Если организация выступает агентом физического лица (принципала) по сдаче в аренду жилых помещений, она не признается налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ. Такой вывод содержится в . Источником дохода физического лица – арендодателя являются наниматели (арендаторы) жилых помещений, находящихся в собственности этого физлица.

Напомним, что по агентскому договору одна сторона (агент) должна за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридически значимые и иные действия от своего имени за счет принципала, или от имени принципала и за его счет (). Например, агент по поручению принципала может реализовывать и приобретать товары, оказывать услуги, выполнять работы. При этом право собственности на вещи, в отношении которых агент совершает вышеуказанные действия, сохраняется за принципалом ( , ).

Вправе ли налоговый агент изменить порядок выполнения своих обязанностей, возложенных на него нормами НК РФ, на основании договора, заключенного между двумя организациями? Узнайте из материала "Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Так как по агентскому договору одна сторона выступает посредником и получает за выполнение своих обязательств вознаграждение от принципала и согласно условиям агентского договора организация (агент) от своего имени не выплачивает физлицу доходы, она не может признаваться налоговым агентом.

Налоговый агент по НДФЛ – лицо или организация, которая является источником выплаты доходов налогоплательщику. В обязанность налоговых агентов входит исчисление и перечисление налога. Далее подробно разберем кто конкретно исполняет роль агента и как происходит удержание.

Кто относится к понятию налогового агента по НДФЛ

Согласно 226ст. налогового кодекса Российской Федерации, агентами признаются:

  • Организации, зарегистрированные на территории РФ
  • Индивидуальные предприниматели
  • Нотариусы и адвокаты так же обязаны перечислять НДФЛ
  • Обособленные подразделения иностранных компаний

Под налоговой базой по НДФЛ стоит понимать выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента.

  • Даже если компания является посредником и нанимает сотрудников для работы в другой компании, агентов выступает именно она, поскольку непосредственно выплату заработной платы осуществляет компания исполнитель, согласно трудового договора с работниками.
  • Если физическое лицо не зарегистрировалось официально, как индивидуальный предприниматель,но платит денежные средства другим гражданам, то он не признается налоговым агентом. В этом случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ

Что входит в обязанности налогового агента

Перечень обязательств, который предоставляется для исполнения налоговым агентом не велик, однако его стоит соблюдать.

1.Исчислить НДФЛ с выплат сотрудникам, вовремя и своевременно

2.удержать с них налог, а также письменно уведомить налоговый орган о невозможности исчисления налога, не позднее месяца со дня, когда стало известно о данном факте

3.перечислить 13% в бюджет

4.каждый квартал отчитываться по налогу по форме 6НДФЛ и раз в год по 2НДФЛ

Важно!! Для того, чтобы организация имела возможность удержать подоходный налог, его уплата должна происходить с выплат сотрудников и никак иначе. Запрещается Законом вносить какие-либо изменения в трудовые договора по поводу уплаты данного налога с дохода физического лица.

Налоговыми агентами являются организации и индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в налоговом органе на территории России и приобретают товары у иностранцев, которые, в свою очередь, не состоят на учете в налоговых органах на территории России, а также если между ними возникают посреднические отношения.

Важно! В этом случае они обязаны исполнить роль налогового агента не зависимо от того, являются ли они плательщиком НДС.

2) В случае, когда государственные органы арендуют федеральное имущество, они признаются арендаторами и тоже выступают в качестве налогового агента.

3)Когда предприятие реализует конфискованное имущество, например банк, либо имущество без хозяина, то оно так же должно вступить налоговым агентом.

Предоставление справки 2 НДФЛ- одна из обязанностей налогового агента

В обязанности налогового агента так же входит предоставление справок работникам по форме 2 НДФЛ, а также сдача отчета за год.

Как правило, данную справку работодатель выдает сотруднику при увольнении, для дальнейшей передачи на новое место трудоустройства. Если сотрудника не выдали данный документ, он вправе попросить бухгалтера об этом.

