Деметра - богиня плодородия, в буквальном переводе «мать-земля», дочь Кроноса и Реи, она является одновременно и сестрой, и возлюбленной Зевса, сестрой Геры и Посейдона. Согласно легенде, ее сожрал собственный отец Кронос, а позже Деметру извлекли из его тела.

Дочь Деметры и Зевса Персефона, гуляя в Ниссейской долине, исчезла. После девяти дней поисков всевидящий Гелиос сообщил матери, что Зевс отдал Персефону своему брату Аиду в жены.

Деметра разгневалась и покинула Олимп. Утратив божественную силу, как простая смертная, она отправилась странствовать по земле. Без благодатной силы Деметры оскудела земля, уменьшился урожай и начался голод.

Чтобы задобрить Деметру, Зевс возвратил ей дочь, но при условии, что две трети года Персефона будет у матери, а треть года — в царстве Аида. Успокоившись, Деметра взошла на Олимп и вернула земле плодородие. С тех пор Персефона раз в году живет у Аида под землей. В это время мать тужит за дочерью, и все вокруг замирает. Когда Дочь возвращается к матери на землю, мать радостно встречает ее, и природа просыпается, рождаясь заново.

Ниже даны фото красивых изображений Деметры:

Другой миф повествует о том, как прикинувшись старухой, Деметра отправилась к жене эливсинского царя Метанире нянчить ее сыновей. Деметра ночами втирала амброзию в тело одного из них Демофонта, держа его над пламенем, чтобы мальчик стал неуязвим. Как-то Метанира увидела, что нянька держит ребенка над огнем и бросилась к ней. Деметра не удержала мальчика, и он погиб.

Открывшись эливсинскому царю и его жене, Деметра призналась, что она — богиня плодородия, и в знак примирения, подарила второму сыну пшеничный колос, научив Триптолема земледелию, и повелела ему передать приобретенные знания всем людям.

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2). В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

Деметра – прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют "двумя богинями" и клянутся именем "обеих богинь" ("Женщины на празднике Фесмофорий" Аристофана). Главное священное место Деметры – Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь – "обе богини" почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.

Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как "страсти" Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7). В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония ("земляная") и Термасия ("жаркая"), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной") (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.

В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Среди других памятников античного изобразительного искусства: "Деметр Книдская" (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты – колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса "Жертвоприношение Церере", Рубенса "Статуя Цереры" и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).

Тип и атрибуты Деметры. - Почести, воздаваемые Деметре. - Похищение Персефоны (Прозерпины). - Отчаяние Деметры. - Персефона в Аиде. - Голод Эрисихтона. - Элевсинские мистерии. - Триптолем. - Богиня Флора. - Сильван. - Вертумн и Помона.

Тип и атрибуты Деметры

Деметра (по-древнегречески), или Церера (по-латыни), сестра и супруга Зевса, олицетворяла собой земное плодородие. Деметра своей властью заставляла землю производить плоды и считалась главным образом покровительницей хлебных злаков. От Зевса у Деметры была дочь Персефона (Прозерпина), олицетворявшая растительное царство.

Деметра была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках - главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Деметра научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровительствовала законным бракам и другим законным учреждениям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.

Многие знаменитые античные скульпторы, в том числе Пракситель, воспроизводили Деметру, но очень немногие античные статуи сохранились до наших дней, да и то в разрушенном или реставрированном виде. Тип Деметры более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме; одно из них, самое известное, представляет Деметру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у Деметры корзина, наполненная колосьями, а в правой - факел, который Деметра зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону.

Некоторые статуи, носящие, хотя, быть может, и ошибочно, имя этой богини, пользуются большой известностью. По типу, который выработало древнее искусство, Деметра представляется в виде величественной матроны с кроткими, мягкими чертами, в длинных свободных одеждах. На голове у нее - венок из колосьев, а в руках - мак и колосья. Корзина с плодами и свинья - вот ее атрибуты.

