Оригинал взят у panzer038 в К 120-летию первого одиночного кругосветного плаванья. ДЖОШУА СЛОКАМ. ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК!!!

20 февраля 1844 года родился Джошуа Слокам, канадский моряк, первым совершивший одиночное кругосветное плавание.

Cреди мореплавателей, которые, повинуясь неведомому зову, совершали одиночные кругосветные путешествия на малых судах, самое почетное место принадлежит капитану Джошуа Слокаму. 120 лет назад, в 1895 году, от Атлантического берега Северной Америки, из города Бостона отплыла яхта «Спрей».

На борту 11-метрового парусника всего один человек - канадский моряк капитан Джошуа Слокам. Он вернулся в этот порт очень нескоро - через три года, два месяца и два дня, потому что совершил плавание вокруг света и стал первым, кто дерзнул это сделать.

Парусная яхта Спрей
С той поры вокруг земного шара в одиночку на яхтах и катамаранах плавали многие, но первым всегда будет Джошуа Слокам. Ему сопутствовала удача в преодолении трудностей, которые могли стать роковыми для большинства обычных людей и яхт.

Он уходил от пиратов, гнавшихся за ним у побережья Марокко, выдерживал штормы, в которых гибли оказавшиеся поблизости крупные суда, отражал нападение дикарей в Магеллановом проливе и продолжал плавание даже после того, как его карты пришли в негодность. На целую неделю он застрял в Саргассовом море из-за полного безветрия, а подходе к Нью-Йорку он встретил американский крейсер, с борта которого спросили, не встречались испанские суда. Узнав, что между США и Испанией идет война, Слокам ответил: «Для целей взаимной помощи предлагаю совместные действия!» Там-же его настиг самый жестокий из штормов, в какие он только попадал за годы своего путешествия; это был настоящий торнадо, причинивший Нью-Йорку большие разрушения. Об этом плавании Слокам написал книгу «Один под парусами вокруг света».

Обложка книги
Прошло всего несколько лет, и тот же самый Джошуа Слокам, у которого хватило умения, мужества и хладнокровия успешно преодолеть самые тяжкие испытания, какие уготовила ему морская стихия, неожиданно пропал, совершая сравнительно короткое путешествие через Бермудский треугольник. 14 ноября 1909 года на своем великолепном «Спрее» он отошел от острова Мартас-Виньярд и взял курс на Южную Америку. Когда с последнего встретившего капитана корабля спросили, куда он держит путь, Слокам сказал: «В дальние края». С того самого дня о нем не было никаких известий. Никто не знает наверняка, что могло произойти с опытным моряком и яхтой, которая показала отличные мореходные качества в кругосветном путешествии. По одной из версий, Слокам скончался в пути в силу своего преклонного возраста, а неуправляемая яхта затонула; по другой — в условиях плохой видимости яхта столкнулась с каким-нибудь большим грузовым пароходом, а его экипаж этого просто не заметил, из-за малых размеров яхты (длина «Спрея» составляла всего 37 футов, то есть около 11 метров). Однако точные сведения о судьбе Джошуа Слокама отсутствуют. Достоверно известно лишь одно — после отплытия 14 ноября, ни «Спрей» ни его капитана больше никто не видел.

Так как предполагаемый курс Слокама пролегал в районе Бермудских островов, его исчезновение зачастую считают одним из происшествий, связанным с загадкой так называемого Бермудского треугольника.

Карта кругосветного путешествия Джошуа Слокама

Американский исследователь и путешественник, первый человек в мире, совершивший одиночное кругосветное плавание. Он проделал расстояние в 46 тыс. миль (74 тыс. км). Удивительно, но замечательное путешествие Слокама было должным образом отмечено в прессе лишь позднее, а до того на него не обратили особого внимания из-за войны с испанцами.


Джошуа Слокам (Joshua Slocum) родился в 1844 году на семейной ферме в Маунт Хэнли в Новой Шотландии (Mount Hanley, Annapolis County, Nova Scotia). Был он пятым из восьмерых детей Джона Слокомба (John Slocombe) и его жены Сары Джейн (Sarah Jane Slocombe née Southern). В школе Mount Hanley School мальчик научился читать и писать, и, несмотря на то, что Джошуа с детства помогал отцу на ферме и работал на земле, он всегда мечтал о море. Так, все свободное время он проводил на море, что не очень нравилось его строгому отцу. Кстати, отец его и сам был потомственным мореходом, однако позднее осел на берегу и не желал даже слышать о море. Сам Джошуа позднее говорил, что старая хижина отца на суше стала его якорем.

