Тема. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа.
Цель: рассмотреть притчевую основу басен Эзопа «Крестьянин и его дети» и «Крестьянин и его сыновья»; расширить знания 6-классников о жанре басни; определить сходство и отличие басни от сказки; проанализировать басни Эзопа «Муравей и Жук», «Галка и Вороны» и «Лев и Медведь», раскрыв их аллегорический смысл; развивать умение учеников сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать стремление к честным и благородным поступкам.Оборудование: выставка иллюстраций школьников к басням Эзопа; м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви, СССР, 1986); презентации «Басни Эзопа».
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
І. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания.
Прочитав сборник басен Эзопа, можно увидеть, что самым популярным героем в них является Лиса. Она – персонаж белее двух десятков басен Эзопа: «Лисица и Козел», «Лисица и Собака», «Лисица и Обезьяна», «Лисица и Лев», «Лисица и Крокодил», «Лисица и Барс», «Лисица и Дровосек», «Лисица и виноград», «Лисица и терновник» и др.- Воплощением каких человеческих качеств обычно выступает Лиса в сказках и баснях?
- Подтверждают ли это басни Эзопа?
- Посмотрели ли вы дома мультфильм «Лиса» по мотивам басен Эзопа? Сохранен ли в нем смысл произведений Эзопа?
Притча по своему назидательному характеру близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в содержании идеи, которая тяготеет к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка.
Вопросы к басне «Крестьянин и его сыновья»:
- Чем был обеспокоен крестьянин?
- Как отец проявил свою мудрость?
- Сформулируйте своими словами вывод, который следует из басни-притчи (Отец прожил длинную жизнь, а поэтому сумел проявить житейскую мудрость: он знал, что дружной семье не страшны никакие враги. И тогда не словами, а примером он доказал своим детям, что когда члены семьи ссорятся между собой, не поддерживают друг друга, то их можно легко победить).
- Как вы считаете: хитро или мудро поступил главный герой басни?
- Оценили ли сыновья поступок отца?
- Что Эзоп считает залогом успешной жизни человека?
III. Изучение нового материала.
В каждой из басен Эзопа заключена глубинная человеческая мудрость. Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я вам буду читать тексты басен, но не буду озвучивать мораль; а вы после внимательного прослушивания каждой басни будете объяснять, какие человеческие пороки или поступки сатирически изображает в ней автор. А потом я прочитаю обобщения, сделанные Эзопом, и мы определим, кто из вас был наиболее близок к истине.Муравей и Жук
В летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался Жук голодным, и пришел он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, Жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
Галка и Вороны
Одна Галка была ростом больше всех других Галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к Воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был Воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим Галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.
Лев и Медведь
Лев и Медведь затравили молодого Оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо Лисица и увидела, что Лев и Медведь лежат рядом, а между ними – Олень; подхватила Оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили: «Несчастные мы! выходит, это для Лисицы мы трудились!»
Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.
Учитель.
На двух уроках вы ознакомились с текстами восьми басен Эзопа. Еще пять из них («Собака с куском мяса», «Черепаха и Заяц», «Лев и Заяц», «Олень и виноград», «Гусыня, несущая золотые яйца») вы прочитаете, выполняя задания в своих рабочих тетрадях. Все вы, конечно же, заметили, что басня многими чертами напоминает уже хорошо известную вам сказку. А поэтому мы сейчас попробуем сопоставить эти два жанра.
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку:
- в основу обоих жанров положено необычное, вымышленное содержание;
- и сказочные, и басенные истории имеют занимательный характер;
- много общего можно найти также в персонажах басен и сказок о животных;
- басню и сказку сближает нравоучительный подтекст;
- и сказка, и басня могут быть написаны как в стихах, так и в прозе (хотя преимущественно сказка – это прозаическое произведение, а басня чаще имеет стихотворную форму).
- персонажи басни изображены в какой-то одной необычной ситуации, в то время как в сказке они действуют на протяжении всего повествования, многократно подтверждая отведенную им роль в сказочном сюжете;
- повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности; сказка же строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор;
- в басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое; сюжет сказки не имеет такого деления (он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду);
- басня – по природе своей сатирическое произведение; в сказке приемы сатиры используются эпизодически и не являются доминантой (за исключением сатирических сказок);
- образы животных в басне изначально наделены аллегорическими чертами человеческого характера; а в сказках о животных персонажи имеют не аллегорический, а скорее символический смысл.