Иногда бывает трудно отличить статуи или изображения Деметры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. До наших дней почти не сохранилось подлинных античных статуй этих богинь, зато существует много античных монет с их изображениями.

Овидий рассказывает, что Деметра излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор Деметра часто изображается с головкой мака в руке. На одной из Элевсинских монет Деметра изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья - эмблема плодовитости.

Почести, воздаваемые Деметре

У греков точно так же, как у римлян, культ Деметры-Цереры был очень распространен; ей повсюду воздавали большие почести и приносили обильные жертвы.

По словам Овидия, это происходило потому, что «Церера первая вспахала землю плугом, Церере обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Церера первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Церера заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему жрецы Цереры щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».

Похищение Персефоны (Прозерпины)

Деметра страстно любила свою дочь Персефону. Похищение Персефоны повергло ее в страшное горе и отчаяние.

В гомеровском гимне, посвященном богине жатвы Деметре, рассказывает о похищении Персефоны следующее. Зевс обещал Плутону в супруги свою дочь Персефону, и вот в один прекрасный день, когда юная богиня вместе с подругами собирает по полям и лугам душистые цветы, земля разверзается, появляется на своей колеснице мрачный властитель царства теней и увлекает Персефону в свой дворец.

Никто не видал похищения Персефоны, и только чуткое ухо матери услыхало ее крики о помощи. Деметра спешит к Персефоне, но не находит ее.

Отчаяние Деметры

Полная отчаяния, отправляется Деметра на поиски своей дочери Персефоны, с восхода солнца и до заката ищет она ее - все напрасно. Наступает ночь, Деметра зажигает факел на горе Этне, продолжая и ночью искать Персефону.

Девять дней и ночей проводит Деметра в этих поисках, забывая о пище и питье. Деметра обходит весь шар земной - нигде нет и следа ее дочери. Тогда Деметра обращается к Гелиосу (Солнцу) и просит его, всевидящего, сказать ей, кто похитил Персефону. Гелиос говорит ей, что это сделал Плутон с разрешения властелина богов.

Богиня Деметра объявляет тогда Зевсу, что до тех пор, пока ей не будет возвращена ее дочь, она не будет заботиться о плодородии земли. И действительно на земле наступает голод и грозит гибелью всему человечеству. Зевс не может допустить этой гибели и соглашается вернуть Персефону ее матери. Но Плутон уговорил ничего не подозревавшую Персефону съесть несколько зерен граната; этот плод считался эмблемой брака , а поэтому Персефона не может уже покинуть навсегда Плутона, так как брак считается заключенным.

Аскалаф, сын реки Ахеронта, видел, как Персефона ела гранат, и рассказал об этом Зевсу. Рассерженная таким доносом Деметра тотчас же превратила Аскалафа в сову.

Тогда боги решили на совете, что Персефона будет проводить на земле с матерью две трети года, а одну треть в царстве Плутона, под землей. Две трети года все цветет и зеленеет на земле: нивы покрываются золотистыми колосьями, плоды зреют на деревьях, повсюду вырастают прекрасные цветы. Персефона проводит это время с матерью и наслаждается солнечным светом. Затем наступает последняя треть года - зима: все растительное царство замерло, заснуло, Персефона скрылась в мрачном жилище Плутона, а покинутая Деметра грустит и облачается в траурные одежды, и вместе с ней вся земля.

Персефона в Аиде

Персефона (по-древнегречески), или Прозерпина (по-латыни), считалась царицей Аида. Пребывая там, Персефона властвует над тенями умерших и над Фуриями, но как только должна наступить весна, Гермес, крылатый посланник богов, сходит в Аид и приводит Персефону на землю.

На античных саркофагах очень часто изображалось возвращение Персефоны на землю, потому что это возвращение в царство света после пребывания в царстве теней являлось как бы намеком на будущую жизнь.

