). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом - теологический детерминизм, природой - натуралистический детерминизм, или космосом - космологический детерминизм и другие). Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. ), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки (см. ), содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма. С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других. В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. ). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. ). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях - к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, - синергетика (см. ) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. ) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. ), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см. ). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов . Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм . Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

Состояний другими, в более общем виде - о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений и процессов реальности. Противоположная позиция, отрицающая детерминизм, получила название индетерминизма. Процессуальная сторона детерминизма выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная - смотри Причинность) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями.

Время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться. Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией. Если момент детерминации осуществляется позднее момента, в котором происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации (телеологическая, или целевая, детерминация - смотри Телеология). Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией. Детерминизм может получать онтологическое истолкование (теологический, философский, естественнонаучный, социальный детерминизм), равно как и эпистемологическую интерпретацию (утверждения о различных возможных описаниях действительности).

Характерный для монотеистических религий теологический детерминизм, исходящий из того, что всё существующее и происходящее в мире определяется в конечном счёте волей всемогущего Бога, вызвал острые дискуссии о соотношении Божественного предопределения и свободы воли человека (полемика между Августином и Пелагием в христианстве, между джабаритами и кадаритами в исламе и т. п.).

Различные версии философского детерминизма, разработанные уже в Древней Греции, получили дальнейшее развитие в Новое время. Механистический детерминизм, восходящий к концепциям античного атомизма (Демокрит, Эпикур), занял доминирующее положение в естественнонаучных воззрениях 17-18 веков. Сложившееся на основе созданной И. Ньютоном классической механики представление о мире как о гигантской машине, где все процессы совершаются с непреложной закономерностью, исключающей какую-либо случайность, получило законченное выражение в знаменитой формуле П. Лапласа: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех её составных частей, если бы вдобавок оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас П. С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).

Принципы этого радикального детерминизма были распространены во французском материализме 18 века на понимание человека (Ж. О. де Ламетри) и общества (П. А. Гольбах). Возникшая в связи с такой концепцией проблема свободы и ответственности человека в его действиях решалась в немецком идеализме с помощью понятия внутренней детерминации. Так, монады Г. В. Лейбница, не подверженные каким-либо внешним влияниям (у них нет «окон»), действуют согласно внутренне присущим им законам, так что человеческая воля зависит лишь от себя самой. Согласно И. Канту, свобода идентична с самодетерминацией человека посредством морального закона как конечной цели.

В отличие от «жёсткого» лапласовского детерминизма, вероятностный детерминизм возник в 19 веке в связи с формированием термодинамики и статистической физики: устойчивость статистических систем, выражающаяся с помощью понятия вероятностного распределения, сочетается с допущением случайности в поведении их отдельных элементов. Вопрос о соотношении детерминизма и индетерминизма стал предметом острых дискуссий в квантовой механике, обусловленных невозможностью исчерпывающего описания исходных параметров в микрофизических системах (неопределённостей соотношение В. Гейзенберга и др.).

Во 2-й половине 20 века, особенно в связи с развитием синергетики, на первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая поведение сложных систем. Модели жёсткой детерминации и вероятностные модели рассматривались как два предельных вида базовых моделей, анализирующие соответственно внешние или внутренние детерминанты (сравни «внекаузальные» и «сверхкаузальные» детерминанты Н. Гартмана). Модели самодетерминации выступали как своеобразный синтез этих двух классов базовых моделей.

Детерминизм в социальных науках присутствует в теориях, которые с большей или меньшей «жёсткостью» опираются на принцип каузальности в объяснении социальных процессов и явлений. С 19 века существует множество версий детерминизма, отличающихся выбором того или иного доминирующего фактора, с необходимостью определяющего развитие социума. Все версии детерминизма можно подразделить на две группы, выбирающие в качестве достаточного для объяснения социального развития либо внешние по отношению к обществу процессы и явления, либо внутренние, собственно социальные (объяснение общества из него самого). В этом смысле, если принимать доминирующую сферу в данной объяснительной схеме за один фактор, обе группы детерминизма можно считать однофакторными. Они ориентируются на модели объяснения, принятые в естественных науках, признают «жёсткую» обусловленность социальных процессов, а проявления случайности и свободы воли в обществе относят на счёт ещё не познанных объективных законов, которые смогут точно выявить причины и следствия всех явлений.

Детерминизм в рамках первой группы был редукционистским, т. е. сводил объяснение сложных социальных явлений к более простым явлениям другого класса. Так, «биологический детерминизм», сводивший социальное к природному, рассматривал общество по аналогии с живым организмом, а его развитие - по законам природной эволюции (смотри Дарвинизм социальный). «Географический детерминизм» абсолютизировал влияние природной среды на степень экономической и политической развитости страны, особенности характера и менталитета её населения (смотри Географическое направление в социальной мысли). «Демографический детерминизм», популярный в этнографических и антропологических исследованиях, главной детерминантой социальной стратификации и экономического роста признавал рост населения, определявший в конечном итоге политику в сфере образования, воспитания, идеологии. «Психологический детерминизм» признавал первичность психических явлений и объяснял социальное поведение через факторы индивидуальной или коллективной психики (3. Фрейд, Г. Тард). «Поведенческий детерминизм» был разработан в рамках бихевиоризма.