ІV. Подведение итогов урока.
Метод «Микрофон»:– Чему учат нас басни Эзопа? (Примерные ответы учеников):
- В своих баснях Эзоп раскрывает истинные и ложные ценности человеческой жизни. Он как бы призывает людей посмотреть на себя со стороны – ведь только так можно увидеть свои недостатки.
- Баснописец учит нас осмысленно анализировать собственное поведение, поскольку зачастую мы сами оказываемся виновниками своих неудач.
- Из басен Эзопа мы видим, что в мире немало плохих людей, которые не хотят изменяться, а лишь прячут свою истинную сущность.
- Часто для человека губительными становятся его прихоти и страсти; опаснейшие из них – жадность, тщеславие, зависть, наивность и др.
- Самый надежный в жизни дар – умение удовлетворяться тем, что имеешь, и не стремиться к тому, что тебе не дано от природы, не соперничать с теми, кто сильнее.
- В жизни лучше всего полагаться на самого себя, прежде всего на собственную работу, терпение, умение учиться на своих собственных ошибках.
- Выбирая друзей, нужно быть очень осмотрительным, благодарить их, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.
- Идейное содержание басен Эзопа свидетельствует о некоем житейском скептицизме их автора, стремлении быть практичным.
- Поучительные финалы метко разъясняют допущенные героями ошибки.
Учитель:
Басни Эзопа получили широкое распространение. Их мудрость и житейские истины повлияли на духовное развитие многих поколений самых различных времен и народов. Сюжеты Эзоповых басен использовал древнеримский баснописец Федр, французский баснописец ХVII века Жан де Лафонте́н, русские писатели ХVIIІ века В.К. Тредиаковский, А.И. Сумароков, И.И. Дмитриев и др. Каждого из них можно назвать наследником Эзопа в басенном жанре. В ХІХ веке переводами басен Эзопа занимался Л.Н. Толстой: он стремился в более упрощенной форме представить крестьянским детям выразительные, короткие рассказы о пороках и истинных добродетелях человека. В украинской литературе отголоски басен Эзопа прослеживаются в творчестве Г. Сковороды, Е. Гребенки, Л. Глибова, И. Франко и др.
Однако в наибольшей степени творчество Эзопа повлияло на формирование и развитие таланта самого знаменитого русского баснописца – Ивана Андреевича Крылова. С его произведениями мы начнем знакомиться на следующем уроке.
V. Домашнее задание.
Прочитать и научиться пересказывать материал из учебника; устно ответить на вопросы, предложенные в конце раздела; письменно выполнить задания по басням Эзопа из рабочей тетради.В VI веке до нашей эры жил человек, которого звали Эзоп. Согласно преданию он был рабом из Фригии. Впоследствии его отпустили на волю и он жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.
Почему имя этого человека пережило тысячелетия? Он баснописец. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. Сохранился большой сборник «Эзоповых басен».
О чем же эти басни? О хитрости и лени, о трудолюбии и честности, о щедрости души и уважении к человеку.
Вот, к примеру, басня «Крестьянин и его сыновья». Казалось, что тут особенного? Сыновья крестьянина хорошо вскопали почву, которая дала сбор винограда обильнее прежнего. Однако эту работу сыновья проделали не с мечтами о будущем урожае. Они искали клад. А дело было так. Отец, всю жизнь трудившийся на земле, перед смертью схитрил, чтобы приохотить сыновей к занятию земледелием. Он сказал: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». Сыновья решили, что речь идет о зарытом кладе. Вот и перерыли они весь виноградник. Можно представить их разочарование, когда они не обнаружили никаких сокровищ! Тем не менее от их усилий польза таки была. На хорошо вспаханной почве уродилось много винограда. А раз есть урожай, значит, и прибыль в семье. Клад — это умение трудиться. Вот что считал сокровищем старый крестьянин. Этому и учит нас басня Эзопа.