Древнегреческий скульптор Пракситель изваял прекрасную группу «Похищение Персефоны», которая пользовалась большой славой в античности. Новейшие художники очень часто трактуют этот сюжет в своих произведениях. Между ними всего более замечательны картины Рубенса и Джулио Романо, а также мраморная группа Жирардона в Версале.

Голод Эрисихтона

Милостивая и добрая к тем, кто воздает ей почести и исполняет ее повеления, Деметра безжалостна к неверующим, и вот какая ужасная кара постигла того, кто нарушил ее божественные права.

Деметре была посвящена прекрасная тенистая роща. Эрисихтон, сын Триопа Фессалийского, вторгается в эту рощу со своими рабами, которым приказывает рубить лучшие деревья. Деметра под видом жрицы появляется перед Эрисихтоном и напоминает ему, что это - священная роща богини жатвы Деметры, но Эрисихтон не слушает ее и даже угрожает ей топором, если она не уйдет, и говорит, что из этих деревьев он выстроит себе прекрасный дворец и будет в нем задавать роскошные пиры.

Тогда разгневанная богиня Деметра изгоняет всех из ее рощи, а Эрисихтона приговаривает к следующему наказанию: его будет вечно мучить неутолимый голод: чем больше Эрисихтон будет есть, тем больше захочется ему есть, и голод не перестанет терзать его внутренностей. Эрисихтон проводит целые дни за столом, рабы его подают ему дни и ночи всевозможные кушанья, но голод ничем не утоляется. Уже истрачены все его запасы, истощены все его средства, Эрисихтон - нищий, который должен выпрашивать подаяние у проходящих. Но у Эрисихтона есть дочь Местра, он продает ее в рабство.

Бог моря Посейдон, тронутый мольбами молодой девушки, дарует Местре способность превращаться в какое угодно животное. Местра превращается в лошадь и убегает от своего хозяина. Затем по очереди Местра превращается в собаку, овцу, птицу и возвращается постоянно к отцу для новой продажи. Но вскоре и этих денег не хватает, голод Эрисихтона все растет и растет. Наконец Эрисихтон пожирает самого себя.

Элевсинские мистерии

Знаменитые Элевсинские мистерии праздновались в честь Деметры в городке Элевсине. Сперва одни только элевсинцы принимали участие в Элевсинских мистериях, но мало-помалу культ Деметры распространился по всей Греции, тогда и афиняне стали также их праздновать.

Вначале это были скромные полевые праздники, где приносились жертвы и воздавалась благодарность милостивой богине Деметре, даровавшей обильную жатву, и где молили Деметру о даровании вновь весны, т. е. возрождения всего растительного царства.

Но когда в судьбе Персефоны стали видеть как бы олицетворение будущей бессмертной жизни и связанное с этой идеей представление о награждении добрых и наказании злых, то празднества эти приняли характер мистерий (таинств), в которые посвящались желающие после известных испытаний.

Высший жрец, иерофант , руководил всеми церемониями и совершал посвящения. Так как Элевсинские мистерии главным образом относились к появлению Персефоны на земле и к схождению ее в Аид, то и праздники разделялись на Великие и Малые Элевсины.

Малые Элевсинские мистерии справлялись в месяце Анфестерионе (февраль-март) в Афинах, в знаменитом храме Деметры, построенном на берегу реки Илисса; этот праздник состоял из большей частью неизвестных нам обрядов.

Великие Элевсинские мистерии праздновались осенью в месяце Боэдромионе (сентябрь-октябрь), после жатвы, и продолжались девять дней и девять ночей.

Первый день Элевсинских мистерий посвящался в Афинах разным приготовлениям к празднику, приносились жертвы, устраивались жертвенные пиршества, совершали омовение, очищение и постились. Другие дни, а также ночи, Элевсинских мистерий, посвящались торжественным процессиям к морю, шумным шествиям и атлетическим играм, причем победителю давали в виде награды меру ржи, собранной с поля, посвященного богине земледелия Деметре.