Теории детерминизма второй группы исходили из качественного своеобразия социума и несводимости его объяснения к более простым уровням и внешним факторам. «Культурный детерминизм», разработанный в культурной антропологии (М. Мид), всё многообразие феноменов культуры выводил из самой культуры: культурная среда, в которой социализирован индивид, предопределяет не только его мысли, действия и личностные качества, но и социальные институты, и нормы. «Технологический детерминизм» объяснял всю историю человечества последовательной сменой созданных обществом технологий - от ручных орудий труда древности до автоматизированного машинного труда на электрической (атомной) тяге, информационных технологий и спутниковой связи (американские учёные Т. Веблен, В. Феркисс, Л. Мамфорд, А. Тофлер, 3. Бжезинский, Г. Кан). Вариантом технологического детерминизма стала концепция «революции управляющих» (Дж. Бёрнхем, А. Берл), объявлявшая решающим фактором социального прогресса сферу управления. Теория культурного отставания У. Ф. Огборна утверждала, что техника развивается опережающими культуру темпами. В середине 20 века широкой известностью пользовалась ещё одна версия технологического детерминизма - медиа-детерминизм (Г. М. Мак-Люэн), согласно которому общество создаётся средствами информации. К этой же группе концепций относится «экономический детерминизм», который обусловливал социальное развитие и структуру общества развитостью экономической сферы (средств производства).

К экономическим детерминистам часто относят К. Маркса, однако это определение скорее относится к его интерпретаторам, чем к нему: он далеко не всегда считал изменения в экономической сфере достаточным основанием для изменений в духовно-идеологической сфере, некоторые объяснения носили у него функциональный, а не причинный характер. Социальная детерминация у Э. Дюркгейма раскрывается через множественные социальные взаимосвязи, а не через выделение отдельного явления, определяющего фактора.

В 20 веке однофакторный детерминизм теряет своё значение в социальных науках (за исключением технологического, который скрыто или явно присутствует в современных теориях развития). Принципы многофакторного социального детерминизма применяются в контексте системного анализа, учитывающего многообразные связи и отношения социума как целостной системы. Обозначилось различение структурного (причинные связи элементов структуры) и субъектно-действенного детерминизма (учёт различных агентов действия), анализируются не только причинный, но и стохастический, и изостатический аспекты. Так, согласно функциональной версии Б. К. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна, общество есть единое целое, в котором каждый элемент выполняет определённую функцию, поддерживающую устойчивое существование социального целого.

Во 2-й половине 20 века заметна тенденция отхода от категории социального детерминизма в социальных науках. Тем не менее, есть примеры использования принципа детерминации в некоторых теориях в социологии знания (детерминизм Блур) или в радикальных феминистских теориях (К. Миллетт). В социологических теориях среднего уровня необходимость учёта «достаточных» для объяснения факторов привела к разработке аналитической каузальной модели «социального механизма», включающей лишь существенные для объяснения элементы (американские учёные М. Гранноветтер, Дж. С. Коулмен, П. Хедстрем). Что касается эмпирических исследований, то упорядочение и объяснение полученных данных осуществляется, как правило, с помощью введения системы детерминант. Так, например, изменения некоторых величин, принятых за независимые переменные (пол, возраст), влекут за собой изменения других (зависимых) переменных величин (электоральные предпочтения, ценностные ориентации). Анализ взаимосвязи переменных осуществляется с помощью статистических математических методов.

Современное понимание социального детерминизма опирается на теорию вероятности (регулярность случайных событий доказывается на большом количестве случаев) и на идеи синергетики. Социальный детерминизм характеризуется взаимной заменяемостью места субъекта и объекта в цепочке их связей, так как оба являются действующими агентами со своими намерениями и интересами; по-разному проявляется в той или иной сфере деятельности человека, в разных социальных структурах, зависит от исторического контекста.

Л. Г. Титаренко.

Детерминизм в психологии. Проблема взаимообусловленности сознательно-волевого и телесного, «естественного» (понимаемого в духе «механистического детерминизма»), в поведении человека стала в 17-18 веках одним из центральных вопросов психологии и философской антропологии (смотри Психофизическая проблема). Ассоциативная психология, ориентировавшаяся на строгий механистический детерминизм, стремилась вывести все законы душевной жизни из связей (ассоциаций) простейших элементов - ощущений или представлений («ментальная механика» Дж. Милля). В дальнейшем этот механистический детерминизм, господствовавший в экспериментальной психологии, иногда дополнялся представлениями о высших, неподвластных «естественным законам» психических процессах (апперцепция, личностный выбор, воля и т.п.). В 19 веке психология заимствовала из биологии ряд принципов, послуживших объяснением детерминации психических явлений (представления об инстинктах и рефлексах, адаптации к среде, гомеостазе и т.п.). В конце 19-20 века получил развитие «функциональный детерминизм» (объяснение психического феномена, исходя из его функции, адаптивной роли и т.п.) и «системный детерминизм» (истолкование психических феноменов с точки зрения их места и роли в целостной системе). Экспериментальной психологии пришлось ограничиться статистическим, или вероятностным, детерминизмом в прогнозировании поведения конкретного индивида. Во 2-й половине 20 века в психологии широкое распространение получил «биологический детерминизм», объясняющий феномены психики и поведения путём отсылки к их мозговым, физиологическим или генетическим коррелятам, а также «лингвистический детерминизм», рассматривающий особенности мышления и восприятия в разных культурах как обусловленные языковыми различиями (смотри Лингвистической относительности гипотеза).

Одной из центральных в 20 веке стала проблема внешних и внутренних детерминант человеческой активности: концепциям, признающим лишь внешний детерминизм и трактующим поведение человека как цепь реакций на внешние стимулы (бихевиоризм), противостоят концепции, сосредоточившиеся на внутренних детерминантах человеческой активности, таких как мотив, смысл, цель (теория деятельности, гуманистическая психология), а также на «пограничной» между внешним и внутренним области бессознательного как основной детерминанты человеческого поведения (глубинная психология). В современных представлениях о детерминантах человеческого поведения центральное место занимает проблема взаимодействия факторов наследственности («генетический детерминизм») и среды («культурный детерминизм»), важнейшим элементом которой выступает общение и передача с его помощью культурного опыта (культурно-историческая психология). В психотерапевтической практике, наряду с первоначально доминировавшим причинным детерминизмом (поиск причин симптомов в раннем детстве в психоанализе и т.п.), получил развитие целевой детерминизм (анализ смысла симптома, его роли для настоящего и будущего).

