только от гетерозиготных родителей
3)пара особей, отличающихся одним признаком 4)особи одного вида
4. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:
1)ABC и ABB 2) ААВВСС и ААВВСс 3)ABC и АВс 4) А, В, С, с
5. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью : 1)25% 3) 50% 2)75% 4) 100%
6. Доминантный аллель - это:
1)пара одинаковых по проявлению генов 2)один из двух аллельных генов
3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена 4)подавляемый ген
7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка - это:
1)ген 2)фен 3)геном 4)генотип
8. Дигомозигота имеет генотип: 1. АаВв 2. ААВВ 3. ААВв 4. АаВВ
9. Т. Морган является первооткрывателем явления:
1)независимого расщепления; 2)чистоты гамет;
3)единообразия гибридов первого поколения; 4)сцепленного наследования признаков.
Генетические задачи:
При разведении телят крупного рогатого скота (коров породы шортгорн) было установлено, что красная окраска не полностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют чалую окраску. От красного быка и нескольких чалых коров родилось 24 теленка. Как выглядели (скорее всего!) эти телята?
2 . У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над голубоглазостью, родители были гетерозиготны по доминантным признакам. Какова вероятность появления этих детей?
3…Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, - доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, - рецессивный ген Х-хромосомы.
1. Аллель (от греч. allelon – другой, иной) – одна из двух и более альтернативных форм гена, имеющая определенную локализацию на хромосоме и уникальную последовательность нуклеотидов. Аллельные гены контролируют развитие альтернативных признаков.
2. Альтернативные признаки – взаимоисключающие, контрастные признаки, например, растения низкие и высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т. д.
3. Апоптоз (греч. – опадание листьев) – явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркёров апоптоза) и молекулярных процессов. Апоптоз – форма гибели клетки, проявляющаяся в уменьшении ее размера, конденсации и фрагментации хроматина, уплотнении наружной и цитоплазматических мембран без выхода содержимого клетки в окружающую среду.
4. Биохимические методы – методы генетики, которые помогают обнаружить ряд заболеваний обмена веществ (углеводного, аминокислотного, липидного и др.) при помощи, например, исследования биологических жидкостей (крови, мочи, амниотической жидкости) путем качественного или количественного анализа.
5. Близнецовый метод – метод генетики, который состоит в изучении развития признаков у близнецов. Он позволяет определять роль генотипа в наследовании сложных признаков, а также оценивать влияние таких факторов, как воспитание, обучение и др.
6. Возвратное скрещивание – тип скрещивания потомков с исходными родителями.
7. Второй закон Менделя для полного доминирования признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.
8. Ген – фрагмент молекулы ДНК, физически никак не отдифференцированный от остальной хромосомы.
9. Генеалогический метод – метод генетики, который позволяет выяснить родственные связи и проследить наследование нормальных или патологических признаков среди близких и дальних родственников в данной семье на основе составления родословной.
10. Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
11. Генетическая карта хромосомы – схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.
12. Генная терапия – введение в организм новой генетической информации, корректирующей генетические дефекты.
13. Генные болезни – это болезни, связанные с мутациями отдельных генов за счет преобразования химической структуры ДНК (изменения последовательности нуклеотидов ДНК, выпадения одних и включения других).
14. Генотип – совокупность всех генов организма.
15. Генофонд вида – совокупность аллелей (генов), встречающихся у особей данного вида.
16. Гены аллельные – это гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие альтернативных вариантов одного признака и обозначаемые одинаковыми символами, например А и а или А1 и А2.
17. Гены доминантные – это гены, которые проявляют свое действие и в гомозиготном, и в гетерозиготном состоянии (генотип АА или Аа; фенотип – А – доминантный признак).
18. Гены комплементарные – это взаимодополняющие гены.
19. Гены летальные – это гены, работа которых приводит либо к смерти организма, либо к снижению жизнеспособности организма (в этом случае говорят о полулетальном гене).
