Сначала несколько слов об участниках тех событий. Боевой путь кораблей рассмотрим только до осени 1943 года - времени описываемых событий.

Tранспорт «Марина Раскова»: Построен в 1919 году под названием «Солсбери» (Salisbury) для судовладельческой компании Shawmut Steamship Co.. Вступил в строй в апреле 1919 года и принят Государственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Майстик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 года, когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 года под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпорейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) – «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 году принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и переименован в «Айронклэйд» (Ironclad).

Корабль участвовал и уцелел в печально знаменитом конвое PQ-17. Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта – «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения. Если говорить о везении как о важном элементе жизнеспособности корабля, то к этому пароходу, фортуна была далеко не благосклонна. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря – сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. Аварийно-спасательная служба Северного флота сняла его с камней и привела в Молотовск. Там судно некоторое время стояло в полузатопленном состоянии, круглосуточно работали водоотливные средства, из американской команды оставались только стармех и старпом. Больше полугода шёл ремонт. Пароход осушили, очистили, на заводе № 402 в Молотовске изготовили руль и раму ахтерштевня.

В конце марта 1943 года, судно было предоставлено американцами в рамках ленд-лиза советской стороне, после чего его передали в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем – «Марина Раскова».

Эскадренный миноносец проекта 7 «Гремящий»: «Гремящий» был заложен 23 июля 1936 года заводе № 190 в Ленинграде под заводским № С-515. В 1939 году зачислен в состав Балтийского флота. Вскоре после вступления в строй «Гремящий» в паре с кораблём «Сокрушительный» совершил переход по Беломорско-Балтийскому каналу из Кронштадта в Полярное. Во время советско-финской войны «Гремящий» использовался в качестве дозорного корабля, выполнял разведывательные операции, участвовал в конвоировании транспортных судов. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль прошел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии находился в хорошем техническом состоянии.
2 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» был удостоен гвардейского звания «за проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава».

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько сотен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

Эскадренный миноносец проекта 7 «Громкий» «Громкий» был заложен 29 апреля 1936 года в Ленинграде на заводе №190 (заводской № 503), спущен на воду 6 декабря 1937 года, вступил в строй 31 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота.
19 мая 1939 года по Беломоро-Балтийскому каналу ушел на Север и 26 июня 1939 года прибыл в Полярный и вошел в состав Северного флота. Там же проходил боевую подготовку, с ноября 1940-го по 8 июня 1941 года находился на ремонте в Мурманске. Всего до начала войны прошел 14 302 мили.
С началом войны эминец занимался постановкой оборонительных минных заграждений, вел обстрел вражеских сухопутных позиций на побережье. С марта 1942 года использовался в основном для эскортирования союзных и внутренних конвоев.

Всего за период с начала Великой Отечественной войны до 1 января 1943 года «Громкий» совершил 33 похода, пройдя 9700 миль за 719 ходовых часов. За два года войны (до 1 июля 1943 года) им было выполнено 18 артобстрелов береговых позиций противника (выпущено 2755 130-мм снарядов), еще 7 раз применялся главный калибр при отражении воздушных атак (38 130-мм снарядов). За тот же период было истрачено 680 76-мм, 520 45-мм, 1084 37-мм снарядов и 1531 12,7-мм патронов (без учета учебных стрельб). При этом на счету «Громкого» восемь сбитых самолетов: пять Ю-88 и три Ю-87.

Перейдем непосредственно к событиям октября 1943 года.
В октябре Баренцево море редко бывает спокойным. Северные и северо-восточные ветры то и дело вырываются на просторы океана, поднимая огромную волну. Хмурым становится день. Сорванные ветром гребни волн замерзают на лету и ледяными колючками секут лицо.

Часто налетают метели. Обычно они идут полосами, поэтому и получили название снежных зарядов. Трудно мореплавателю в такую погоду. Видимость сокращается до нуля, к тому же начинает входить в свои права и полярная ночь. Дни становятся короткими, тусклыми и больше походят на вечерние сумерки.
Вот в таких условиях осенью 1943 года миноносцы «Гремящий» и «Громкий» получили задачу отконвоировать транспорт «Марина Раскова» на Новую Землю. Транспорт большой - двенадцать тысяч тонн водоизмещением, но ценен был не только своей величиной. Он вез грузы северным островным базам и полярникам-зимовщикам: продовольствие, боеприпасы, теплую одежду, топливо, а также тракторы, самолеты и другую технику. Кроме того, на судне следовало сотни полторы пассажиров - новые зимовщики и их семьи.

Навигация закрывалась. Если «Марина Раскова» не сможет дойти по назначению, полярники останутся на зиму без самого необходимого.

На «Гремящем» шел его бывший командир, а ныне командир дивизиона и старший конвоя капитан 2 ранга Гурин Антон Иосифович.
На пути от выхода из Белого моря до Белушьей губы конвой подстерегали не только плавающие мины и не только шесть подводных лодок противника, отмеченных радиоразведкой флота, но и опасность, которую таил в себе прогноз погоды, который дали метеорологи - надвигался мощный циклон.