Лит.: Бунге М. Причинность. М., 1962; Determinism and freedom in the age of modern science / Ed. by S. Hook. N. Y., 1965; Franklin R. L. Freewill and determinism: а study of rival conceptions of man. L., 1968; Разумовский О. С. Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике. М., 1975; Современный детерминизм и наука. Новосиб., 1975. Т. 1-2; Social mechanisms / Ed. Р. Hedstrom, R. Swedberg. Camb., 1998; Предвечный Г. П. Избранные труды. Ростов н/Д., 2001. Смотри также литературу при статьях Причинность, Синергетика.

А. В. Константинов.

(лат. determino - определяю) - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие "Д." возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 вв. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связькатегории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в начале - середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественно-научных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма. Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). В современной философии традиционные презумпции Д. подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм).

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(от лат. determine - определяю) - филос. концепция, утверждающая объективноесуществование всеобщей закономерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, когда одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие). Д. является существенным элементом...

Философский словарь

(от лат. determino - определяю) - убеждение в метафизике, согласно которому все в мире происходит согласно законам. С точки зрения детерминизма возможные в будущем события предсказуемы, если известны порождающие их причины и исходные условия. Жесткий детерминизм настаивает, что...

Философский словарь

(от лат. determine - определяю) - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Д. рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его подсистем на...

Философский словарь

научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идеядетерминизма – это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных...

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей .

С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Они прямо связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые лежат в основе анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, разрабатываемые в рамках научного подхода, опираются на первоначальные представления человека о строении мира. Первые суждения об устройстве мира строились на основе весьма скудных знаний человека и выражались преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на глобальное описание всей природы и протекающих в ней процессов. Для мыслителей античности были характерны представления о первоначалах и стихиях, которые обусловливали собою и объясняли разнообразные природные явления. На разработку базовых моделей в структуре научных исследований решающее влияние оказывают фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое естествознание, изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы. Эти модели получили название моделей жесткой детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском (см. Лаплас ) детерминизме. Жесткость связей имеет своей обратной стороной их качественную (концептуальную) равноценность. Любая выявляемая связь – независимо от природы соответствующих свойств или параметров – в равной мере необходима.

Важнейшей особенностью моделей жесткой детерминации является также то, что любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма широко представлен в истории науки и философии. Так, хорошо известно перипатетическое изречение: «Все, что движется, движется чем-то другим». Картина мира, разработанная на базе классической механики, практически наследует такой взгляд на причины изменений в мироздании. Вместе с тем следует отметить, что в истории науки и философии не менее широко выдвигались иные идеи, признающие внутреннюю активность и самодвижение материи. Такие взгляды обнаруживаются уже в античном атомизме, в частности, в представлениях о спонтанных отклонениях атомов в своем движении, а также в трудах Дж.Бруно и Б.Спинозы. Последний ввел действующую внутреннюю причинность, что получило развитие в представлениях Лейбница о монадах. Дальнейшую разработку эти идеи получили в философии Гегеля и Маркса.

Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые «породили» статистические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна – она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное условие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.

Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации – представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

Во 2-й пол. 20 в. в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основу новых подходов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности систем. На первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая функционирование и поведение сложных систем. При этом модели жесткой детерминации и вероятностные модели фактически рассматриваются как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор на анализ внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание внутренним детерминантам. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых приводит к представлениям о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и открытость будущего. Как отметил М.Бунге, современная наука «осуществляет давно искомый синтез внешних и внутренних детерминантов, тем самым сохраняя и ограничивая соперничающие доктрины всемогущества внешних факторов и достаточности самодетерминированности» (Бунге М. Причинность. М., 1962, с. 201).

1. Детерминизм.

2. Общая характеристикадетерминизма.

3. Механизм процессовпричинения. Полная причина.

Непричинные виды детерминации.

4. Объективный закон; типызаконов.

5. Необходимость ислучайность.

6. Возможность идействительность. Вероятность.

7. Свобода и необходимость.Свобода и ответственность.

1.Общая характеристика детерминизма.

Наряду с принципом субстанциального единства мира ипринципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальнымпринципом философского учения о бытии. Прин­цип детерминизма содержит ответ навопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет лиэта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченныйхарак­тер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своемсуществовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос.

Первоначально смысл слова «детерминация»был связан с букваль­ным его значением и имел антропоморфный характер. Термин«детер­минация» происходит от латинского «determinare», означающего«определять», «отделять», «отграничивать», и вэтом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление ификсацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминациюв философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становлениеобъективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно этообъективное значение термина «детерминация», характеризующеесуществование в мире отношения объективного обусловливания,и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванностьвсех объективных явлений.

Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленностиобъективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальнаявзаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявле­ниемсубстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой -следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование все­общей универсальной взаимосвязивсех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма.Детерминизм есть общее уче­ние, признающее существование универсальнойвзаимосвязи и отри­цающее существование каких-либо явлений и вещей вне этойуниверсальной взаимосвязи *.