Шестой день Элевсинских мистерий был самый торжественный: устраивалось шествие по священной дороге из Афин в Элевсин, причем несли статую Иакха, считавшегося братом и женихом Персефоны. В этом шествии принимали участие, кроме жрецов и властей, все посвященные и посвящаемые в Элевсинские мистерии, в миртовых венках, с полевыми орудиями и факелами в руках.

Шествие это, выходя из Афин утром, достигало Элевсина, находящегося в четырех часах пути, только вечером, так как оно по дороге очень часто останавливалось, участвовавшие предавались разным увеселениям и шуткам, а молодые девушки исполняли священные танцы в честь Деметры.

По прибытии в Элевсин и во все последующие ночи в долине на берегу Элевсинского залива, а главным образом в великолепном здании, выстроенном Периклом, жрецами и посвященными разыгрывалась священная драма, род мистерии, изображавшая в мифических и символических сценах похищение Персефоны, отчаяние и горе Деметры и ее поиски дочери.

Богиня Деметра называлась тогда матерью печали, и звуки медных инструментов подражали стонам и крикам Деметры. Все участвовавшие в мистерии, подражая скитаниям богини, бродили во тьме; вокруг них раздавались неопределенные звуки, слышались таинственные голоса, вселявшие в них мистический ужас. Но лишь только находили Персефону, сцены веселья и радости, яркий свет, пение хоров и танцы сменяли мрак и ужас. Эти внезапные переходы от мрака к свету, от горя к радости изображали для посвященных в Элевсинские мистерии переход от ужасов мрачного Тартара к радостному блаженству Елисейских полей и являлись, таким образом, как бы символом бессмертия души и награды, обещанной праведникам.

Бессмертие души изображалось в Элевсинских мистериях превращением хлебного зерна, которое, брошенное в землю и как бы предназначенное к гниению, возрождается к новой жизни в виде колоса.

Триптолем

Время, проведенное Деметрой в поисках дочери Персефоны, является для человечества благодатным временем: Деметра щедро одарила всех оказавших ей гостеприимство в дни ее печальных скитаний.

Одним Деметра даровала злаки, другим - винные ягоды (смоквы, фиги, инжир), третьих научила собирать жатвы, четвертых - печь хлеба.

Но щедрее всего наградила Деметра Элевсин, куда она однажды пришла измученная и голодная и была радушно принята царем Келеем. Войдя к Келею в дом, Деметра застала жену его Метаниру всю в слезах у колыбели больного ребенка, которого звали Триптолемом.

Деметра берет ребенка и целует его - жизнь и здоровье тотчас же возвращаются к Триптолему. Богиня проводит у Келея некоторое время, Деметра полюбила ребенка и хочет его сделать бессмертным; для этого Деметра кладет Триптолема в огонь, чтобы очистить его от всех грехов человечества, но мать в ужасе вырывает ребенка из ее рук. Деметра тогда объясняет ей, что она своим вмешательством лишила сына бессмертия, но так как богиня держала его на руках, то Триптолем удостоится божественных почестей, будет первым землепашцем и первый соберет плоды своих трудов.

Деметра посылает Триптолема на колеснице, запряженной драконами, разъезжать по всей земле и учить людей земледелию. Всюду Триптолема встречают радостно, и везде он - желанный гость.

В Элевсинских мистериях Триптолем, вернувшийся к жизни от поцелуя богини Деметры, олицетворяет труд землепашца, побеждающего бесплодие земли с божественной помощью Деметры. Триптолему воздвигли храм в Афинах, рядом с храмом Деметры. Миф о Триптолеме часто воспроизводится на памятниках античного искусства.

Богиня Флора

В мифологии римлян являются еще несколько богов и богинь, олицетворяющих растительное царство. Они все второстепенные боги и интересны только по сохранившимся античным изображениям.