Вначале ветер был слабым. Но часа через три прогноз погоды стал оправдываться. Черные тучи низко нависли над морем. Над волнами стлался туман. Наступила кромешная тьма. Даже самые зоркие сигнальщики с трудом различали шедший неподалеку транспорт.

Гурин принял решение зайти в Иокангу, чтобы поставить дополнительные крепления и провести дополнительную балластировку для увеличения живучести и остойчивости кораблей. В свободные балластные цистерны были загружены и там зацементированы чугунные болванки. Тем самым обеспечивалась более надежная остойчивость кораблей на волне.

Эти работы заняли около суток, после чего конвой вышел по назначению, несмотря на шторм.

Опасения командира конвоя были вполне понятны - именно в такой же 11-бальный шторм 20 ноября 1942 в Баренцевoм морe погиб эсминец «Сокрушительный», напарник «Гремящего» и «Громкого» по многим операциям. Его корпус не выдержал и на волне переломился пополам. После неудачной спасательной операции эсминец затонул.

Стоит отметить, что и у «Гремящего» и особенно у «Громкого» был печальный опыт плавания в тяжелых штормовых условиях.

После выхода конвоя из Святоносского залива в открытое море шторм разыгрался с новой силой. Огромные волны перехлестывали через палубы кораблей. Вскоре ветер перешел в ураган. Ударами волн эсминцы клало на борт по кренометру до 53 градусов, то есть крен был на пределе остойчивости кораблей. Наглухо принайтовленные предметы внутри помещений срывало. Гул шторма и удары волн не могли заглушить непрестанное скрипение корпусов. Корпусa эсминцев изгибались на волне, верхушки мачт то сходились, то расходились, грозя оборвать антенны. Корабли терял ход и переставали слушаться руля. До полуночи конвой шел на норд-ост малым ходом.

Только 150 миль оставалось до пункта назначения конвоя, когда случилась беда. Около полуночи сигнальщик «Громкого» доложил, что транспорт изменил курс и идет на эсминец. Едва корабль уклонился от встречи, как с другого борта последовал доклад старшины сигнальщиков «Гремящего» Николая Фокеева, что судно вновь изменило курс и идет уже в сторону «Громкого».

Гурин запросил капитана транспорта. Ответ пришел тревожный. У судна вышло из строя рулевое управление, исправить его нет возможности: руль отбит волной. Попытки управлять транспортом при помощи машин в такой шторм ни к чему не привели. Беспомощный пароход стал огромной металлической коробкой, гонимой по воле ветра и волн.
Нередко волны достигали такой высоты, что транспорт совершенно исчезал в провалах между ними. Время от времени наползал туман и набегали снежные заряды, разобщая корабли охранения и поврежденный пароход. Все это могло быть чревато непоправимыми последствиями, которые угрожали сорвать снабжение Новой Земли.

О создавшемся положении радиограммой доложено командующему флотом. Это была единственная радиограмма за весь поход (работа рации могла привлечь подводные лодки). Получили ответ: «Продолжать операцию».

Гурин принял решение взять транспорт на буксир, прекрасно понимая всю сложность буксировки беспомощного парохода. Для безопасности решили прибегнуть к способу, не предусмотренному в учебниках морской практики. «Гремящий» носом приблизится к корме транспорта, передаст буксир. После этого «Марина Раскова» даст ход, а эсминец будет заносить корму транспорта то вправо, то влево, чтобы удерживать его на курсе.

Но до утра нечего было и думать о спасательных работах, важно было не потерять транспорт из виду.

Наступил пасмурный день, утренний свет едва пробивался сквозь черные рваные тучи, несущиеся над морем. Гурин объявил свое решение: экипажу «Гремящего» подготовиться к буксировке «Марины Расковой», «Громкому» обеспечивать прикрытие, чтобы не допустить торпедной атаки подводных лодок противника и столкновения конвоя с плавающими минами.
Ураган продолжал трепать корабли. Сила ветра достигала одиннадцати - двенадцати баллов. Верхушки волн, иссеченные ветром, превратились в сплошную пену. Перед кораблями вставали валы такой высоты, что «Гремящий» не успевал взбираться на вершину их, и они обрушивались на него.
Корпус и верхняя палуба исчезали в бурлящих потоках. Волны непрерывно перекатывались через корабль, заливали вентиляционные устройства. Грохот шторма заглушал все звуки движения, даже бешеное вращение вхолостую винтов, то и дело висевших в воздухе, едва корабль зарывался форштевнем в море.