Однако содержание принципа детерминизма неисчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определеннуюконцепцию природы и структуры отношений детерминации, находя­щую свое выражениев учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью),закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующихв мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принципдетерми­низма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезисо всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,

посредством которых каждая конкретная вещьприобретает и сохраняет свои

характерные признаки и которая объясняет изменениеявлений.

2. Воснове всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая,

причинная производительность. Иными словами, прин­ципдетерминизма в

качестве своего обязательного компонента вклю­чаетпринцип причинности .

3. Тезисо многообразии типов детерминации и существовании не­причинных

отношений детерминации. Это означает, что принципдетерминизма не сводит все

отношения детерминации к причинной детерминации,но постулирует

существование многообразия типов отношениядетерминации, непосредственно не

сводимых к причинно­сти. В то же время причинная детерминацияоказывается

основанием для существования всех других типовдетерминации.

4. Тезисо закономерности или регулярности отношений обусловлива­ния: процесс обусловливанияимеет регулярный упорядоченный харак­тер. Согласно этому тезису, каждое явление,событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования иизменения.

Альтернативнойдетерминизму позицией является индетерминизм*.

Существуют различные формы индетер­минизма, но всеони связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицаниемобъективного характера отношении детерминации.

Всовременной западной философии весьма распространена докт­рина, сторонникикоторой отвергают принцип причинности, но при­нимают принцип закономерности.Иногда эту доктрину обозначаю термином «номологический детерминизм»(от греч. «nomos»- закон).

В полном объеме сущность диалектической концепциидетерми­низма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к кото­рымотносятся прежде всего такие, как «причина» и «следствие»,«закон» и «закономерность», «сущность» и«явление», «необходимость» и «слу­чайность»,«свобода», «возможность», «действительность» идр.

2. Причина и следствие.Цепи причинения.

В самом общем виде отношение причинения можноопределить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одноявление, называемое причиной, при наличии определенных, условий снеобходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемоеследствием.

В данном случае одностороннее воздействие, кстати,широко рас­пространенное в природном и социальном мире, получается при от­влеченииот обратного воздействия и от взаимосвязей, частью которых такое воздействиеявляется. Если же несколько расширить рамки рассмотрения воздействий, тообнаружится, что причина есть взаимо­действие . Возможны два типавзаимодействий:

1) ведущее кизменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример -воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболеваниечеловека и биохимические изменения самих вирусов:

2) порождающие новыеобъекты, которых не было до начала действования причины; пример -взаимодействие электрона и позит­рона, порождающие два фотона:

Причина при таком ракурсе, т. е, в планевзаимосвязей, определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающеесоответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах илипорождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие - резуль­татвзаимодействия.

Первым и основополагающим признаком причинногоотношения является наличие между двумя явлениями отношения производства илипорождения . Причина не просто предшествует следствию во времени, апорождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение исуществование. Это свидетельствует о том, что при­чинная связь являетсясубстанциальной связью. В процессах причи­нения происходит перенос вещества,энергии и информации.

Субстанциальныйхарактер причинной связи получил свое убеди­тельное обоснование в теорииотносительности. Из этой теории следу­ет, что причинно связанными могут бытьтолько такие события, которые в принципе связаны реальным физическим сигналом,процес­сом, распространяющимся с конечной скоростью. Если физическоевоздействие одного события на другое исключено, то исключается и возможностьпричинной связи между ними.

Отношениегенетического порождения обусловливает существова­ние и другого признакапричинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностьюили временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегдапредшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеетопределённую направленность во времени от того, что есть, к тому, чтовозникает, появляется.

Третьим обязательным признакомпричинного отношения является его необходимость , однозначность. Инымисловами, отношение причины и следствия всегда имеет место независимо отлокализации этого при­чинного отношения в пространстве и времени. Отношениепричины и следствия имеет закономерный характер, а само представление онеобходимом характере связи между причиной и следствием включается в законпричинности. Формулировка закона причинности: равные причины всегда порождаютравные следствия .

Четвёртым признаком причинно- следственногоотношения является его пространственная и временная непрерывность, илисмежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрениифактически выступает как определенная даль причинно связанных событий.

В мире не существует явлений и событий,которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существованиебес­причинных событий противоречило бы и принципу материального единства мира,и принципу развития, и принципу универсальной взаимосвязи всех явлений.Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость отвсего остального материального мира. С есте­ственнонаучной точки зрениясуществование беспричинных событий входит в противоречие с законом сохраненияматерии и энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо изничего.

За признанием всеобщности причинности в силу егосубстанциаль­ного характера стрит старая философская максима: «Ничто неможет возникнуть из ничего или превратиться в ничто».

Утверждение о всеобщем характере причиннойобусловленности явлении обычно называется принципом причинности . Всякоеизменение в состоянии какого бы то, ни было, материального тела может бытьвызвано только материальным воздей­ствием, определенным материальным процессом.

Имеютсяследующие виды цепей причинения*:

1) Однолинейныецепи причинения .В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одномотношении и следствием в другом:

/> />
Для них характернапространственно-временная смежность, которая только что отмечалась, итранзитивность (если в алгебре a=b,a b=c, то а=с; здесь же В,будучи причиной С, а С - причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и ненепосредственной, но опосредованной {причиной D). Однолинейные цепи причинениясопровождаются реактивными цепями причинения.

Свойство следствия влиять да свою причину оказываетсяпредпосылкой формирования новых цепей причинения.

2) Цепипричинения двулинейные с обратной связью. Пример - работа холодильника. С повышениемтемпературы внутри холодильника сра­батывает терморегулятор, включающийхолодильную установку, кото­рая приводит температуру к нужной величине.

Определение: Материальные системы, в цепяхпричинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия кпричине имеет существенное значение для функционирования системы в целом,называ­ются системами с обратной связью.

