Проблемы организации экскурсионной деятельности были и остаются актуальными, при этом в методической лите­ратуре освещены недостаточно.

В на­стоящее время экскурсионная работа приоб­ретает все большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности.

Однако проведение экскур­сии не следует рассматривать в качестве про­стой формы деятельности, позволяющей за счет подготовленных индивидуального тек­ста легко контролировать груп­пу экскурсантов. С точки зрения экскурсанта качественной является экскурсия, в которой запоминается не только информация, но так­же рассказ и показ экскурсовода, то есть весь экскурсионный процесс. С точки зрения экс­курсовода качественной является экскурсия, во время которой правильно используются методические приемы рассказа и показа – экскурсионная методика. В целом же прове­дение экскурсии является одной из наиболее сложных форм образовательного процесса.

Все чаще перед экскурсоводами музеев встает вопрос: как сделать процесс проведения экскурсии удачнее, интереснее. Экскурсоводу приходится придумывать различные формы проведения экскурсии, стараются творчески подойти к тому, как преподнести новый экспозиционный материал. В наше время особое внимание уделяется инновационным технологиям и интерактивным методам.

Музей - это научно-исследовательское и научно-образовательное учреждение, которое выполняет на основании музейных предметов функции документоведения, образования и воспитания. Социальную функцию музей выполняет в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспозиционирования и пропаганды музейных собраний.

К экскурсионным приемам показа относят прием абстрагирования, интеграции, сравнения, переключения внимания, зрительной реконструкции. Наиболее часто используемыми приемами рассказана экскурсии с детьми являются вопросно-ответный, описание, характеристика, объяснения, цитирования, соучастия, ссылки на очевидцев, анти климактерический.

В образовательном учреждении музей становится не только центром освоения культуры, природы, истории микрорайона, гражданских начал, но и ядром самостоятельно созданного личностно-ценностного культурно-исторического пространства

Таким образом, экскурсионная методика является своеобразным инструментом, помогающим экскурсоводу за короткий отрезок времени переместить в сознание экскурсантов боль­шой объем знаний, а экскурсантам, в свою очередь, увидеть, запомнить и понять зна­чительно больше материала, чем, например, на лекции, которая раскрывает ту же тему.

Это объясняется тем, что методика экскурсии построена на диалоге экскурсовода и экс­курсантов, а также на практическом обще­нии посредством наблюдения за объектами показа, на различных видах анализа, сравне­ния за счет зрительного восприятия. Экскур­сионная методика, как правило, опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Получается, что экскурсионная ме­тодика обобщает опыт проведения экскур­сий, разрабатывает и предлагает такие мето­дические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эф­фективность раскрытия и восприятия темы.

Аспекты экскурсионной мето­дики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экс­курсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсионная методика связа­на с такими понятиями, как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следу­ет с показа, со зрительных или иныхвпечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов. Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффектив­ное использование методических приемов ведения экскурсии.Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздей­ствия на экскурсантов.

Показ и рассказ являются основными элементами любой экскурсии. Но если по­каз является большей частью экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления, то рассказ можно считать ее меньшей частью, которая носит по отно­шению к методике показа подчиненный ха­рактер. Все дело в том, что рассказ строится во многом на показе и практически полно­стью подчинен показу, поскольку на протя­жении большей части экскурсии экскурсовод рассказом раскрывает объекты показа, дает им пояснения, формирует знания экскурсан­тов о них.

Главное требование экскурсионной ме­тодики – обеспечение непрерывности рас­крытия темы в ходе экскурсии как процесса усвоения знаний, то есть воздействие экскур­сионного материала на экскурсантов в течение всей продолжительности экскурсии (без пауз, остановок и перерывов).

Методика требует связи и взаимодей­ствия между показом и рассказом, предусма­тривая либо их сочетание, либо чередование, или же – их отсутствие.

В общепринятом понимании экскурсии известны четыре варианта использования показа и рассказа, которые характерны прак­тически для каждой экскурсии:

1) показ и рассказ идут одновременно – экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь;

2) идет только рассказ – излагаются исторически события, дается характеристика города,населенного пункта и т. д;

3) идет только показ – происходит на­блюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода;

4) показа и рассказа нет – экскурсан­ты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления

Главной задачей экскурсовода при проведении экскурсии является контролирование вни­мания группы. Одним из наиболее доступных и качественных методов по его поддержанию является использование диалога, который по­зволяет экскурсантам лучше воспринимать материал в ходе живого общения, а для экс­курсовода важен с точки зрения контроля за вниманием группы, которое заострено на диалоге и не рассеивается. При живом обще­нии экскурсанты не только лучше восприни­мают материал, но и участвуют в экскурсии, а не просто присутствуют на ней. Если не поддерживать диалога с группой, то некото­рые экскурсанты могут ощутить свою вто­ростепенность.