Так, отец отправил Джошуа подмастерьем к обувщику, изготавливающему кожаные сапоги для рыбаков, однако запах кожи привлекал юного Слокама гораздо меньше, чем соленый воздух морских просторов.

Он несколько раз пытался сбежать из дома, однако это ему все не удавалось, но в возрасте 14 лет его мечта о море сбылась – Джошуа взяли юнгой и поваром на рыбацкое судно. Впрочем, то плавание не был долгим, и он скоро вернулся на берег.

Отец продолжал давить на Джошуа, и в итоге в возрасте 16 лет он навсегда ушел из родительского дома и даже изменил свою фамилию с "Слокомб" на "Слокам".

Джошуа начал жить жизнью моряка - он время от времени выходил в море на нескольких кораблях, и к 17 годам он уже пересек океан, а еще через короткое время побывал во многих уголках земного шара. К тому времени он уже точно знал, что его душа и сердце принадлежат только и исключительно морю.

В 1865-м он осел в Сан-Франциско (San Francisco) и получил американское гражданство.

В возрасте 25 лет Слокам уже получил в командование небольшую шхуну, а через год даже стал капитаном судна, отправившегося в Австралию (Australia). К тому времени молодой моряк был уже женат, и как-то раз он даже взял в плавание на Аляску (Alaska) свою молодую жену. Увы, женщина на борту, как и следовало ожидать, принесла несчастье – корабль потерпел крушение. Впрочем, команда спаслась, а Слокам, ожидая помощи несколько месяцев, сумел сориентироваться и стать китобоем.

В 1970-х у него случилось несколько лет вынужденного безделья – никакой подходящей работы не было. Так, от безысходности Джошуа пустился на отчаянный шаг. Он купил небольшую лодку, надстроил борта, соорудил маленькую каюту и настелил палубу, установил три мачты – и принял на борт собственную семью в качестве команды. Этот морской вояж на судне "Liberdade" (так назвал свою шхуну Слокам) широко освещали в прессе, семья плавала почти год, а позднее Джошуа написал об этом путешествии книгу "Voyage of the Liberdade". Книга продавалась прекрасно и принесла ему деньги, которые были просто необходимы.

В 1895-м Слокам купил у своего знакомого небольшой шлюп под названием "Spray". Это было небольшое судно, требовавшее кое-какого ремонта, и Джошуа решил рискнуть. Так, почти год провозившись с ремонтом и вложив немного денег, он стал капитаном прекрасно оборудованного небольшого парусника. Тут-то Джошуа и услышал внутри себя нечто, похожее на зов – ему захотелось совершить что-то такое, чего никто и никогда еще не совершал. Так и пришло решение отправиться в одиночное кругосветное плавание. Судно его было надежным, морской опыт - немалым, жажда приключений - огромной, а по окончании плавания он намеревался опубликовать книгу, которая принесет прибыль.

Так, 24 апреля 1895 года он покинул американское побережье, отплыв из Бостона (Boston) – так началось его более чем трехлетнее одиночное кругосветное плавание.

Джошуа Слокам сумел совершить задуманное – он прибыл в Ньюпорт, Род-Айленд (Newport, Rhode Island) 27 июня 1898 года – позади остались 46 тыс. миль (около 74 тыс. км) и более трех лет плавания. Так, он официально стал первым путешественником-одиночкой, обогнувшим по воде земной шар.

Его книга "Sailing Alone Around the World" вышла в 1900 году, позднее ее назвали чрезвычайно полезной книгой в морском яхтинге.

На своем шлюпе "Spray" Слокам ходил в море до 1909 года, и именно на этом судне он нашел и свою смерть.

Так, в ноябре 1909 года Джошуа вышел в море с целью проплыть до Южной Америки. Назад он не вернулся, и больше его никто не видел. Считается, что он мог умереть во время пути (Джошуа был уже в довольно преклонном возрасте), а судно его, лишившись управления, затонуло. Впрочем, точной информации о том, как погиб отважный мореход нет, и датой его смерти принято считать "после 14 ноября 1909 года".

Джошуа Слокам вошел в историю как первый человек, совершивший кругосветное плавание в одиночку.

Он был настоящим асом в кораблестроении, безупречным моряком и человеком, обладающим невероятным энтузиазмом и целеустремленностью. Его жизнь была посвящена бесконечным океанским просторам, а смерть стала главной загадкой века.