3) Разветвляющиесяцепи причинения.

К разветвляющимся цепям причинения, помимоотмеченного вида, относятся также много- однозначные и много- многозначные цепипричинения.

Совокупность однолинейных, двулинейных иразветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения.

/> />
Причинная сеть - это такое отношение между объективно существующими

явлениями, в котором каждоеиз них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.

Причинная сеть может образовывать замкнутый в себепричинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь нановом уровне отношений выступать как причина.

Итак, основой каузальной детерминации являетсяэлементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные

цепи;цепи причинения могут формировать причинные сети; причин­ные сети могутобразовывать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать вкачестве одной причины на новом струк­турном уровне организации материи.Существует бесконечная иерархия причинных отношений.

3.Механизм процессов причинения. Полная причина. Не причинные видыдетерминации.

Отношение причинения имеет динамический характер.«Поступив­шие» от причины вещество, энергия и информация и порождаютследствие.

В ходе этого переноса находятсвою реализацию два закона: закон сохранения массы и энергии и законпревращения одних форм энергии в другие. Количество вещества и энергии,необходимое для вызывания следствия, точно соответствует количеству вещества иэнергии, «теря­емому» причиной. Вместе с том переносимые по цепипричинения вещество и энергия претерпевают качественную трансформацию, чтопозволяет объяснять в процессах причинения возникновение нового, отличие произведенногоследствия от производящей причины.

Вместе с переносом вещества иэнергии по цепям причинения может происходить и перенос структуры, в результатечего структура причины, выделенность определенных элементов и способы их связиотображаются в появившемся следствии.

Здесь проявляется такоеатрибутивное свойства материи, как отраже­ние, под которым понимается способностьодних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить в своейприроде особен­ности последних.*

Анализ механизма причиненияиграет фундаментальную роль в обосновании познаваемости мира, в доказательствеадекватности по­знавательного образа объекту.

В последние десятилетия в философию вошло понятие«информационная причинность». В сложных системах информация может нетолько передаваться по цепям причинения, но и храниться, преобразовываться ииспользоваться в целях управления.

Одна и та же информация можетпередаваться по при­чинным цепям с различной субстратной основой. Это позволяетанализировать информационные связи, существующие в системах, абстрагируясь отих вещественно -энергетической основы, что и позво­ляет некоторым авторамговорить об информационной причинности как особой форме причинных связей.

Представители«кондиционализма» (от лат. «conciitio»- условия) абсолютизируют роль условий а возникновении явлений.

Правильно фиксируя внимание наважной роли условий в ходе порождения следствия, кондиционалисты фактическирастворяли причину в условиях, лишая тем самым понятие причинностипознавательного значения. Соотношения причины и условий могут трактоваться различнымобразом.

Главный вопрос заключается ввыявлении критериев различения причин и условий. Большинство авторов различаютпричину и условия по характеру действия факторов, их составляющих. Факторы,состав­ляющие причину, при порождении следствия имеют активный характердействия. Изменение причины вызывает существенные изменения и в характерследствий.

Условия - это«совокупность много­образных факторов, от наличия которых зависитвозникновение, су­ществование и исчезновение вещей, но Koropbixони сами по себе не продуцируют».* Изменение условий может предотвратитьпорождение причиной соответствующего следствия, но оно не способ­носущественным образом изменить характер этого следствия.

Иными словами, это означает, что условия оказываютвлияние на следствие не непосредст­венно, а опосредованно, через причину.

Граница, отделяющая причину от условий, весьмаотносительна. Сама зависимость возникновения явления от условии носитобъективный характер. Это означает, что детермина­ция условиями можетрассматриваться как самостоятельный вид детер­минации наряду с причинностью.

Каждоеяв­ление в процессе своего возникновения и изменения является точкойпересечения различных видов детерминации. Поэтому причина не действует в чистомвиде.

Попыткаотождествления причин и условий ведет не только к субъективистской линии впонимании причинности, но и делает не­объяснимой практическую деятельностьчеловека по преобразованию окружающего мира. Реализуя свою цель в практическойдеятельности, человек, опираясь на знание причин окружающих его явлений, стара­етсядостигнуть желаемых следствий.

Полная причина-это совокупность всех обстоя­тельств,факторов, при которых, данное следствие наступает с необхо­димостью. Составполной причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная(пусковая) причина. Специфи­цирующая причина - это такой генетический фактор, которыйвызывает и определяет качественное своеобразие, специфичность (или главное в«поведении») того или иного следствия. Кондициональные причины (или«условия») - это внешние и внутренние факторы, способствующиеприведению специфицирующей причины в активное состояние, пре­вращающиевозможность явления в реальную действительность.

Реализаторная причина (иначе -«повод») - это тог или иной внешний или внутрен­ний фактор, которыйопределяет момент, время возникновения след­ствия под влиянием определеннойсовокупности условий.

Особым видом детерминации является целевая,телеономная детер­минация. В обществе целесообразными являются действиясубъектов и ряда технических устройств. Но если деятельность роботов и компью­теровесть цель исполняющая, то деятельность человека - целеполагающая.

В философии формулируется следующее положение:целесооб­разность имеет место там, где обратное воздействие следствия напричину приобретает вид отрицательной обратной связи; в этом случае информацияо разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым,передаваемая по каналу обратной связи, превращается в причину, заставляющуюрегулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась кзаданному состоя­нию.

В обществе цель есть исходный пункт деятельностичеловека, и эта цель становится одной из причин создания тех или иных продуктовдеятельности: материальных и духовных. Сама эта цель имеет своей предпосылкойматериальный мир и его законы.