На мостике нельзя было разговаривать. В шуме урагана люди не слышали друг друга, приходилось кричать прямо в ухо. Непрерывное нервное напряжение изматывало людей. Рулевые сменялись через каждый час. Но как ни тяжело было верхней вахте, в машинных и котельных отделениях было еще труднее. Здесь к качке добавлялась жара, так как все помещения были наглухо закрыты, как положено по боевому расписанию. Машинисты уже несколько вахт работали без смены, и сменить их не представлялось возможности: пройти по верхней палубе в такую волну нельзя без риска быть смытым за борт.

По сигналу аврала моряки «Гремящего» вышли на верхнюю палубу. На полубаке подчиненные боцмана Речкина, артиллеристы носового орудия и другие матросы готовили тяжелый стальной трос. Волны обрушивались на людей, грозили их смыть. Но моряки трудились, поддерживая друг друга. Руководили работами помощник командира Васильев и корабельный артиллерист Гаврилов.

Сразу подойти к транспорту не удалось. Корабль стремительно кидало на транспорт. Долго маневрировали, прежде чем сумели перекинуть бросательный конец.

Наконец буксирный трос был подан и закреплен. Транспорт дал ход. «Гремящий» помог ему лечь на заданный курс. Так прошли около сорока миль. Они стоили неимоверных усилий. Транспорт не хотел слушаться, да и эсминец еле-еле управлялся на высоких, как горы, волнах. Судно постоянно сбивалось с курса.

Наступивший рассвет не принес ничего хорошего. Ураган неистовствовал. Продвижение все замедлялось. Гурин решил рискнуть и изменить вид буксировки.

Вновь моряки выбрались на верхнюю палубу. Теперь они работают на юте, на кормовой ее части. Здесь им еще труднее. Полубак, где вчера мучились моряки с тросами, высоко поднят над водой. Сюда доходила не каждая волна. На юте дело другое. Здесь палуба низкая и волны свободно перекатываются через нее. Людей временами захлестывает с головой. Помощник командира капитан-лейтенант А. М. Васильев, главный боцман П. В. Речкин, моряки Н. Афонин, М. Цуриков, А. Кавунев растаскивают и заводят на кнехты стальные и пеньковые тросы. К ним подоспели сменившиеся с вахты матросы из всех боевых частей корабля. Вода по-прежнему заливает палубу, сбивает людей с ног, ее потоки тащат их к срезу кормы, в бурун от винтов.


(Красноречивая характеристика плохой мореходности эсминцев-«семерок»:
при зарывании в волну корабль полностью закрывало облако брызг.)

Матросам приходится привязываться веревками, чтобы ненароком не очутиться за бортом. И когда волны спадают, моряки поднимаются на ноги, отряхиваются от воды, принимаясь за дело. А дело подвигается медленно. Волна раскидывает, путает тросы. Захлебываясь, окоченев от холода в промокшей одежде, матросы снова и снова распутывают стальные канаты, укладывают их на палубе.

Самое сложное в подобной обстановке - подать на транспорт буксирный трос. Гурин приказал командиру «Гремящего», капитану 3 ранга Николаеву, сманеврировать кораблем так, чтобы его корма оказалась рядом с форштевнем парохода. Риск был велик. Потерявший управление транспорт под ударами волн мог навалиться на борт корабля, который также кидало в стороны.

Осторожно «Гремящий» приближается кормой к носу транспорта. Допусти командир малейший просчет при маневрировании, и «Гремящий» бросит на транспорт, разобьет корму, поломает винты и руль. Эсминец работает машинами то назад, то вперед. Тысячи перемен хода потребовалось произвести машинистам, чтобы удержать корабль на заданном расстоянии.

Прошли часы, а не минуты, прежде чем маневр удался. Долгие восемь часов понадобились для того, чтобы передать буксирный трос на транспорт. Но вот «Гремящий» задним ходом медленно придвинулся к транспорту на короткую дистанцию. Трос был закреплен за кнехт. Эсминец дал малый ход вперед. Пароход медленно, как бы нехотя, разворачивался на заданный курс. Но в этот миг очередной девятый вал набросился на эсминец, отвалил его в сторону. На юте матросы не успели дать слабину, по тросу с треском пробежали зигзаги синего огня, и он лопнул, словно тонкая нить.

Маневр повторили. И снова неудача: трос лопнул, как и первый, с той лишь разницей, что его обрывок упал на винты «Гремящего». Пришлось застопорить ход.
Все это время, пока моряки «Гремящего» делали свое нелегкое дело, «Громкий» был в охранении и также делал свое дело: расстрелял плавающую мину, обнаруженную сигнальщиками среди вспененного моря, и отогнал от конвоя подводную лодку противника. «Громкий» ходил вокруг конвоя по увеличивающейся спирали и бросал глубинные бомбы, загоняя лодку на глубину.