Мечта, ставшая смыслом жизни

Джошуа Слокам родился 20 февраля 1844 году в Новой Шотландии. Его отец был потомственным мореходом, который унаследовал небольшую ферму и отошел от морских дел. Хоть душа его и рвалась к и покорению морской синевы, Слокам-старший был загружен работой на суше и поэтому оставил свои мечты о мореходстве. Отец активно приучал сына к труду, посвящал в тонкости огородничества и скотоводства, но воодушевленные рассказы о море, которые, время от времени, проскальзывали в его речах, заняли весомое место в душе маленького мальчика, заочно влюбленного в бескрайние морские просторы.

Джошуа мог часами слушать о морских приключениях, о далеких странах и различных суднах. 12-летний мальчик бредил морем, но со стороны отца его увлечения получали лишь неодобрение. Однажды, увидев, как Джошуа мастерит судно из куска дерева, отец не сдержался и устроил сыну сильную порку. Разбив маленький парусник в щепки и наказав сыну работать, а не мечтать о глупостях, он посеял в душе юноши сильную обиду, которая сподвигла Слокама оставить отчий дом и в совсем юном возрасте зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.

На борту

Парень подрабатывал юнгой, помощником кока и разнорабочим на рыболовных судах. Тяжелая работа его совсем не пугала - напротив, он был рад делать что угодно, лишь бы выходить в море, изучать азы судоходства и быть в среде моряков. В 17 лет Джошуа Слокам был принят в качестве матроса на английское военное судно. Он в составе команды корабля путешествовал в Китай, на Дальний Восток, Гибралтар и Владивосток.

Путешествуя в качестве матроса на различных судах, Слокам ждал того момента, когда он сам станет капитаном, пусть небольшого, но собственного судна, и будет сам избирать маршруты и конечные пункты своих путешествий. Такая возможность представилась 1892 году, когда один из знакомых капитанов предложил Джошуа Слокаму судно, которое ему было попросту ненужным. Слокам обрадовался такому предложению, ведь он уже на протяжении нескольких лет обитал на суше и ждал с нетерпением выхода в море.

Знакомство с яхтой «Спрей»

Капитан, подаривший Джошуа Слокаму свое судно, сказал, что яхта требует небольшого ремонта. Каким же было удивление Слокама, когда он увидел практически разваливающееся 11-метровое судно, которое требовало обстоятельного ремонта. «Создавалось впечатление, что судно было сооружено до нашей эры», - так прокомментировал мореплаватель свою первую встречу с яхтой «Спрей» в своей книге.

На протяжении долгого года Джошуа ремонтировал и совершенствовал прогнивший «Спрей». Он затратил более 500 долларов на материалы и бесчисленное количество часов непосильного труда, вкладывая в свое детище все знания и многолетний опыт в судоходстве. Когда же ремонт "Спрея" был закончен, то Слокам сказал, что это идеальная яхта, способная пережить любые злоключения. Эти слова своего создателя яхта «Спрей» оправдает в полной мере, выживая в сильных штормах и бурях, проходя милю за милей.

Кругосветное путешествие Слокама

Задумав кругосветное на своей яхте, Джошуа Слокам целый сезон занимается рыболовством и оснасткой китобойных суден, чтобы заработать деньги для покупки провизии и всего необходимого на время столь длительного плаванья. 24 апреля 1895 года «Спрей» вышел из Бостона. Так началось первое в истории человечества кругосветное путешествие яхты с одним человеком на борту.

Все естество отчаянного мореплавателя заполнял трепет и невообразимая радость. Он был один на один с морем - прекрасным, бушующим и бесконечным. Зная многие истории, когда моряки сходили с ума и теряли способность говорить, будучи в одиночестве на судне, Джошуа Слокам не прекращал разговаривать с птицами - днем, луной и звездами, когда наступала ночь. Он громко отдавал команды сам себе, пел песни и читал стихи.

Не раз за долгие годы плаванья Слокам попадал в шторм, волны накрывали палубу, а порывы ветра пытались крошить небольшое судно своей необузданной силой. Пираты пытались захватить «Спрей», яхта садилась на мель и попадала в многочисленные передряги, но это не заставило капитана судна пожалеть о своей затее. Джошуа Слокам не терял воодушевления и шел под парусом только вперед. Он делал записи и вел дневники, что в последующем стало основой для написания книги «Один под парусом».

Конец путешествия длиною в жизнь

27 июня 1898 года яхта «Спрей», со своим капитаном на борту, бросила на американском побережье. Пробыв в путешествии три года, два месяца и два дня, Джошуа Слокам вернулся домой героем. О великом мореплавателе слагали легенды, из уст в уста рассказывали о его плаванье, по достоинству приравнивая путешествие к подвигу. Слокам не только показал себя отличным мореходом, но и судостроителем, чья яхта стала легендарным примером для наследования.