Флора считалась богиней цветов. Живописное изображение римской богини Флоры сохранилось на стене одного из домов в Геркулануме, и многие античные статуи известны под именем статуй Флоры, но подлинность их не может быть удостоверена, так как они все подверглись сильной реставрации.

Между ними более известны Флора с венком на голове и букетом в руках и колоссальная статуя богини Флоры в Капитолии, в Риме.

Новейшие художники очень часто изображали Флору, чаще же всех Рубенс, а французский художник Пуссен написал «Триумф Флоры». Эта картина считается одним из лучших произведений Пуссена и находится теперь в Лувре.

В честь богини Флоры были учреждены особенные праздники, называемые Флоралиями. Флоралии праздновали от 28-го апреля по 3-е мая. На Флоралиях двери домов украшались венками, все предавались веселью и разгулу, и женщины одевались в разноцветные платья, что было запрещено в другое время.

Сильван

Сильван считался лесным богом у древних римлян, но, вместе с тем, Сильван был и богом полей.

Деревья лесов и лугов, вся растительность пашен и садов находились под покровительством бога Сильвана. В честь него праздновали осенью праздник жатвы, богу Сильвану приносили в жертву молоко, древесные плоды, виноград и колосья.

Плотники, столяры и вообще все ремесленники, выделывавшие деревянные изделия, почитали бога Сильвана и признавали его своим покровителем. Сильвану строили храмы в лесах, и ремесленники устраивали несколько раз в году торжественные процессии, завершавшиеся жертвоприношениями на алтарях Сильвана.

В античности Сильвана изображали всегда с серпом в одной руке и с веткой в другой.

Вертумн и Помона

Вертумн был богом овощей и фруктов у древних римлян. Вертумн назывался также богом превращений, как бы намекая этим на превращения, которым подвергаются плоды до их созревания.

Изображали бога Вертумна в виде статного и сильного мужчины с бородой и венком из листьев на голове, а в руках Вертумн держит рог изобилия, наполненный плодами.

На Авентинском холме находился жертвенник Вертумна, на котором ему приносились жертвы, когда начинали созревать плоды.

Благодаря своим превращениям бог Вертумн победил сердце богини фруктовых садов - Помоны, и Помона стала супругой Вертумна.

Почти не сохранилось античных изображений богини Помоны. Но скульпторы XVIII века воспроизводили очень часто в своих группах римских божеств Помону и Вертумна.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Деметра Деметра

(Δημήτηρ, Ceres). Богиня земледелия, главным образом покровительница хлебных плодов. Она была дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и Аида. От Зевса она имела дочь Персефону, которую Аид увез в свое подземное царство. Узнав о похищении своей дочери, Деметра, удрученная горем и гневом, запретила земле производить плоды, так что Зевс вынужден был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее к матери, но заставил ее сначала проглотить косточку граната; этим он обязывал ее проводить с ним третью часть года, а на остальные две трети года отпускал ее к матери. Тогда земля стала снова производить плоды. Это сказание, очевидно, имеет в виду периодическое появление растительности на земле и ее временное исчезновение. Деметра считалась милостивой, благодатной богиней, кормилицей людей. Отчасти через посредство Триптолема, отчасти сама она научила людей земледелию. В честь ее были установлены так называемые элевзинские мистерии. Ей приносились в жертву коровы, свиньи, плоды, пчелиные соты. Римляне отождествляли Деметру со своей богиней Церерой. См. Церера .