Нужно было начинать все сначала. На «Гремящем» больше не оказалось подходящих тросов. Запросили капитана транспорта. Он ответил, что на судне тросы имеются, но находятся в трюме. Капитану предложили мобилизовать для авральных работ не только членов команды, но и всех пассажиров независимо от пола. Переговоры семафором затянулись. Чтобы действовать флажками в такую качку, сигнальщику нужно обладать искусством канатоходца. Пока один из сигнальщиков «писал» флажками, другой его поддерживал, чтобы товарищ не сорвался с мостика. Для того, чтобы достать трос, команде «Марины Расковой» в условиях 11-12 бального шторма пришлось вручную, с помощью пассажиров, переместить стоявщий на люке трюма трактор.

Наконец завели буксир - стальной шестидюймовый трос. Теперь уже для большей гарантии его сохранности, использовали якорную цепь и якорь транспорта. Их стравили за борт вместе с буксирным тросом, чтобы провиснув они своим весом смягчали рывки. На «Гремящем» конец троса усилили своим, обвели его петлей вокруг тумбы четвертого орудия, так как ближайшие кнехты были уже выворочены со своих мест.

Буксировка началась. С большим трудом удалось развернуть транспорт на нужный курс. Идти прямо он упорно не хотел, рыскал то в одну, то в другую сторону и тянул за собой корму миноносца, который по сравнению с ним казался очень маленьким.

Тогда кто-то высказал мысль: а что, если «Громкий» свяжется буксиром с кормой транспорта и таким образом послужит ему рулем? Предложение понравилось. Сигнальным прожектором вызвали «Громкий», который все еще носился вокруг каравана, сбрасывая глубинные бомбы. Подойти «Громкому» к корме транспорта было уже значительно легче, так как судно теперь имело поступательное движение вперед и его меньше швыряло на волне.

В результате дружных усилий команд эсминца и транспорта кормовой буксир был заведен. Скорость движения после этого увеличилась. Имея такой «руль», как корабль, транспорт лег на заданный курс. Теперь беспокоило другое: корабли и транспорт, связанные в одну «цепочку», потеряли свободу маневра и стали прекрасной целью для подводных лодок.
(Последовательность вариантов буксировки «Марины Расковой» эсминцами «Гремящий» и «Громкий»:
1. Сначала буксир был подан с носа эсминца «Гремящий» на корму транспорта. «Марина Раскова» шла своим ходом, а эсминец заносил корму транспорта то вправо, то влево, удерживая его на курсе. Так прошли около сорока миль.
2. Однако транспорт не хотел слушаться нового "руля" и постоянно сбивался с курса. Гурин решил изменить вид буксировки. Буксир передали с кормы эсминца «Гремящий» на нос «Марины Расковой». С большим трудом удалось развернуть транспорт на нужный курс и начать буксировку.
3. Но и при этом варианте идти прямо транспорт упорно не хотел, рыскал то в одну, то в другую сторону и тянул за собой корму эсминца. Тогда «Громкий» связался буксиром с кормой транспорта и таким образом послужил ему рулем. Скорость движения после этого увеличилась. Имея такой "руль", как корабль, транспорт лег на заданный курс.)

Но делать было нечего. Это был единственный способ, позволявший уверенно буксировать транспорт на огромной волне. Машинам «Гремящего» приходилось теперь обеспечивать ход трех кораблей. По оборотам винтов эсминцу полагалось бы двигаться со скоростью 12 узлов, на самом же деле он еле-еле «выжимал» два - три узла.

Люди измучились. Уже два дня экипажи не получали горячей пищи: в условиях страшной качки приготовить ее было невозможно. Каким-то чудом удалось сменить вахту в машинных и котельных отделениях, дав возможность отдохнуть вконец обессилевшим машинистам.

Но караван ждали новые испытания. До базы оставалась еще добрая сотня миль, а топливо на «Гремящем» подходило к концу. Нефтяные насосы вместо мазута все чаще захватывали воздух, и тогда в котлах гасли форсунки. Чтобы избежать этого, все топливо собрали в две цистерны, а остальные заполнили забортной водой, рассчитывая этим уменьшить качку корабля.

Внезапно эсминец «Громкий» отдал буксирные концы и стремительно, насколько позволяла волна, пошел в сторону, часто скрываясь за гребнями волн. Над морем загремели взрывы глубинных бомб. Оказывается, экипаж вторично обнаружил в такой круговерти перископ фашистской подводной лодки, выходившей в атаку на транспорт.

«Громкий» пробомбил район обнаружения глубинными бомбами и не только не дал противнику возможности выпустить торпеды, но и вынудил его отказаться от преследования конвоя. Отбомбившись, эсминец снова занял свое место в походном ордере. Правда, еще несколько раз он отрывался от конвоя и охотился за другими гитлеровскими субмаринами.
Это была та самая «волчья стая», о которой предупреждал командующий флотом перед выходом в море. Значит, противник знал о конвое и поджидал его.


(На мостике эсминца «Гремящий». Командир корабля Николаев (у пеленгатора), связист Кривощеков и сигнальщик.)