Одним из главных правил экскурсии является адаптация текста для группы и из­ложение его экскурсоводом простым разго­ворным языком. В данном случае экскурсо­вод показывает знания на основе реального общения с группой. Как показывает практи­ка, воспроизведение заученного текста име­ет ряд недостатков.

Таким образом, мы рассмотрели экскур­сионную методику, показав особенности и принципы, используемые в ходе различных экскурсий. Однако была описана лишь часть приемов экскурсовода. Безусловно, значимыми являются не только используе­мые им методы, но речевая культура, уровень общих знаний, внешний вид, жестикуляция, эмоциональный фон. Но важно ответить, что при наличии всех этих деталей, но без ис­пользования методики, невозможно провести качественную экскурсию, поскольку именно применение методики подчеркивает уровень экскурсовода и помогает ему не только гра­мотно работать с группой экскурсантов, но и совершенствоваться, используя на практике новые методы.

Интерактивность – это взаимодействие, процесс коммуникации, предусматриваю­щий двусторонний диалог между экскурсоводом и экскурсантами целью которого является преобразование общей информации в личностные знания.

Сущность интерактивного обучения заключается в постоянном и активном взаимо­действии всех его участников. Совместная деятельность овладения новым материалом означает, что каждый вносит в это процесс свой индивидуальный вклад, способствуя более качественному обмену знаниями, идеями, основами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимо­помощи, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познаватель­ную деятельность, переводить ее на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом информацией, сменой и разнообразием видов деятельности.

Современный музей должен быть доступным, а интерактивные занятия позволяют достигнуть этого через вовлечение детей в действие. Таких занятий разработано не мало.

Интерактивные занятия наиболее эффективны в младшем и среднем подростковом возрасте. Дети хотят видеть себя не только зрителями, но и участниками исторических событий. На занятне только смотреть на витрины, но и подержать в руках, орден Красной Звезды, покачать люльку, посидеть за прялкой, написать пером в тетраде, попробовать поиграть на пионерском барабане и горне... Эти занятия помогают раскрывать перед детьми предметный мир, так как строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, но и активно действовать, принимать участие в экскурсии, отвечать на вопросы, манипулировать музейными предметами.

Музейный экспонат аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может также быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя, свидетельствовать о его потребностях, вкусах, социальной роли, чувствах и т.д. А «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя: например, в крестьянку в народном костюме, которая используя большую коллекцию рушников или других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в районе и его населенных пунктах вызывает у детей просто восторг. Дети погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Методы работы с детьми в музее можно разделить на две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности. К первой группе можно отнести словесные, наглядные, практические методы. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские методы относят к методам по характеру мыслительной и познавательной активности.

В настоящее время практически все ведущие музеи отказались от традиционной формы проведения экскурсии, когда ребенок всего лишь пассивно воспринимает информацию, не влияя на ход событий. Сотрудники музеев включают богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности.

Интерактивные и анимированные методы: экскурсанты не только слушают, но и принимают активное участие в проведении экскурсии

Проведение экскурсии смастер - классами

Костюмированные экскурсии

Игровые элементы экскурсии

Прием театрализацци

Флеш – моб,сити-квест,фотоспринт,

Экстрим экскурсии

Виртуальные экскурсии

Экскурсии –приключения

Проблемные экскурсии (экологические,социальные, военно-патриотические)

Корпоративные

Профориентационные

Самыми распостраненными театрализованными праздниками на базе нашего районного музея «Источник жизни» и в населенных пунктах района популярными до сих пор языческие праздники совмещенные с праздниками православными. Так празднование Масленеицы проходит практически во всех селах,на этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьники но и жители всего села. Также популярны празднки Рождество Христово, праздник Троицы, Ивана Купалы, День Святого Николая Чудотворца, Крещения Господнего. В последнее время большей популярностью пользуется католический праздник всех влюбленных – День Святого Валентина

Кроме календарных праздников, появляетя большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок.