В справки 2НДФЛ полностью отражается весь полученный за год доход физического лица, с удержаниями и разбивкой по кодам, был то отпуск, либо его компенсация, а так же больничный.

Не включаются в справку следующие доходы:

  • Выходное пособие при увольнении
  • Пособия, положенные по беременности и родам
  • Компенсации, в случае причинения вреда

Отчет 2 НДФЛ на уволенного сотрудника, что обязан предоставить налоговый агент

По окончании года налоговый агент обязан предоставить в налоговую службу отчет на всех уволенных сотрудников, номер справки должен совпадать с тем же, что выдан сотруднику.

* 01.04 будущего года – по всем доходам сотрудника – статус 1;

* 01.03 будущего года – по доходам, в отношении которых удержание не производилось – статус 2.

Если данный период попадает на нерабочий день, то он сдвигается на идущий следом рабочий день

за 2017 год отчеты 2 НДФЛ подаются:

Раздел Информация
Заголовок Ставим признак, один или два,

1.Отчет о доходах и налогах

2.Если налог не взымался

Верхнее поле Указывается отчетный период, в нашем случае всегда год и код вашей ИФНС, а также ставится номер корректировки:

00- Если отчет составляется впервые

01- Если вторичный и т.д.

Раздел 1 Данные налогового агента, который удерживал НДФЛ, а именно организация, если им было обособленное подразделение, то его КПП и ОКТМО
Раздел 2 Данные физического лица, которым получен доход, его инициалы, ИНН, адрес проживания
Раздел 3 Данные о доходах, в зависимости от ставки, если на весь доход была ставка 13%, то он заполняется один, если были другие доходы под ставку например 30%, то раздел заполняется еще раз
Раздел 4 По каждому коду указываются предоставленные вычеты, например, стандартные на ребенка, имущественные или другие
Раздел 5 Указывается общая сумма дохода, налоговая база, исчисленный, удержанный, перечисленный, излишне удержанный и не удержанный налог

Важно! Когда сотруднику при увольнении выплачивается в трехкратном размере выходное пособие, его не включают в раздел доходов, потому что оно не подлежит налогообложению.

Если же на предприятии, согласно внутреннему распорядку предусмотрено более трех пособий, то необходимо показать их в третьем разделе.

Справку подписывает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Главный бухгалтер может подписать справку, если он имеет доверенность на право подписи, выданную руководителем организации.

Пример заполнения справки 2НДФЛ налоговым агентом

Исходные данные для заполнения:

Сотрудник Агильбаева В.М. работала на предприятии ООО «Баррель» 9 месяцев из 2017г., доходы, которые облагались налогом под 13% составили:

Месяц Код дохода Сумма дохода Код вычета Сумма вычета месяц Код дохода Сумма дохода Код вычета Сумма вычета
1 2000 8100.00 6 2000 8100.00
2 2000 8100.00 7 2000 8100.00
3 2000 8100.00 8 2000 8100.00
4 2000 8100.00 9 2000 8600.00
5 2000 8100.00 9 4800 6847.59

Вычеты:

Код вычета Сумма вычета Код вычета Сумма вычета Код вычета Сумма вычета Код вычета Сумма вычета
126 14000.00

Общие суммы дохода и налога:

Из расчета видно, что у сотрудника была компенсация отпуска при увольнении, а также есть ребенок, на которого положен вычет.

Организация или индивидуальный предприниматель могут выступать налоговым агентом по НДФЛ в случае выплаты дохода физическим лицам, например, в виде заработной платы по заключенным трудовым договорам; вознаграждений по гражданско-правовым договорам; арендных платежей за арендованное у физического лица имущество. Налоговыми агентами в перечисленных случаях признаются все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и те, которые применяют специальные режимы налогообложения.
Исключение из этого правила составляют следующие выплаты:
- индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке;
- при покупке имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, и имущественных прав;
- в виде вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента;
- по ценным бумагам.
В общем случае налоговые агенты имеют те же обязанности, что и налогоплательщики. Они обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.
Кроме того, они должны вести внутренний учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику, а также письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.
Для того, чтобы исполнить свои обязательства, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.
В Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 даны следующие разъяснения. Если доход, который подлежит налогообложению у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, то налоговый агент не обязан удерживать налог с налогоплательщика. Он должен сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.
Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 пришел к выводу, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если последний имел возможность удержать налог у налогоплательщика, но не удержал , имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме. Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.
Таким образом, понятия "неисполнение обязанности" и "несвоевременное исполнение обязанности" не являются идентичными. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за ее полное неисполнение.
Несвоевременное перечисление влечет начисление пени, а не применение налоговых санкций. В Определении ВАС РФ от 15.12.2008 N 16206/08 также указано, что ст. 123 НК РФ не предусматривает агента за несвоевременное перечисление НДФЛ.