На четвертые сутки караван все-таки настолько продвинулся вперед, что простым глазом стали видны низкие берега Новой Земли. Ветер постепенно стих. Волны тоже стали меньше под защитой берега и уже не перекатывались через корабль.

На пятые сутки похода (вместо 50 - 60 часов в нормальных условиях) эсминцы и спасенный ими транспорт втянулись в узкие ворота бухты Белушьей. Путь закончен!

Задание командования было выполнено. Корабли стояли на рейде, и казалось, что они отдыхают после тяжелой работы. Эсминцы выдержали такую нагрузку, о которой, может, и не думали даже их создатели. На кораблях шел пир. Впервые за четверо суток была приготовлена горячая пища. Командиры приказали выдать положенную по нормам водку. Офицеры обедали вместе с матросами. Вспоминали трудности похода, восхищались героизмом тех, кто в шторм работал на верхней палубе, заводя буксирные концы.

Наутро корабли вышли в обратный путь. Нужно было торопиться: в базе их ожидало новое боевое задание.
Через полтора суток эсминцы «Гремящий» и «Громкий» прибыли в Архангельск. В Соломбале первым встретил корабли командующий флотом адмирал Головко. Он поздравил команды с успехом и поблагодарил за образцовое выполнение сложнейшей задачи.

A 9 ноября в штабе Северного флота было получено сообщение о том, что пароход «Марина Раскова», сдав по назначению груз в Белушьей губе, благополучно возвратился в Архангельск.

Вооружение

Однотипные корабли

История создания

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.» от 11 июля 1933 года предусматривало строительство 50 эсминцев. Техническое задание со следующими параметрами утвердили в 1934 году: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов , вооружение - четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм.

Постройка

На строительство кораблей нового проекта 7 , к которому относился и «Гремящий», мобилизовались практически все заводы судостроительной промышленности СССР. «Гремящий» был заложен на Ленинградском судостроительном заводе №190, под строительным номером С-515 23 июня 1936 года. Строительство корпуса велось чуть более года, и уже 12 августа 1937 года эсминец был спущен на воду. После спуска на воду еще 2 года велась достройка и испытания. 28 августа 1938 года «Гремящий» был принят в состав флота.

Модернизации и переоборудования

К 1943 году вспомогательное и зенитное вооружение «Гремящего» было усилено: взамен демонтированных 45-мм полуавтоматов было установлено 4 37-мм полуавтомата 70-К и 2 12,7-мм спаренных пулемета Kolt-Browning. Запас торпед был сокращен до 6 в торпедных аппаратах, торпеды со стеллажей были убраны. Было установлено 2 бомбомета БМБ-1. Также на «Гремящий» установили РЛС английского производства типа «286М».