Среди инновационных методов проведения экскурсии необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках. В уютной обстановке, чаще всего за чаепитием, участники театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины.

Следует подчеркнуть, что именно интерактивные методы раскрывают новый уровень музейной интерактивности, ориенти­рованный на общение в среде музея, выявление разнообразных черт и свойств личности через ее включение в непосредственную деятельность. Таким образом, музей выступает платформой для организации коммуникации, получает возможность обновлять и менять свой контент, а музейный предмет становится своеобразным катализатором коммуника­ции между различными посетителями

В ходе интерактивной музейно-педагогической деятельности активно формируются личностные качества воспитанников, их умение говорить и презентовать себя. Исполь­зование разного рода знаков, ассоциативных символов, создание условий, максимально приближенных к жизненным ситуациям, делает возможным непроизвольное запоминание материала, приближает процесс обучения к непринужденному восприятию. Также сти­мулируется интерес к прошлому, осуществляется передача культурного опыта, а музей становится посредником между посетителем и культурной средой.

Путем приминени интеррактивных методов при проведении экскурсии можно достигать эффективных результатов в учебной деятельности.

Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы с аудиторией, работа краеведческих музеев приобретает новое звучание. Музеи разрабатывают свои программы соответственно возрастным особенностям аудитории, что позволяет обучающимся получать дополнительные знания по истории, культуре, природе нашего края. Музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии. У многих появились свои интернет-сайты, которые приобретают все более интерактивный характер, то есть не только предлагают информацию, но и вовлекают в общение с музеями через анимированные планы и схемы, игры, чаты и прочие «новомодные» средства коммуникации, ставшие для юного поколения уже привычными.

В наше время особое внимание уделяется инновационным технологиям и интерактивным методам проведения экскурсии. Все чаще экскурсионная работа приоб­ретает большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности.

Таким образом, перспективы развития музеев тесно связаны с изменением их имиджа, развитием музейной коммуникации, с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию.

Интерактивные формы работы позволяют привлечь в музей и заинтересовать самые различные категории посетителей. Кроме того, у экскурсантов остается неизгладимое впечатление после посещения музейного праздника. Интерактивные экскурсии – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Но в то же время, сотрудникам не стоит забывать и о традиционных формах работы с посетителями, которые остаются интересными для взрослой аудитории, опытных посетителей, специалистов. Таким образом, именно сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь новых посетителей в музей, пробудить интерес к прошлому, а также «воспитать людей с развитым вкусом восприятия музейных экспозиций».

1. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

2. Крижавских М.Ю. Музей как центр дополнительного образования // Литературный квартал. –Екатеринбург, 2008. - №13.

3. Леонов Е. Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность-2010: сб. ст. по итогам VII Международ. научно-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 103–106.

4. Майбурова И.Б. Музейная экспозиция как импульс детского творчества // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2004. - №11.

5. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности. – СПб.: Изд. фонд «Герда», 2008. – 208 с.

2.1. Экскурсионная методика и пути ее совершенствования

В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова "метод", что в буквальном переводе означает "путь к чему-либо", а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм , совершенствующий "подачу" материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания. Практически лекционный процесс нейтрализует участие в восприятии материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие, делая его "однобоким".

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека. Из философской науки методика берет учение о диалектике, теорию познания и логику. Диалектика дает возможность освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия представляет собой диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию - экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Забота об экскурсионной методике - это не только усилия, направленные на совершенствование организации методической работы ее звеньев. Это работа по углублению содержания самой методики, методических приемов как способов наиболее совершенной подачи экскурсионного материала и наиболее действенного раскрытия темы экскурсии. Выполняя функции частной методики, экскурсионная методика имеет дело с методическими приемами различных экскурсий. Одновременно она выполняет роль общей методики. Так происходит в тех случаях, когда речь идет об использовании в экскурсиях принципов и требований общих для всех форм идейно-воспитательной работы - наглядности, научности, систематичности, доступности, убедительности и т. д.

Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи - справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Любая методика - это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике - это сумма определенных умений и навыков проводить работу - разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

А) для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?
б) какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?
в) как проводить экскурсию (методические приемы)?
г) как возбудить и сохранить внимание экскурсантов?

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

Методики разработки новой для данного бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа . В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования "портфеля экскурсовода"; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т. д.

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода.

А методика показа и методика рассказа - два основных раздела экскурсионной методики.

Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она как было сказано ранее, оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.

Требования экскурсионной методики

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Полное время экскурсии = Время показа + Время рассказа + Паузы

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Наука о законах развития природы, общества и мышления, научный метод познания явлений природы и общества.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

I вариант - показ и рассказ идут одновременно - экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь.
II вариант - идет только рассказ - излагаются исторические события, дается характеристика города и т. п.
III вариант - идет только показ - происходит наблюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода.
IV вариант - показа и рассказа нет - экскурсанты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это "свободное" время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т. е. они разрушают "ткань" экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2-3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из "портфеля экскурсовода". Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями:

а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей;
б) умолчать об объекте;
в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств - все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельную возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, "держать эти раздражители на заднем фоне сознания".

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности "размещения" объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т. е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объектов? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

Экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т. е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);
- экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10-15 мин., другой - не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу . Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ - не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний - куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода - анализ картины, вторая - характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т. е. связанным с главным элементом экскурсии - показом.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность . Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии - показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует.

Еще одно требование экскурсионной методики - не считать работу законченной после того как определен методический прием. Задача методики - подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т. е. дать экскурсоводу "ключ" к использованию приема на практике.

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ним связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т. д.

Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ таких предметов, как пробитая осколком снаряда гимнастерка, надпись на стене дома на Невском проспекте в Петербурге: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Такие же эмоции вызывают встречи с местами известных экскурсантам событий: дуэли и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного подвига Александра Матросова и др.

Интересны результаты анкетного опроса участников одной из московских экскурсий. На вопрос: "Что в экскурсии вам больше всего зрительно запомнилось?" большинство ответило, что это была картина древней Москвы, "показанная" возле Малого театра. В таком ответе нет ничего удивительного: на этом месте в показе экскурсовод умело использовал прием реконструкции. Это позволило экскурсантам вместо современной асфальтированной улицы с троллейбусами и автомашинами увидеть реку Неглинку, на месте современных зданий - ее берега, женщин, стирающих белье, и верховых воинов, съезжающих к реке по косогору от старого Кремля. Также легко запоминаются картины и события в других экскурсиях, а экскурсанты и не подозревают, что "повинна" в этом методика. Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер.

Пути совершенствования методики

Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:

Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на курсах, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

Второй путь - разработка такой методической документации (контрольного текста, методической разработки, "портфеля экскурсовода"), которая явится основой для высокого качества ведения экскурсий.

Третий путь - детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.

Четвертый путь - практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное использование рекомендованных приемов на маршрутах, в процессе конкретной экскурсии.

Пятый путь - четкая отработка техники ведения экскурсий.

И, наконец, шестой путь - усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами таких наук, как психология и логика.

Выводы

Экскурсионная методика является наукой о способах и приемах проведения экскурсий. В ряде экскурсионных учреждений сфера деятельности экскурсионной методики рассматривается лишь как сумма методических приемов. При подготовке и проведении экскурсии не учитываются требования экскурсионной методики и необходимость правильного соотношения трех основных частей - методики показа, методики рассказа и методики организации экскурсионного процесса. Это оказывает существенное влияние на качество экскурсии и на эффективность ее проведения.

Главным для экскурсовода является понимание сущности методики, ее назначения и механизма действия при раскрытии темы экскурсии. Это понимание должно сочетаться с определенными знаниями и навыками, которые дают возможность приводить в действие механизмы методики.

Методика охватывает ряд проблем, связанных с разработкой новой темы экскурсии, в том числе отбор объектов для наблюдения, структура экскурсии, соотношение показа и рассказа, взаимообусловленность методики и техники ведения, связь методики с психологией и педагогикой. Постоянное совершенствование экскурсионной методики является важнейшей задачей экскурсионных организаций всех уровней. Необходимо обеспечить участие в этой работе всех экскурсоводов. Экскурсовод как исполнитель не должен ограничиваться ролью потребителя кем-то разработанной методики. Он должен быть одним из ее создателей.

Контрольные вопросы

1. Сущность методики, требования методики.
2. Предмет и виды экскурсионной методики.
3. Использование методической литературы.
4. Совершенствование экскурсионной методики.

Слово «метод» (греч. - путь, способ исследования, изложения) имеет несколько значений:

1. Метод - подход к действительности, к явлениям природы и общества.