14 ноября 1909 года Джошуа Слокам отправился в неизвестном направлении на своей яхте «Спрей». Больше великого мореплавателя никто не видел, он остался в открытом море навсегда, волею судьбы даже после смерти не воссоединяясь с сушей. Что же случилось с моряком на самом деле так и осталось для всех неизвестным - он просто отправился в последнее плаванье, из которого уже не вернулся.

Джошуа Спокам

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2016

* * *

Весь Слокам

Основная загадка этой книги для меня в том, как она сама находит себе людей, которые будут с ней носиться. Как, собственно, сама когда-то нашла меня. Достаточно было мне поговорить о капитане Слокаме с одним американским журналистом, как после следующего его визита в Бостон я уже имел на руках ее оригинальное издание. Я даже не заикался о том, чтобы мне привезли ее из-за океана, потому что просто не представлял, что книжку 1900 года издания до сих пор можно купить в книжном магазине «Barnes & Noble». Но оказалось, что «Sailing Alone Around The World» вот уже сто лет регулярно переиздают, и мой заморский друг просто сделал мне сюрприз, а не грабил библиотеку Конгресса.

Кроме всемирно известного бестселлера и лонгселлера в одном флаконе, беспокойный американский капитан написал еще два произведения: «Путешествие «Либертада»» и «Путешествие «Дестройера» из Нью-Йорка в Бразилию», которые я не преминул включить в серию «Морские приключения». Это их первый перевод для наших читателей. Причем первый рассказ написан даже раньше бестселлера и, собственно, сделал капитана Слокама достаточно известным для того, чтобы за ним пристально следили газеты всего мира, стоило ему объявить о своих планах обойти вокруг света в одиночку на небольшой яхте «Спрей». Второй же написан уже на «Спрее» во время путешествия и перекликается с определенными главами «главной» книги в части посещения бразильских портов. Своего рода приквел – как капитан Слокам дошел до такой жизни. Таким образом, читателю впервые предлагается «весь Слокам» под одной обложкой, три в одном. Впрочем, мы расположили произведения не в хронологическом порядке, а, скорее, по популярности.

Кто же такой этот капитан Слокам? О нем часто пишут как о канадском моряке, но сам он представлялся натурализованным янки. Принял гражданство в Сан-Франциско во время службы на флоте. Более 40 лет плавал по морям, вырос от корабельного повара до капитана и судовладельца, вся жизнь которого прошла вдали от суши. Даже оба его сына родились на борту его кораблей: один в Сан-Франциско, а другой в Гонконге – Слокамы жили в море всей семьей. (Это вам к вопросу, есть ли у англосаксов суеверия относительно женщин на борту.) Поэтому потеря барка «Аквиднек» у берегов Бразилии в одночасье лишила их не только судна, но и дома. Именно перипетиям этого несчастливого рейса и возвращению в США на собственноручно построенном каноэ «Либертад» и посвящена прелюдия к кругосветному вояжу яхтсмена-одиночки. Тогда капитан Слокам убедился, что даже маленькое суденышко имеет все шансы счастливо завершить путешествие, если им управляет отважный экипаж.

Уже тогда Слокам попал на передовицы многих газет, а издание книги после окончания плавания позволило ему хоть как-то свести концы с концами и осесть на суше. Семейные неурядицы, безработица и трагическая смерть жены подтолкнули его к бегству под парусом в океаны, в котором прочитывается всепобеждающее желание старого моряка доказать всем клеркам пароходных компаний, что рано списывать со счетов и его, и парусники. После ремонта и переоснащения старого китобойного шлюпа «Спрей», доставшегося Слокаму даром, ему потребовалось всего двадцать долларов, вырученных за продажу хронометра, чтобы обойти вокруг Земного шара водами трех океанов.

Слокама по праву можно назвать первым медиа-персонажем планетароного масштаба. Его историческое плавание пришлось на времена расцвета телеграфных линий и газет (радио еще не изобрели). На самом крайнем юге человеческого ареала, в чилийском порту Пунта-Аренас на Огненной Земле, выходило четыре газеты. В заштатном курорте Новой Зеландии, который почтил своим визитом «Спрей», выходило две – утренняя и вечерняя. Чем Слокам и пользовался, даже если анонс его лекции о своем путешествии (так он собирал средства на его продолжение) выходил днем позже его отхода из гостеприимного городка, а газету ему уже в море передавал почтовый пароход. Наиболее расторопные же газетчики, оповещенные телеграфом, дежурили на маяках в Южной Африке, чтобы первыми дать в номер новость о прибытии «Спрея». В Кейптауне уже отпечатанную экстренную газету с этой новостью бросили на палубу «Спрея», едва он подал концы на причал.