История службы

  • Ноябрь 1938 года: после завершения всех испытаний, бывший командир подводных лодок капитан-лейтенант Гурин А.И. был назначен командиром эсминца «Гремящий».
  • Сентябрь 1939 года: «Гремящий» в паре с эсминцем «Сокрушительный» совершает переход по Беломорско-Балтийскому каналу на север и 8 ноября 1939 года, сразу после прибытия, включается в состав Северного флота .
  • Ноябрь 1940 года – май 1941 года: «Гремящий» находится на гарантийном ремонте в Полярном.
  • 22 июня 1941 года: сразу после объявления готовности №1 эсминец переходит из Полярного в Ваенгу.
  • 23 июня 1941 года: находясь в Ваенге, «Гремящий» впервые открывает огонь в боевой обстановке по немецким самолётам.
  • 24 июня 1941 года: «Гремящий» выходит в первый боевой поход с задачей эскортировать транспорты «Моссовет» и «Циолковский» с войсками из Мурманска в Титовку.
  • 14-15 июля 1941 года: ведя огонь по самолетам противника, зенитчики «Гремящего» сбивают немецкий бомбардировщик, еще один повреждают прямым попаданием. Таким образом, «Гремящий» записал на свой счет первую документально подтвержденную победу.
  • 14 июня 1941 года – 15 августа 1941 года: «Гремящий» базируется в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время было отражено более 20 воздушных атак.
  • 15-18 августа 1941 года: эсминец совершает переход в Мурманск.
  • 22 августа 1941 года: во время стоянки в Мурманске корабль попадает под воздушный налет и получает повреждения: 8 250-кг бомб взорвались в 10-15 м от борта. «Гремящий» незамедлительно поставлен в срочный ремонт.
  • 27 августа 1941 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» получают приказ оказать помощь торпедированной плавбазе ВВС Северного флота «Мария Ульянова» и сопроводить ее в Териберк. Во время эскортирования корабли в течении 4-х часов отражают налеты вражеской авиации, «Гремящий» прямым попаданием сбивает немецкий Ju-88. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб корпус эсминца получает множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бомба и повреждена дымаппаратура. Плавбазе удалось добраться до Териберка без серьёзных повреждений.
  • Сентябрь 1941 года: «Гремящий» занимается постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце сентября четыре раза выходит для обстрела вражеских сухопутных позиций на побережье Мотовского залива. Всего было поставлено 194 мины и выпущено свыше 300 130-мм фугасных и осколочно-фугасных снарядов.
  • 24-25 ноября 1941 года: «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер HMS Kenya и 2 эсминца). участвует в обстреле норвежского порта Варде. За 6 минут корабль, следуя 21-узловым ходом, выпустил 87 130-мм снарядов.
  • 21 февраля 1942 года: эсминец в течение 3 часов обстреливает вражеские наземные позиции из губы Ара (Мотовский залив), израсходовав 121 снаряд главного калибра.
  • Март 1942 года: «Гремящий» начинает сопровождать «полярные» конвои .
  • 22 марта 1942 года: во время сопровождения конвоя QP-9 «Гремящий» попадает в 8-балльный шторм , получает повреждения корпуса и теряет конвой . Командир корабля Гурин А.И. принимает решение вернуться на базу.
  • 24 марта 1942 года: корабль возвращается в Мурманск.
  • 29 марта 1942 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Сокрушительный» и английским HMS Oribi вновь выходит в море для встречи очередного конвоя PQ-13. К вечеру 29 марта эсминцы оказались в сплошном поле льда.
  • 30 марта 1942 года: ветер усиливается до 7-8 баллов . В 19-16 сигнальщик с «Гремящего» замечает рубку подводной лодки . «Гремящий» на скорости 20 узлов выходит на боевой курс и сбрасывает 9 больших и 8 малых глубинных бомб на месте погружения подводной лодки. Бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны было установлено, что «Гремящий» потопил U-585.
  • 10-13 апреля 1942 года: вместе с «Сокрушительным» и английскими кораблями «Гремящий» эскортирует конвой QP-10. 11 апреля в 14-15 транспорты были атакованы немецкой авиацией. «Гремящий» добивается прямого попадания в Ju-88 и сбивает его. В 15-45, во время второго налета, «Гремящий» записывает на счет еще один Ju-88.
  • 16-17 апреля 1942 года: во время обратного перехода в Мурманск, «Гремящий» дважды атакует немецкие подводные лодки, сбросив 7 глубинных бомб, однако, безрезультатно.
  • 30 апреля 1942 года: «Гремящий» вместе с «Сокрушительным» вступает в охранение торпедированного немецкой подлодкой английского крейсера HMS Edinburgh . Нехватка топлива заставляет советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. На следующий день, когда «Гремящий» и «Сокрушительный» вновь выходят в море, выясняется, что HMS Edinburgh был повторно торпедирован и затоплен командой.
  • 4 мая 1942 года: Эсминец выходит в море для встречи конвоя PQ-15. На пути к конвою «Гремящий» атакует немецкую подлодку серией из 19 глубинных бомб. С корабля наблюдали сильный взрыв, на поверхности воды появился большой воздушный пузырь и масло, но после войны факт гибели лодки не подтвердился.
  • 7 мая 1942 года: «Гремящий» обстреливал позиции противника из губы Вичаны (Мотовский залив). Стрельба велась с помощью берегового корректировочного поста. Всего было выпущено 238 130-мм снарядов.

«Гремящий» ставит дымовую завесу. 1942 год.

  • 9 мая – 27 июня 1942 года: «Гремящий» находится в текущем ремонте около плавмастерской №104. Также была произведена модернизация по замене 45-мм полуавтоматов четырьмя 37-мм . Не смотря на ремонт, эсминцу приходилось практически ежедневно отражать налеты вражеской авиации. За это время «Гремящий» сбил 3 Ju-88 и столько же повредил.
  • 9-10 июля 1942 года: «Гремящий» совместно с «Сокрушительным» и «Грозным» осуществляет поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, следующих в Белое море. По пути эсминцы попадают в плавучий лед, волнение достигает 4-х баллов. Вынужденные сбавить ход до малого и лишенные возможности маневрировать, эсминцы подвергаются атаке четырех бомбардировщиков Ju-88, сбросивших на каждый корабль по 8 бомб. 4 бомбы взорвались в воде в 4-5 м от его левого борта «Гремящего». От сотрясения вышли из строя гирокомпас , 2-й дальномер ДМ-4, лопнул приемный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу.
  • 10 июля – 25 августа 1942 года: «Гремящий» приходит в Ваенгу, где, стоя на якоре и маневрируя на рейде, отражает почти ежедневные налеты авиации.

Матрос наблюдает за воздушной обстановкой в походе. На заднем плане - «Гремящий». 1942 год.