20. Гены неаллельные – это гены, расположенные либо в разных локусах одной хромосомы, либо в хромосомах из разных пар. Они обычно отвечают за развитие разных признаков и обозначаются разными символами, например А и В или А1 и А2.
21. Гены рецессивные – это гены, которые проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии (генотип – аа; фенотип – а – рецессивный признак).
22. Организм гетерозиготный – организм, в котором ген находится в разных состояниях – доминантном и рецессивном (например, А и а).
23. Организм гомозиготный – организм, который имеет два одинаковых аллеля одного гена А и А или а и а, соответственно гомозиготный доминантный или гомозиготный рецессивный.
24. Гибридизация – скрещивание двух организмов, различающихся альтернативными признаками. Полученное при гибридизации потомство называют гибридным поколением (F), отдельную особь в этом поколении – гибридом.
25. Гибридологический метод – скрещивание (гибридизация) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам, и в детальный анализ потомства.
26. Группы сцепления – это группы генов, расположенные в одной хромосоме, которые наследуются совместно, или сцеплено.
27. Доминирование неполное – это форма наследования, при которой у гетерозиготных гибридов первого поколения формируется промежуточный (средний) фенотип по сравнению с родительскими организмами. Впервые это наблюдалось у растения ночной красавицы по окраске цветков.
28. Доминирование полное – это форма наследования, при которой у гибридов наблюдаются такие же фенотипы, как и у родителей. Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда.
29. Закон расщепления при неполном доминировании признаков – при скрещивании двух гетерозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, при промежуточном характере наследования в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1.
30. Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
31. Изменчивость наследственная, или генотипическая – изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
32. Изменчивость ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная – изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.
33. Кариотип – хромосомный набор человека.
34. Мутации – это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
35. Наследственность – это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
36. Норма реакции – степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости.
37. Ограниченные полом признаки – это признаки, выражение или проявление которых различно у представителей разных полов, или проявляющиеся только у одного пола.
38. Онтогенетический метод – метод генетики, который позволяет рассматривать развитие нормальных и патологических признаков в ходе индивидуального развития организма.
39. Пенетрантность – частота проявления доминантного признака у гетерозигот.
40. Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все потомство в первом поколении единообразно.
41. Плейотропия – зависимость нескольких признаков от действия одного гена.
42. Скрещивание анализирующее – это скрещивание для определения генотипа организма.
43. Скрещивание дигибридное – это скрещивание по двум парам признаков. Оно позволяет установить, как наследование одного признака влияет на характер наследования другого.
44. Скрещивание моногибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных (доминантного и рецессивного) признаков. Например, Мендель скрещивал сорта гороха, имеющие желтую и зеленую окраску горошин.
45. Скрещивание полигибридное – это скрещивание организмов, анализируемых по трем и более парам альтернативных признаков.
46. Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при скрещивании гибридов I поколения по двум парам признаков во II поколении наследование по каждой паре идет независимо друг от друга. В результате образуются 4 фенотипические группы в соотношении 9:3:3:1, причем появляются группы с новыми сочетаниями признаков.
47. Фенотип – совокупность всех признаков организма.
48. Хромосомы – компактные структуры, в которые скручены молекулы ДНК с помощью специальных белков – гистонов. Такая компактизация необходима для того, чтобы все молекулы ДНК могли разместиться в ядре, не запутаться, как нитки, размотанные с катушки, и не разорваться.
49. Хромосомные болезни – это болезни, связанные и с изменениями в структуре хромосом, и с изменением их количества.
50. Хромосомы половые – это хромосомы, которые отвечают за наследование пола.
51. Цитогенетичесий метод – метод генетики, который основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом у здоровых и больных людей.
52. Чистые линии – это организмы, которые в результате скрещивания в потомстве не дают расщепления по изучаемому признаку.
53. Экспрессивность – степень проявления доминантного признака у гетерозигот.
54. Эпистаз – форма взаимодействия, противоположная комплементарности, когда один ген может подавлять действие другого гена.