2. Метод - прием теоретического исследования или практического достижения (осуществления) чего-нибудь.

3. Метод - (в философском значении) - средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

4. Метод - определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод в большинстве учебников логики определяется как совокупность внешних по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

В процессе педагогической и пропагандистской деятельности метод является основой получения новых знаний, формирования новых качеств характера советского человека.

Сам характер деятельности, ее содержание, последовательность действий, все, что входит в понятие «процесс деятельности» неразрывно связано с методом достижения поставленной цели (целей). Поэтому метод для той или иной деятельности не может быть избран произвольно. Избранный метод должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами используемых ресурсов.

В деятельности человека используется много различных методов. По своему значению и сферам применения все методы могут быть разделены на три категории:

а) диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где проходит исследование. Только диалектика, указывает Энгельс, «представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой».

«Всеобщим методом познания может быть только такой метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности. Во-вторых, он должен основываться не на частных законах, отражающих развитие той или иной области материального мира, а на законах всеобщих, отражающих развитие всех областей природы, общественной жизни и мышления».

б) общие методы, которые служат основой для многих наук, - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование и др. Таким общим методом, например, является формальная логика - метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному;

в) частные методы, которые находят применение только в данной науке или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов и относится экскурсионный метод.

Н. К. Крупская отнесла экскурсионный метод к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание «...не на отдельных, не связанных между собой элементах знаний, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, притом не в стационарном состоянии, а в процессе развития».

Требования этого метода состоят в следующем: выявить внутренние естественные связи между отдельными сторонами предметов и явлений; выбрать в наблюдаемых объектах самое важное и существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с ранее полученным опытом и знаниями.

Комплексный метод направлен на признание самого глазного в теме. Однако он «...допускает также расчленение на отдельные предметы, но при условии тесной связи между ними, осуществления единого крепко спаянного плана».

Н.К.Крупская, подчеркивая большое значение экскурсионного метода преподавания, говорила: «Экскурсионный метод дает возможность видеть, наблюдать». Его значение далее раскрывается так: «Изучение жизни должно строиться на наблюдении. Необходимо научить учащихся смотреть и видеть. Экскурсионный метод как раз и является методом, преследующим эту цель. Применявшийся ранее лишь в области естествознания, в настоящее время экскурсионный метод захватывает все области знаний».

Знание экскурсионного метода подчеркивалось учеными и в дальнейшем. Сошлемся на мнение одного из экскурсионных авторитетов - профессора Б. Е. Райкова, который в своей книге «Методика и техника экскурсий», выдержавшей в двадцатые годы ряд изданий, писал: «...Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода».

Таким образом, экскурсионным методом является метод сообщения знаний, в основе которого лежит наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом и моторность, т. е. передвижение экскурсантов по определенному маршруту с целью изучения объектов на месте их расположения и в ходе самого движения.

Обязательное условие экскурсионного метода заключается в том, что экскурсовод уже в ходе подготовки к проведению экскурсии на заданную тему сам увидел, как это было, ясно до мелочей представлял картину события, о котором идет речь. Например, рассказывая о колодце, ныне сухом - он должен видеть в нем воду; рассказывая о месте, где происходила дуэль А. С. Пушкина с Дантесом, видеть картину дуэли. Показывая крепостную стену, надо не только видеть, как ее из камней возводили наши предки в далеком прошлом, но ясно представлять, как ее защищали русские воины во время штурма крепости врагами. Без этого показ будет статичным, безжизненным и экскурсанты не увидят ничего, кроме места, где произошло событие.

Характеризуя значение культурно-исторических экскурсий, В. И. Адо писал: «Здесь имеются налицо все общеизвестные преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся, живое, конкретное и жизненное изучение прошлого, всестороннее (моторное, зрительное и т. д.) восприятие объекта, повышенный интерес к работе и, на основе всего этого, более углубленное и прочное усвоение материала».

Необходимо отметить, что в большинстве работ по экскурсионному делу экскурсионный метод характеризуется применительно к воспитательной работе с подрастающим поколением, с учащимися. На самом деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников охватывает экскурсия. В 1931 году в статье «Экскурсия», опубликованной в Малой советской энциклопедии, сказано: «Экскурсионный метод находит широкое применение, как в школьном деле, так и в массовой политико-просветительной работе» (т. 10, с. 194).