  • 25-28 августа 1942 года: «Гремящий» конвоирует до Новой Земли транспорт «Диксон».
  • 29 августа – 15 сентября 1942 года: эсминец стоит в Мурманске, производя чистку и щелочение котлов и одновременно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики «Гремящего» сбивают 3 Ju-88.
  • 18 сентября 1942 года: во время эскортирования конвоя PQ-18 в 10-35 в районе мыса Канин Нос корабельные наблюдатели с «Гремящего» своевременно замечают 18 немецких торпедоносцев, летящих на малой высоте по направлению к конвою. Корабли эскорта открыли сильный зенитный огонь, в том числа и из главного калибра. В результате примерно из 60 немецких самолетов (39 He-111, 19 Ju-88 и несколько четырехмоторных FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 огнем с «Гремящего». При этом конвой потерял лишь один транспорт, в который попала торпеда с He-111. Расход боеприпасов на «Гремящем» составил 72 130-мм снаряда, 145 76-мм снарядов, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов. Не пострадав во время боя, эсминец на следующий день попадает в 8-балльный шторм и получает ряд повреждений. 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибывает в Архангельск.
  • 21 сентября 1942 года: «Гремящий» совершает переход в Полярный.

Эсминец «Гремящий». Сентябрь 1942 года.

  • 14 октября 1942 года: под флагом командующего флотом адмирала А.Г. Головко «Гремящий» встречает в море прибывших с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» .
  • 30 октября 1942 года: «Гремящий» попадает в 7-8 -балльный шторм. Крен корабля при качке достигал 52°. Вскоре в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрейные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.
  • Ноябрь 1942 года – январь 1943 года: «Гремящий» находится в Ваенге.
  • 16 января – 29 апреля 1943 года: «Гремящий» переходит в Мурманск и встает на ремонт. За время ремонта эсминец неоднократно принимает участие в отражении воздушных атак. 10 марта из пулемета был сбит истребитель Me-109, а неделю спустя еще один самолет, тип и принадлежность которого установить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».
  • 1 марта 1943 года: эсминцу «Гремящий» было присвоено гвардейское звание.
  • Май-июнь 1943 года: «Гремящий» участвует в семи боевых походах по сопровождению конвоев . 19 июня эсминец срывает атаку немецкой «волчьей стаи» подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 ныряющих 130-мм снарядов.
  • Июнь 1943 года – октябрь 1944 года: «Гремящий» сопровождает конвои, не участвуя в бою.
  • 9 октября 1944 года: «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная (с целью отвлечь противника от направления главного удара) высадка десанта в районе Титовки. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
  • 25-26 октября 1944 года: «Гремящий» совместно с эсминцами «Разумный», «Разъяренный» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А. Фокина) участвует в обстреле порта Варде. Огонь велся централизованно по данным РЛС. Всего было выпущено 597 130-мм снарядов (со всех кораблей), но, после того как немецкие береговые батареи открыли ответный огонь, отряд кораблей отошел. Это была последняя боевая операция «Гремящего».
  • 19 января 1945 года: как сильно износившийся, эсминец «Гремящий» встал на пятилетний ремонт в Мурманске.
  • 3 апреля 1956 года: «Гремящий» исключен из состава флота.
  • 27 декабря 1956 года: «Гремящий» переклассифицирован в опытовое судно ОС-5.
  • 21 сентября 1955 года и 7 сентября 1957 года: эсминец принимал участие в ядерных испытаниях в Заполярье.
  • 1 марта 1958 года: исключен из списков флота и передан для разделки на металл.

Общий боевой итог

  • 1418 суток боевой службы
  • 90 выполненных боевых заданий
  • пройдено 59 850

«Гремящий» - советский эсминец 5 уровня, быстро завоевавший любовь и признание участников бета-теста.

Отличная скорость в 38 узлов позволяет «жалить» противников торпедными ударами, а затем стремительно уходить из-под обстрела, отвечая на огонь залпами мощных 130-мм артиллерийских орудий.

Быстрый и смертоносный, «Гремящий» идеально подготовлен для диверсий во вражеском тылу.

«Гремящий» доступен в Премиум магазине игры в составе пакета «Неуловимый мститель». При покупке вы получите в подарок приглашение в закрытый бета-тест World of Warships. После окончания предзаказов «Гремящий» нельзя будет приобрести как минимум в течение года.

Особенности

  • «Гремящий» несёт на борту одни из самых мощных по меркам эсминцев орудий главного калибра. Огонь этих 130-мм пушек порой может доставитьнемало проблем даже вражеским линкорам, не говоря уже об эсминцах и крейсерах.
  • Главный калибр «Гремящего» отличается не только огромной мощью, но и большой дистанцией огня. По дальнобойности он оставляет позади многие эсминцы более высоких уровней.
  • Скорость вращения орудийных башен «Гремящего» относительно невысока. Вступив в артиллерийский бой, старайтесь удерживать противника на средней или дальней дистанции и активно пользоваться дымзавесой.