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДЕМЕТРА

(Δημήτηρ), в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч.δα, δη-γή, «земля»). Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Д. как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Hom. II. V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Hes. Opp. 300 след.). К Д. взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (465-468). Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Hes. Theog. 969-974). Д. научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Apollod. I 5, 2). В мифе о Д. отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» (Hymn. Hom. V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Д. приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Д. развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Д., богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зёрнышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти.).
Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» (ср. «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана). Главное священное место Д.- Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь - «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Д., считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Д. Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Д., Персефоны и Диониса (VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Д. Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Д. (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Д. почиталась как Хтония («земляная») (II 35, 5) и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников (II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Д. Мелайны («Чёрной») (VIII 5, 8). У Гесиода (Орр. 465 след.) Д. «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
В римской мифологии Д. соответствует Церера.
Лит.: Diеtеriсh A., Mutter Erde, 2 Aufl., Lpi.- В., 1913; Altheim F., Теrra mater, Giessen. 1931; Мeautis G., Les mystères d"Eleusis. P., 1938; Jung К. G., Кеrenуi К., Einführung in das Wesen der Mythologie. Gottkindmythos. Eleusinische Mysterien, Amst.- Lpz., 1941; Deichgräber K., Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im homerischen Demeterhymnus, Mainz, ; Uxkull W. von, Die Eleusinischen Mysterien. Versuch einer Rekonstruktion. Büdingen - Gettenbach, 1957.
А. А. Тахо-Годи.

Среди памятников античного изобразительного искусства: «Д. Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Д., а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (т. н. склепы Д. в Большой Близнице и в Керчи).
В средневековых книжных иллюстрациях Д. выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Д. часто изображается обнажённой; её атрибуты - колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия. Воплощение образа Д. в европейском искусстве 16-17 вв. было связано с прославлением даров природы (рисунки Дж. Вазари и X. Голциуса, картины Я. Йорданса «Жертвоприношение Церере», П. П. Рубенса «Статуя Цереры» и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.). Особенно широкое распространение получают статуи Д. в садовой пластике барокко.
Наиболее значительные произведения европейской литературы, связанные с мифом о Д., созданы в поэзии (Ф. Шиллер, «Элевсинский праздник», А. Теннисон, «Д. и Персефона»). Среди опер - «Умиротворённая Д.» Н. Йоммелли.

Деметра, греч., лат. Церера - дочь Кроноса и Реи; богиня плодородия и земледелия.

После рождения Деметру ждала судьба всех детей Кроноса: отец проглотил ее. Победив Кроноса, Зевс призвал Деметру на Олимп и доверил ей заботу о плодородии земли. Чтобы это плодородие не пропадало даром, Деметра научила людей возделывать поля. Таким образом, она положила начало не только земледелию, но и новому образу жизни людей, которые ранее вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и скотоводством. Заодно Деметра дала людям законы, которыми они должны были руководствоваться в этой своей новой жизни.

Хотя Деметра была дарительницей тихой и спокойной жизни, сама она долгое время была лишена этих радостей. Сойдясь с второстепенным богом (или полубогом) Иасионом, Деметра родила от него сына Плутоса, который стал богом богатства и в то же время - причиной ее горя. Когда о рождении Плутоса узнал Зевс, тщетно домогавшийся благосклонности Деметры, он убил Иасиона молнией. Убедившись в силе и решимости верховного бога, Деметра уступила ему и родила от него дочь Персефону. Недолго пришлось ей радоваться дочери. Однажды, когда Персефона резвилась с нимфами на нисийском лугу, перед нею внезапно разверзлась земля, появился бог загробного царства и похитил Персефону, скрывшись в земных глубинах. Деметра услышала отчаянный крик дочери и поспешила ей на помощь, но от Персефоны не осталось и следа. Девять дней Деметра скиталась по земле, забыв о еде и сне, в тщетных поисках дочери. Наконец всевидящий бог солнца рассказал ей, что произошло. Деметра тут же направилась на Олимп и потребовала от Зевса восстановить справедливость и заставить Аида вернуть Персефону матери. Но Зевс был бессилен, так как Аид тем временем уже вступил в брак с Персефоной (лат. Прозерпиной) и к тому же дал ей вкусить гранатовое зернышко, а тот, кто отведал что-нибудь в царстве умерших, уже не мог вернуться к жизни на земле. Тогда Деметра покинула Олимп, заперлась в своем храме в Элевсине и наслала на землю бесплодие. Это привело к катастрофическим последствиям не только для людей, но и для богов: озлобившись, люди перестали приносить жертвы богам. В этой критической ситуации Зевс принял компромиссное решение. По его настоянию Аид обязался отпускать Персефону к матери на две трети года, Деметра же смирилась с тем, что треть года ее дочь будет проводить у своего мужа в царстве умерших. Таким образом, когда земледелец осенью бросает семена в землю, Персефона уходит в царство умерших, и скорбящая Деметра лишает природу плодородия. Когда же весной Персефона опять выходит на свет, Деметра вместе со всей природой приветствует ее цветами и зеленью.