А сам Эзоп, как гласит предание, в конце концов за святотатство был сброшен со скалы. Кто сейчас помнит имена его мучителей? А вот имя легендарного поэта Эзопа знает весь мир.
Да как-то не хотелось из дому вылезать, - Черепаха отвечает. - Обожаю бывать дома.
Рассердился Юпитер на Черепаху за такой ответ и постановил: пусть отныне все Черепахи всегда носят свой дом на спине и не смогут из него вылезти.
Опасайся прогневить богов.
Все пришли, кроме Черепахи.
Сорока и Голуби
Увидела Сорока, какие сытые, упитанные Голуби на ферме, позавидовала им и решила сама Голубем прикинуться.
Выкрасилась белой краской и полетела к Голубям. И, покуда она молчала, никто думать не думал, что это не Голубь.
Но вот захотелось Сороке поболтать. И сразу все поняли, кто это такая, и стали клевать нещадно. Насилу она от них живая вырвалась и полетела поскорей к другим Сорокам.
Но Сороки ее не узнали в новом белом наряде и прогнали от себя. И стала та Сорока одинокой странницей.
Будь самим собой.
Сорока выкрасилась в белый цвет.
Крестьянин и Яблоня
Была у Крестьянина в саду старая Яблоня. Она давно не приносила плодов, а только давала приют кузнечикам и воробьям, которые пели и чирикали в ее ветвях. Надоела Крестьянину бесплодная Яблоня, и он решил ее срубить. Даже топор принес.
А кузнечики и воробьи давай его просить:
Ты не руби нашу Яблоню, не то мы улетим на другое дерево и ты уже не будешь слышать наших веселых песен, пока работаешь в саду.
Не послушал их Крестьянин. Взялся за топор. И вдруг видит: в Яблоне дупло, а в нем пчелиный рой и полным-полно меда.
Бросил Крестьянин топор и говорит:
Видно, и старая Яблоня может пригодиться.
Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
А в Яблоне было дупло.
Волы и Ось
Однажды пара Волов везла по дороге тяжело груженую телегу. Уж они тянули, уж они трудились, а Ось тележная все скрипела и стонала. Надоело это Волам. Они и говорят:
Эй ты там! Мы трудимся, а ты скрипишь и стонешь!
Не верь тому, кто вечно стонет.
Тяжело груженая телега.
Мальчик и орехи
Полез Мальчик в кувшин с орехами и набрал в горсть столько, сколько мог ухватить. Стал вытаскивать руку, а она не пролезает - горлышко у кувшина слишком узко.
Уж Мальчик и так и сяк - и кулак не вытащишь, и орехи выпустить жалко. И он горько расплакался. Увидел это добрый человек и говорит Мальчику:
Милый Мальчик, ты лучше не жадничай. Выпусти из кулака половину орехов, и спокойно вынешь руку.
Не хватай то, что не можешь удержать.
Горлышко было слишком узко.
Лиса без хвоста
Попала Лиса в капкан. Выбраться-то из капкана она сумела, да хвост там пришлось оставить.
Срам-то какой! Лисе стыдно было на люди показаться, жизнь ей стала не мила. И вот решила она убедить всех Лис поотрезать хвосты, чтобы самой не выделяться.
Собрала она всех Лис и говорит:
Ну что такое хвост? Ведь это безобразие, если вдуматься. Вдобавок они все тяжелые такие. Устаешь таскать!
И только одна Лиса ей отвечает:
Подруга! Если бы ты сама хвоста не лишилась, небось и нас не уговаривала бы свои отрезать!
Не всякому совету верь.
Она созвала всех Лис.
Путешественник и его Собака
Собрался Путешественник в дорогу, а собака у двери лежит, растянулась. Путешественник ей говорит:
Ну, что ты разлеглась? В путь пора!
А Собака только хвостом вильнула и отвечает:
Да я давно готова, только тебя и поджидаю.
Свою вину не сваливай на другого.
Собака вильнула хвостом.
Моряк и Море
Как-то раз после кораблекрушения одного Моряка Море выбросило на берег, и он заснул, истомленный долгой борьбой с волнами.
Проснулся он и стал горько упрекать Море за предательство: оно, мол, приманивает людей ясной гладью, а потом, когда они доверяются ему, безжалостно крушит суда.