  • Довольно высокая дальность хода торпед в 8 км (при дистанции обнаружения корабля в 7 км) порадует любителей скрытной тактики игры. Но помните: скорость торпед не слишком высока, а потому каждую атаку стоит просчитывать на несколько шагов вперёд.
  • Благодаря хорошему торпедному вооружению «Гремящий» может отлично показать себя и в скрытных нападениях из засады, которые так любят почитатели американских эсминцев. Укрываясь за островами или прячась в клубах дыма, корабль до самого последнего момента может оставаться незамеченным, а затем отправить врага на дно единственным сокрушительным торпедным ударом.

Выводы

«Гремящий» - это золотая середина между американскими и японскими эсминцами. Он сочетает в себе сразу многие их достоинства: высокую скорость, хорошее торпедное вооружение и, конечно же, мощнейшую для эсминцев артиллерию.

Учитывая характеристики, лучше всего «Гремящий» покажет себя в схватках на средних дистанциях с резкими прорывами для торпедных атак и стремительным отступлением в клубах дымзавесы.

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?

Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

Веллерсхофом. С 19 мая по 1 июня 1989 года эсминец участвовал в учениях стран ОВД , находился в резерве, в ходе учений поразил 1 ракету-мишень. Спустя 1,5 месяца на тактических учениях обе мишени не были поражены .

17 июля 1989 года «Гремящий» посетил главнокомандующий ВМС Финляндии контр-адмирал Тикка Юхауг. В период с 20 по 25 июля 1989 года эсминец осуществил межфлотский переход из Балтийска в Североморск , перейдя в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры .

7 августа 1989 года корабль был включён в состав кораблей постоянной готовности первой линии, 23 августа корабль посетил с проверкой начальник штаба Инспекции Министерства обороны генерал-полковник Сычинский. По результатам года эсминец «Гремящий» получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу. 24 января 1990 года вышел на боевую службу в Средиземное море с эсминцем «Окрылённый », 5 марта совершал совместные манёвры и отрабатывал связь с итальянским фрегатом «Минерва». 26 апреля выполнил заход в Тартус (Сирия). В период с 25 июня по 1 июля нанёс визит в Гавану (Куба) , участвовал в совместных с ВМС Кубы военно-морских учениях. 3 июля «Гремящий» взял пробы воды и произвёл осмотр района в районе гибели ПЛ К-219 . 21 июля корабль прибыл в Североморск, пройдя за время боевой службы 24 000 морских миль за 176 ходовых суток. По результатам года эскадренный миноносец получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу .

С 26 по 31 августа 1991 года «Гремящий» в качестве флагманского корабля участвовал в акции «Дервиш», посвящённой памяти 50-летия первого северного конвоя. 23 сентября в составе КУГ выполнил призовую артиллерийскую стрельбу и учебную минную постановку на оценку «отлично»; 17 октября аналогично выполнил ракетную стрельбу ПКР «Москит». Совместно с эсминцем «Расторопный» .

Служба после 1991 года

25 марта 1992 года в течение 4,5 часов вытеснял из территориальных вод России американскую подводную лодку. В феврале 1993 года принимал участие в учениях под флагом адмирала И. В. Касатонова, с 6 по 11 апреля находился в море на зачётном учении по ПВО в составе КУГ (флагман - адмирал О. А. Ерофеев), выполнил на «отлично» совместные упражнения с эсминцами «Окрылённый» и «Безудержный». 15 апреля при прохождении инспекторской проверки эсминец выполнил стрельбу ЗАК АК-630 и РЭП (оценена на «отлично»), кораблю дана общая оценка «хорошо» .

16 мая 1993 года корабль опять вышел в море, под флагом вице-адмирала Ю. Г. Устименко посетил в период с 25 мая по 1 июня с официальным визитом Ливерпуль для празднования 50-летия Битвы за Атлантику . В Ливерпуле «Гремящий» посетили 46 000 англичан, в их числе первый лорд Адмиралтейства адмирал А. Уинфрид. По итогам года эсминец завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В 1994 году был признан лучшим кораблём ВМФ России по артподготовке .

С 23 апреля по 27 октября 1994 года проходил текущий ремонт на судоремонтном заводе № 35 в Росте (заменены трубки котлов). 12 января 1995 года «Гремящий» был помещён в ПД-50 на судоремонтном заводе № 82 в Росляково для выполнения доковых работ. Докование было завершено 11 марта этого же года. С марта 1995 по январь 1996 года корабль выполнял задачи боевой подготовки; был награждён Дипломом Президента России за участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне . В сентябре 1996 года из-за неудовлетворительного состояния трёх из четырёх котлов (1-го, 2-го и 4-го) эсминцу был запрещён выход в море. Из состава сил постоянной боевой готовности «Гремящий» был выведен 28 марта 1997 года с переведением в резерв второй категории. Сроки ремонта корабля истекли в декабре 1997 года. 16 февраля 1998 года переведён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры . 15 июня на «Гремящем» был сокращён штат . Списан в 2007 году.

В апреле 2016 года объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ .

В мае 2019 года на стоящем в Североморске эсминце произошёл пожар.