Первым человеком, которого Деметра научила выращивать хлеб, был Триптолем, родители которого оказали дружелюбный прием богине, когда она скиталась по земле в поисках дочери, приняв образ старухи. Деметра подарила Триптолему пшеничные зерна, показала, как пахать землю, и велела передать полученные знания всем людям.

Малолетнему брату Триптолема, Демофонту, Деметра хотела даровать бессмертие. Но когда его мать Метанира увидела, что Деметра держит младенца над огнем, закаливая его, она закричала от ужаса; Деметра, вздрогнув, уронила мальчика, и он сгорел. После ухода Деметры отец Триптолема и Демофонта, царь Келей, велел построить в Элевсине великолепный храм, который со временем стал центром ее культа.

Элевсинский храм относится к микенской эпохе (15-14 вв. до н. э.). В 5 в. до н. э. афинский правитель Писистрат перестроил его, не щадя средств, спустя без малого сто лет его примеру последовал Перикл. Главное здание священного участка (телестерион) имело квадратную форму и вмещало в себя до 4000 человек, в центре телестериона располагалась сцена, на которой проходили богослужебные представления, изображавшие эпизоды из жизни Деметры Первоначально празднества в честь Деметры носили простой характер, а обряды символизировали ход земледельческих работ. Позже в них проникли стремления наглядно показать и объяснить умирание и воскресение растений в природе, а затем и попытки разъяснить тайну человеческой жизни и посмертной судьбы человека. Доступ к этим обрядам имели только посвященные. Главные празднества в честь Деметры назывались «великими мистериями», они начинались в конце сентября и длились девять дней, а за месяц до их начала провозглашался всеобщий священный мир (экехирия), обязательный для всех греческих государств.

Деметра была одной из древнейших греческих богинь. Ее имя встречается на табличках из так называемого дворца Нестора в Пилосе, исписанных линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). По мере роста значения земледельчества в греческом хозяйстве культ Деметры распространялся повсюду, где жили греки. Через Сицилию и южную Италию культ Деметры пришел и в Рим, где был отождествлен с культом богини злаков и урожая Цереры. Позже ее культ начал сливаться с культом Геи и Реи, а частично и Кибелы.

Античные изображения Деметры напоминают Геру, но у нее больше подчеркнуты материнские черты - в отличие от властного величия Геры. Символами Деметры были венки из колосьев, корзины с плодами и факелы. Наиболее известные ее изображения: так называемая «Деметра Книдская» (греческий оригинал, ок. 330 до н. э., приписывается скульптору Леохару), колоссального размера голова «Деметра с диадемой» (4 или 3 в. до н. э.), большой рельеф из мастерской Филия «Триптолем между Деметрой и Корой» (430-420 до н. э.), найденный в Элевсине.

От храмов Деметры в основном остались лишь руины, если не считать храм 6 в. до н. э. в Пестуме (Посидонии), однако похоже, что этот храм приписывается ей ошибочно.

Деметре посвящен гимн «К Деметре» Гомера и одноименный гимн Каллимаха (3 в. до н. э.), а также «Элевсинский праздник» Шиллера (1798).