Всовременную философскую литературу входит новое понятие - «телеономия».Оно означает закономерную связь процессов, которые определяются начальнойпрограммой и поведением систем с соответ­ствующим образом организованнойобратной связью. Оно обозначает детерминацию, имеющую место в живой природе вформе органиче­ской целесообразности, и целевую детерминацию, характерную длячеловеческой.

Помимо рассмотренных видов детерминации существуютдругие;

новсе они так или иначе в своем основании имеют причинную детерминацию.

4. Объективный закон; типызаконов.

Принцип закономерности утверждает регулярный,упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действи­тельностиозначает подчиненность всех явлений в своем возникнове­нии и существованииобъективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии сзаконами.

3акон определяется прежде всего как связь (илиотношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякаясвязь или отношение является законом: закон не просто связь, но связьсущественная . Закон есть отношение сущностей или между сущностями.

Характерный и признак закона - повторяемость. Тотфакт, что закон есть

связьвсеобщая, присущая неограниченно боль­шому классу явлений, указывает и на то,что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временномотношении.

Понятие «закон природы» тесно связано спонятием «условие». Необходимость действия любого закона природывсегда проявляется при наличии определенных условий.

Знание закона может выступать основойцеленаправленной прак­тической деятельности людей. Именно во взаимозависимостиусловий и закона состоит возможность использования людьми объективных законовприроды и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действиянаходит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) формеутверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеютвид условных предложений,

Закон природы - это связь, которая характеризуетсяосновными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью,повторяемостью, устойчивостью.

В приведенном определении признак существенностизакона не ставится в один рад с признаками необходимости и всеобщности. Признаксущественности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаковзакономерной связи, субординирует их. Соот­носить понятия«необходимость», «всеобщность», «повторяемость» спонятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.

Признание многообразия видов объективногообусловливания, ви­дов детерминации позволяет говорить и о многообразии видовзаконо­мерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемыхнаукой.?

Преждевсего законы классифицируются по формам движения материи.

Другимважным подразделением законов является их подразделе­ние на законы существованияи функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризуетпредметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие иотноси­тельно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точкизрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развитияпредметов.

Связь законов существования и функционирования изаконов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единствеисторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетическихметодов исследования.

Основаниемдля классификации законов может выступать также структура отношенийдетерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить надинамические и вероятностно-стати­стические. Динамический закон - это закон,управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установитьоднозначную связь его состояний.

Вероятностно-статистический закон - это закон, управляющий по­ведением большихсовокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишьвероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Обратим внимание:он характеризует поведение не от­дельного элемента в этом коллективе, аповедение коллектива в целом.

Опираясьна введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законыможно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинныхзаконов лежит отношение причи­нения, и фиксируемая в них связь имеетгенетический характер. В свою очередь непричинные законы могут подразделятьсяна функциональные, структурные, законы корреляции и т. д.

Для философии и науки принципиальное значениеимеет деление законов по степени их общности.

Специфические, или частные, законы управляютповедением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуютповедение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области.Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общиезаконы распространяют свое действие на одну из них.

Всеобщиезаконы - это такие законы, которые действуют во всех трех сферахдействительности и изучаются филосо­фией.

5. Необходимость ислучайность

В разных концепциях детерминизма одно изцентральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необ­ходимость - это то, что вытекает из самойсущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (илипроисходит) в главном так, а не иначе.

Случайность же - то, что имеет основание ипричину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главныхсвязей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, можетпроизойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма являетсявопрос об объективном познавательном статусе категории случайности/ Суть про­блемызаключается в следующем.

В истории философии предлагались два выхода изэтой ситуации:

илислучайность выводилась за рамки действия принципа детерминиз­ма ипостулировалось объективное существование абсолютной случай­ности как ни чем недетерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишьпродуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело котрицанию принципа детерминизма, второе - к лишению категории случайностиобъектив­ного познавательного значения.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни отчего не зависимый характер, то случайности действительно но остается места внауке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы,предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показана ранее, инеобходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят отналичия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определеннымкругом условий, наличие или от­сутствие которых но всегда определяетсянеобходимостью. Эта пред­посылка лежит в основе познания наукой необходимости ицеленаправленной деятельности людей по преобразованию окружаю­щего мире.Необходимость относительна. Говоря о необхо­димости того или иного предмета,процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность техусловий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписываяотноситель­ный характер необходимости, мы одновременно должны приписыватьотносительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и какнеобходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.

Обращениек понятию условия является одним из путей обоснова­ния объективногосуществования случайности. Другой путь обоснова­ния объективного существованияслучайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайностьвозникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономернообусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходи­мойявляется и последовательность событий, обусловленных внутреннимизакономерностями данного предмета. Такая последова­тельность образует линию егосуществования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух илиболее различных объектов в одной точке порождает.

Случайнымив науке считаются также события, которые возникают при вариации условий.

Соответственнок необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связейи которые осуществляются в ста­бильных условиях

Любоеслучайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группедетерминирующих факторов является законо­мерным.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей междуслучайно­стью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколькомоментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первыймомент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парныхкатегорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия:они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с темотрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде,

Второйважный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости.Необходимость всегда накладывает себе до­рогу через массу случайностей.

Третиймомент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайностикак дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытиесущественных и необхо­димых связей предмета, определяющих его существование.Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, чтохарактеризует целый класс однородных явлений

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости ислучайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития иэволюции материальных систем.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стьюи случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем исвязана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этогопроцесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или инойматериальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшегоразвития. По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­етсяслучайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, дляосуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению кэтим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой,хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностейв действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развитияи так до бесконечности. В таком представ­лении процесса развития одновременнопроисходит и превращение случайности в необходимость, и проявлениенеобходимости сквозь массу случайностей.