Ранее считалось, что рассказ и движение (моторность) являются методами. В настоящее время основными положениями, которыми руководствуются экскурсионные учреждения системы Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, являются:

а) в основе любой экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний аудитории;

б) показ и рассказ - основные элементы экскурсии;

в) движение (моторность) - один из шести основных признаков экскурсии, которые отличают экскурсию от других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы;

г) методика проведения экскурсии представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа об этих объектах, приемов, которые обеспечивают наибольшую эффективность донесения знаний до аудитории.

Методология - учение о методе, о методах и средствах научно-познавательной деятельности. Методология включает ряд компонентов: характеристику предмета анализа, задачи изучения, совокупность приемов, которые должны быть использованы в ходе данного изучения, последовательность изучения.

В практической деятельности всякая методология находит выражение в двух формах:

а) предписаний, методических указаний (рекомендаций) и норм, где изложено содержание и последовательность деятельности (нормативная методология);

б) описания проделанной работы (дескриптивная методология).

Методика в широком смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связана с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.

Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

Методика разработки экскурсоводом новой для него, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении темы;
. методика разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;
. методика подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
. методика послеэкскурсионной работы.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.

К настоящему времени наиболее глубоко и полно разработана методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа - это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа - это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом: 1) объединить подтемы экскурсии в единое, логически связанное целое; 2) обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов; 3) обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии; 4) правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии; 5) выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах; 6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ТРЕБОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т.е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Одно из требований методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т.е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом – чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т.е. они разрушают «ткань» экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т.д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2–3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями: а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей; б) умолчать об объекте; в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств – все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельно возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, «держать эти раздражители на заднем фоне сознания».

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т.е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объекта? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

– экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т.е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);

– экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа – подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10–15 мин, другой – не более 2–3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ – не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний – куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т.е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода – анализ картины, вторая – характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т.е. связанным с главным элементом экскурсии – показом.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность. Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии – показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует.

Еще одно требование экскурсионной методики – не считать работу законченной после того, как определен методический прием. Задача методики – подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т.е. дать экскурсоводу «ключ» к использованию приема на практике.

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ними связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т.д.

Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ таких предметов, как пробитая осколком снаряда гимнастерка, надпись на стене дома на Невском проспекте в Петербурге: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Такие же эмоции вызывают встречи с местами известных экскурсантам событий: дуэли и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного подвига Александра Матросова и др.

Интересны результаты анкетного опроса участников одной из московских экскурсий. На вопрос: «Что в экскурсии вам больше всего зрительно запомнилось?» – большинство ответило, что это была картина древней Москвы, «показанная» возле Малого театра. В таком ответе нет ничего удивительного: на этом месте в показе экскурсовод умело использовал прием реконструкции. Это позволило экскурсантам вместо современной асфальтированной улицы с троллейбусами и автомашинами увидеть реку Неглинку, на месте современных зданий – ее берега, женщин, стирающих белье, и верховых воинов, съезжающих к реке по косогору от старого Кремля. Так же легко запоминаются картины и события в других экскурсиях, а экскурсанты и не подозревают, что «повинна» в этом методика. Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

2.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

2.2.5. Технотронные методики Современная наука предложила много специфичных способов для управления поведением, мыслями и чувствами человека. При этом в частности используют:- нижепороговое аудиовизуальное

Из книги Как учить чужой язык? автора Хрипко Антон

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

97. Структура типовой методики расследования преступлений Большинство методик расследования включает в себя следующие части. 1. Криминалистическая характеристика преступлений. Другая, более распространенная, точка зрения: «криминалистическая характеристика

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 Двенадцать принципов методики Фактически эта глава является самой важной во всей книге: в ней излагаются принципы, на которых базируется моя методика. Если вы ленитесь прочесть книгу целиком, прочтите хотя бы эту главу. Она не такая уж и большая, но после ее

Из книги автора

Глава 3 Краткое научное обоснование методики Идеальной тренировочной системы не существует. Нет такой системы тренинга, которая гарантировала бы выдающийся результат всегда и абсолютно всем по ней тренирующимся. Зато есть системы, которые приносят результат единицам,

Из книги автора

Глава 4 Принципы методики для начинающих Эта глава посвящена исключительно тем, кто только начинает свой путь в бодибилдинге и фитнесе. Частично об адаптации моей методики для начинающих я рассказал в главе «12 принципов методики», сейчас же я хочу развить эту