Не стоит в предисловии ни пересказывать маршрут «Спрея», ни как-то еще представлять читателю автора. Капитан Слокам со всей тщательностью делает это сам, не забывая при этом о том, что джентльмен должен о чем-то умолчать. Что посчитал важным – изложил читателю. Строгая, выдержанная, застегнутая на все пуговицы викторианская путевая проза. Недаром из числа своих любимых писателей, чьими книгами наполнена библиотека «Спрея», Слокам прежде всего выделяет Роберта Льюиса Стивенсона и специально прокладывает курс через Тихий океан таким образом, чтобы посетить вдову и пасынка классика на островах Самоа. Роберт Льюис умер за четыре года до начала путешествия Слокама. В имении Сказочника, как островитяне называли Стивенсона, Слокаму подарили бамбуковые шесты для оснастки парусов «Спрея» и лоцию Южных морей с отметками Р. Л. Стивенсона и дарственной надписью от Фанни Стивенсон, утверждающей, что сам хозяин завещал подарить эту книгу какому-нибудь моряку, который посетит его плантацию на Самоа. Вряд ли можно было передать эту старинную лоцию в лучшие руки.

После завершения своего кругосветного плавания и успеха книжки мечта капитана Слокама о ферме на берегу моря и спокойном выращивании картофеля сбылась в полной мере. Однако зиму он предпочитал проводить на «Спрее» на Карибских островах. Во время одного из таких зимних плаваний в 1909 году «Спрей» исчез в море. По одной из версий – попал ночью под почтовый пароход, который утаил факт столкновения. По другой – для романтиков – пропал в Бермудском треугольнике.

И теперь, собственно, о долге всех моряков мира перед Джошуа Слокамом. Он спас неисчислимое число жизней, особенно во время обеих мировых воен, когда торговые суда часто затапливали, а моряки оказывались в крохотных спасательных шлюпках посреди огромного океана. Спас своим примером. Моряки говорили себе: «Раз он смог, сможем и мы» – и правили к земле в тысячах миль, не теряя присутствия духа. Это дорогого стоит. А для меня несгибаемость капитана Слокама – еще и в литературе. Литература ведь о том, как даже сокрушительное поражение превратить в победу.

Антон Санченко, писатель-маринист.

Один под парусами вокруг света

Моя родословная. Юношеская любовь к морю. Капитан судна «Северное Сияние». Крушение «Аквиднека». Возвращение домой из Бразилии на судне «Либертад». Корабль в подарок. Восстановление «Спрея». Трудности с финансированием и сомнения при конопачении. Спуск на воду.

На прекрасной земле Новой Шотландии, на ее морском побережье, лежит горный хребет под названием Северный. Он обращен одной стороной к заливу Фанди, а другой – к плодородной долине Аннаполис. На северном склоне хребта растет отличный канадский корабельный лес, из которого построено немало судов различных классов.

Дюжие и отважные обитатели побережья были всегда готовы оспаривать первенство в мировой торговле, и ничего нельзя было возразить против капитана торгового судна, в документах которого указывалось, что он родился в Новой Шотландии.

Я родился в самом холодном месте этой холодной горной гряды в холодный день 20 февраля и являюсь гражданином Соединенных Штатов – вернее, натурализовавшимся американцем, так как уроженцы Новой Шотландии не считаются подлинными янки. По отцовской и материнской линии мои предки были моряками; и если вдруг какой-то Слокам не становился мореплавателем, то он, по крайней мере, имел склонность к моделированию или строительству кораблей и мечтал о путешествии к дальним берегам.

Отец принадлежал к тем людям, которые, если бы потерпели крушение на необитаемом острове, смогли бы найти возможность вернуться домой, имея всего лишь раскладной нож в кармане и подходящее дерево на берегу. Он был хорошим знатоком судов, хотя в силу обстоятельств старый фермерский глинобитный дом стал его якорем. Он не боялся шторма и никогда не пас задних на работе в поле или на хорошей старомодной гулянке.

Что касается меня, то море очаровало меня сразу же. Уже с восьми лет я плавал вместе с другими мальчишками по заливу, постоянно рискуя утонуть. Став подростком, я занял важный пост повара на рыбацкой шхуне. Но я недолго оставался на камбузе – экипаж взбунтовался, попробовав впервые мои блюда, и меня вышвырнули прежде, чем я успел проявить свое кулинарное мастерство. Следующий шаг на пути к заветной цели я сделал уже матросом на полностью оснащенном корабле, ходившем в дальние рейсы. Так постепенно я продвигался от палубы к капитанскому мостику.