6. Возможность и действительность.Вероятность.

В широком смысле слова поддействительностью понимается весь объективно существующий мир, объективнаяреальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующихявлений, взя­тых в единстве с их сущностью. На последний момент вхарактеристике

категориидействительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что«действительность есть ставшее непосредственным единство сущ­ности исуществования, или внутреннего и внешнего» *. В более узком испецифическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытиеотдельного объекта в определенное время, в определенных условиях;действительность от­дельного конкретного материального объекта - это егоактуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется скатегорией возможности.

Возможность - это такое состояние (или такаяситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствуетдругая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобывозникло новое явление.

Под возможностью понимается также то, тенденциивозникнове­ния и развития чего уже имеются в действительности, но что еще нестало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, товозможность - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Вкатегории возможности отражаются предпосылки возникновения но­войдействительности, которые уже имеются в наличном бытии. Анто­нимом понятиявозможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений,возникновение которых исключается зако­номерностями, присущимидействительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительностипро­является в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга..Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своегодальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная дей­ствительностьвозникла как результат реализации ранее существовав­ших возможностей. Вкатегориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего сточки зрения его становления, измене­ния, развития.

Эти две категории, с одной стороны, выступают каккатегории диалектической концепции развития, с другой - как категории детер­минизма.Весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процессзарождения и действительного определе­ния спектра возможностей, дальнейшегосужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего еепревращения в новую действительность. Диалектика возможности и действительностипри­дает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всегокак саморазвития: действительность через порождение возмож­ностей и ихпоследующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления вовремени.

Вместе с тем в категориях возможности идействительности рас­крывается сущность объективного процесса обусловливания, вних выражается закономерный характер процесса становления, конкрети­зируетсядиалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, необ­ходимости ислучайности, причины и следствия.

Прежде всего, само определение понятия возможностисодержит явное обращение к понятию закона, закономерности, регулярной обус­ловленности:возможно то, что не противоречит законам функциони­рования и развития объекта,что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленностипроцесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Имеются разные виды возможностей (существенная инесущест­венная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такаявозможность, с превра­щение которой в действительность первоначальнаядействительность становится возможностью.

Необратимой называется такая возможность, с превращениемкоторой в действительность первоначальная действи­тельность становитсяневозможностью.

Для понимания существа формальной и реальной,абстрактной и конкретной возможностей важное значение имеют следующие их связи(разграничение предложено А- П. Шептулиным). Первые две соотно­сятся снеобходимостью и случайностью, вторые две - с стадиями развития материальнойсистемы. Возможности, которые обусловлены случайными свойствами и связями,считаются формальными (таковой, к примеру, является выигрыш автомашины влотерее). Для превраще­ния их в действительность нужно, чтобы«пересеклись» в одной точке не две необходимые линии, что само посебе уже есть, как мы знаем, случайность, но чтобы «пересеклось» водной точке множество необхо­димых линий. Приведенный в примере«случай» возможен, но вероят­ность его близка к нулю; это скорее даженевозможность, чем возможность. Реальные возможности - это такиевозможности, кото­рые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта.

Абстрактные возможности - это возможности, дляосуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие усло­вия;эти возможности могут появиться лишь при достижении матери­альным образованиемболее высокой стадии развития.

Конкретная возможность - это возможность, дляосуществления которой на дан­ной стадии развития материальной системы могутсложиться соответ­ствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимодействие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденцийразвития предмета, и формирование определенных условий для реализации одной извозможностей.

Для количественной оценки возможности в науке разработанопонятие вероятности . В конкретных науках было развито несколько понятийвероятности: классическое, частотное, диспозиционное, ло­гические,математическое и т.д. На базе частнонаучных представлений о вероятности внастоящее время формируется философское понятие вероятности .

Вероятность - это количественная мера возможности.Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; онаопределяет степень близости возможности к осуществлению, к действи­тельности. Вероятность указывает навеличину основания возможности в реальной действительности.

Для определения степени близости возможности кдействительно­сти используется шкала вероятности от 0 до 1 (или, в процентах -до 100%).

Вероятность есть степень необходимого в возможном . Возможность с большимоснованием имеет соответственно и большую вероятность осуществления. Опора напонятие вероятности придает понятию воз­можности более конкретныйоперациональный характер и повышает его познавательное и практическое значение.

Известный афоризм гласит: «Политика естьискусство возможного». Секрет этого «искусства» и заключается вумении путем целенаправ­ленной деятельности создать такие условия, в которыхнежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превра­щатьсяв действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характери превращались в действительность.

7. Свобода инеобходимость. Свобода и ответственность.

Упрощенчески- материалистическое понимание свободыволи че­ловека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной,фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отмечал:«во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свободаволи есть химера» *.

ПоБюхнеру свобода - это свобода человека со связанны­ми руками, свобода птицы вклетке. Действительно, если все однознач­но необходимо, если нет случайностей,возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места длясвободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познаниетоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и«познавший» эту необходимость, нс становится от этого свободным.

Имеется и другая трактовка свободы,противоположная первой. Свобода, считают, это «возможность поступать так,как хочется. Сво­бода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегдасвободная воля»**.Екатерина Великая говорила: «свобода - это когда никто не может менязаставить делать то, чего я не хочу». В ее устах это звучитпривлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости(с ней-то справиться легче!), сколько принуждению.

Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемойнекоторыми теоретиками-философами? Наличие такой свободы сомнительно.