И тогда встало Море в образе прекрасной девы и сказало:
Не брани меня, Моряк! Нет ничего на свете меня тише и надежней. Во всем ветер виноват. Это он хлещет, стегает, баламутит мою ласковую гладь и приводит меня в ярость, которая от природы мне совсем не свойственна.
Не так-то легко понять бывает, кто виноват.
Море встало в образе прекрасной девы.
Дикий Кабан и Лиса
Дикий Кабан точил клыки о древесный ствол, а мимо проходила Лиса. Лиса и говорит:
Ты зачем, Кабан, клыки точишь? Охотники далеко, ничто тебе не угрожает.
И впрямь, подруга, - отвечает ей Кабан. - Но в ту минуту, когда жизнь моя будет в опасности, мне понадобятся мои клыки, а уж времени не будет их наточить.
Готовься к беде заранее, придет - поздно будет.
Кабан точил рога.
Меркурий и Ваятель
Решил Меркурий разузнать, как ценят его люди. Вот принял он облик человека и пришел в мастерскую к Ваятелю, где было много статуй.
Меркурий видит статую Юпитера и спрашивает, какова цена этой статуи.
Одна крона, - Ваятель отвечает.
Всего-то, - Меркурий усмехнулся. - А этой? - И показывает на Юнону.
А эта, - был ответ, - стоит всего полкроны.
А сколько же стоит вот эта статуя? - И тут Меркурий показывает на свое собственное изображение.
А эту я задаром отдам, если купишь две другие, - отвечал Ваятель.
Цену нам определят другие.
У Ваятеля в мастерской.
Олениха и Олененок
Олениха говорила Олененку:
Сынок, природа тебе дала крепкие ноги, сильное тело и могучие рога. Не постигаю - почему ты так трусливо бегаешь от собак?
И тут как раз оба они услышали громкий заливистый лай собачьей своры.
Стой тут, - говорит Олениха. - А на меня не гляди.
И с этими словами помчалась прочь со всех ног.
Труса храбрости не научишь.
«Природа дала тебе крепкие ноги…»
Олень и пруд
Подошел Олень к пруду напиться. И увидел свое отражение в воде. Очень понравились ему сильные, ветвистые рога, а стройные, тонкие ноги - совсем не понравились.
Пока он так стоял и на себя смотрел, напал на него Лев. Но Олень скоро оставил Льва позади, он бежал быстро-быстро по пустому полю.
Но, добежав до леса, он сразу запутался в ветвях своими роскошными рогами, и Лев его схватил.
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере.
Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось.
Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин:
“Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко”.
Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.
Крестьянин и его сыновья
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :
- I Было восемь часов утра – время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон...
- У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом;...
- А говорит Ильюша таково слово: “Да ай же, мои братьица крестовые, Крестовые‑то братьица названые, А молодой Михайло Потык сын Иванович, Молодой Добрынюшка Никитинич. А едь‑ко...
- У старухи были корова и козел. Корова и козел вместе ходили в стадо. Корова все ворочалась, когда ее доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала...
- Жили-были муж и жена и были у них три дочери. Первую звали Луанда, вторую – Мукажи и третью – Мбежи. Когда они стали взрослыми, все...
- Отслужил старый солдат своему государю двадцать пять лет и пошел домой. Всю дорогу у него на душе радостно. А чего ж не радоваться? Рожок нюхательным...
- В далеких местах, за высокими горами несет свои воды быстрая, бурливая река. Над водопадом нависла огромная скала, а на скале чернеют руины старой крепости. Много...
- В прежнее счастливое время жил Ута-Саган-батор со своею женой Урма-гохон-хатан в прекрасном дворце, вызолоченном да высеребренном изнутри, белее снега снаружи, вышиною до облаков, с серебряным...
- Много сказок рассказывают аисты своим птенцам – все про болота да про трясины. Сказки, конечно, приноравливаются к возрасту и понятиям птенцов. Малышам довольно сказать "крибле,...
- Вариант 1 Бывало да живало - жили-были старик да старушка; у них было три сына: первый - Егорушко Залёт, второй - Миша Косолапый, третий -...