Представим, что индивид достиг максимальной илиабсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, чтоего свобода обернулась беспредельным одиночеством. «Бегство от сво­боды»- так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошопередает настроение такого человека: «а зачем мне такая свобода?»Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине сосвоей индивидуальной «самостью». Исче­зает природа, общество…Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но затоделали его близким опреде­ленному кругу людей, связывали его с определеннымивещами. «Чело­век свободен» - «это значит, он одинок». В«Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитораподчеркнул важную мысль: «ничего и никогда не было для человека и длячеловеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботыбеспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать по­скореетого, перед кем преклониться» ***.

Одной из наиболее разработанныхконцепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева (см. егоработы: «Филосо­фия свободы», «Философия свободного духа»,«Дух и реальность», «О рабстве и свободе человека»,«Царство духа и царство кесаря» и др.). Он считает, что связь свободыс природной или социальной необходи­мостью лишает подлинную свободу всякогосмысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свободабезосновна. Сво­бода не есть только выбор возможности (такой выбор тожепринудите­лен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего.«Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы.Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда,когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходимк новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняятворческая энергия чело­века. Через свободу человек может творить совершенноновую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом пониматьсвободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причин­ных отношений.Причинные отношения находятся в объективирован­ном мире феноменов. Свобода жеесть прорыв в этом мире» *

Творческий акт человека не естьтолько перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть толькоэманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформ­ление материи всмысле налегания на нее идеальных форм. В творче­ский акт человека, указываетН.А- Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире,прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а изсвободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывнаот творчества. Лишь свободный творит.

В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным являетсяобоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего,твор­чество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в вицу - выбор ливозможности в материальном мире или создание новой ситуации - везде мыобнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общийпафос его концепции, мы не можем согла­ситься с его устранением детерминизма.

Вдетерминистской философии свобода понимается как способ­ность человекадействовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познаниеобъективной необходимости. Антони­мом термина «свобода» в такомслучае выступает «принуждение», т.е. действие человека под влияниемкаких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Этопротивопоставление свободы принуждению принципиально важно, посколькупринуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б.Спиноза. «Вы полагаете, - писал он своему оппоненту, - никакого различиямежду необходимостью и при­нуждением, или насилием. Стремление человека жить,любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, ононеобходимо...»**.

То, что свобода и необходимость не являютсяантиподами, предполагает признание возможности существования свободы без от­казаот необходимости.

Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые напервый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внут­ренниммиром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли - этоабстракция от реального процесса формирования волевого акта человека.Безусловно, волевое решение человека, свя­занное с выбором целей и мотивовдеятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания,но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнемумиру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объек­тивного мира,и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире являетсяотражением диалектической взаимоо­бусловленности явлений в мире внешнем.Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимостьотражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости,связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.

Реальное свободное действие человека выступаетпрежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, гдеесть выбор; выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достиже­ниюцелей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д.

Основанием для ситуации выбора является существо­ваниеобъективного спектра возможностей, а объективным основанием возможностиявляется закономерность и совокупность различных ус­ловии, необходимых для сереализации. Возможно то, что не противо­речит объективным законам, дляреализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, меравозможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости.Од­нако сама ситуация выбора - это не свобода, а лишь необходимая предпосылкасвободы, свободного действия. Сам акт свободного дей­ствия связан с выборомопределенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией вдействительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всегоцелевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характеромпрактической деятельности и той совокупностью знаний, которой человекрасполагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив,есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения,которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имею­щегося в егораспоряжении знания.

Одним из аспектов проявления человеческой свободыявляется способность человека преобразовывать окружающий его мир, его спо­собностьпреобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого онявляется. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает ещена досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органическойцелостностью.

Свободное действие человека всегда предполагаетего ответствен­ность перед обществом за свойпоступок. «Свобода и ответственность - это две стороны одногоцелого - сознательной человеческой дея­тельности. Свобода есть возможностьосуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знаниемдела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знаниеобъективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соот­ветствуютобъективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности.Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием исубъективно поставленной целью необхо­димость выбора способа действия,необходимость активной деятельности для осуществления этой цели… Свободапорождает ответственность, ответственность направляет свободу» *.

Согласнонаучно-философскому мировоззрению, и свобода, и от­ветственность могут бытьмыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм.Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости,человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности передобществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уров­нем развитияобщественного сознания, уровнем социальных отноше­ний, существующимисоциальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственностьперед самим собой, перед своей сове­стью, в нем отражаются современные емусоциальные связи и отноше­ния. Понятие свободы оказывается связанным и спонятием покаяния.

Проблемасвободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, являетсяодной из ведущих проблем, связыва­ющих в единое целое диалектику, теориюпознания и этику, а также философию бытия и социальную философию.

Списокиспользуемой литературы:

1. ФилософияП.В. Алексеев, А.В. Панин

2. Кедров Б.М.«Научная концепция детерминизма» «Современный детерминизм,законы природы». 1973.

3. ОгородниковВ.П, «Познание необходимости. Детерминизм как принцип научногомировоззрения». 1985, раздел «Индетерминизм и метафизика противнауки»).

4. материалпо работам В. Г. Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецо­ва

5. Тюхгин В.,Пономарев Я. «Отра­жение», «Философская энциклопедия».1967. С. 184-186; Тюхтин B.C. «Отражение»«Философский энциклопедический сло­варь». 1989.

6. Парнюк М.А«Концепция детерминизма в диалекти­ческом материализме» «Современныйдетерминизм и наука». Новосибирск, 1975.

7. «Философскийсловарь». Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт.

8. Косолапов Р. И.,Марков B.C. «Свобода иответственность»)