Удержание НДФЛ при выдаче денежных средств под отчет

Налоговые органы при проверках доначисляют НДФЛ в следующих ситуациях. Когда работник своевременно не представил в бухгалтерию авансовый отчет по расходованию выданных ему денежных средств, а работодатель в свою очередь не предпринял никаких действий по взысканию с работника образовавшегося долга. Следовательно, неизрасходованные денежные суммы оставлены в распоряжении работника, а также в случаях отсутствия или неправильного оформления первичных документов, приложенных к авансовому отчету.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2010 по делу N А17-7346/2008 суд признал позицию налоговой инспекции неправомерной. Налоговый орган квалифицировал денежные средства, полученные работником под отчет, как его доход в связи с нарушениями в оформлении документов, подтверждающих расходование наличных денежных средств на представительские расходы. Как указал суд, налоговый агент выдавал под отчет работнику денежные средства на приобретение ТМЦ (на представительские расходы), авансовые отчеты, первичные документы, подтверждающие расходование денежных средств, были представлены подотчетным лицом и приняты налоговым агентом. Доказательств того, что приобретенные по подотчетным денежным средствам ТМЦ не приходовались налоговым агентом, инспекция не представила. Представление первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных средств и содержащих технические ошибки, не свидетельствует о получении дохода (материальной выгоды) физическим лицом и не изменяет основания их выдачи.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08 указано, что подотчетные денежные средства, частично не возвращенные работником, не являются его доходом, облагаемым НДФЛ .

Уплата налога налоговым агентом за счет своих средств

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. При этом уплата налога за счет их собственных средств не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Налоговый агент своевременно и в полном объеме перечислил в бюджет из собственных средств суммы НДФЛ, не удержанные у налогоплательщиков. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 N Ф04-7817/2007(40014-А45-19) по делу N А45-1793/2007-16/69 суд указал, что в этом случае в действиях налогового агента отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.
Правда, существует и другая позиция, согласно которой взыскивать налог за счет собственных средств налогового агента неправомерно. В Постановлении ФАС Уральского округа от 14.10.2010 N Ф09-8263/10-С2 по делу N А07-22686/2009 отмечено следующее. Инспекцией необоснованно доначислен , поскольку он не является источником фактической выплаты заработной платы физическим лицам, денежные средства при выплате заработной платы через службу судебных приставов-исполнителей в распоряжение налогового агента не поступали, у него не имелось возможности удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26.11.2009 по делу N А78-733/2009 отметил, что налоговый агент должен исполнить обязанность по перечислению удержанного налога, но на него не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств, если налог не был удержан с доходов, выплаченных налогоплательщику.

Несвоевременное перечисление налога

В Письме ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/145@ указано, что налоговый агент подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от перечисления сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения).
Подлежащую уплате сумму налога налоговому агенту следует уплачивать в установленные сроки. Например, согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Соответственно, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, т.е. налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, имеет место при удержании налога у налогоплательщика, а не при его перечислении.
По мнению налоговой службы, налоговый агент, удерживая налог у налогоплательщика, но не перечисляя его в установленный срок, осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия), а также заведомо очевидно должен и может это осознавать.
Перечисление налоговым агентом сумм налога, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный срок, в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, на наличие вины налогового агента не влияет.
Между тем согласно арбитражной практике если налог перечислен позже установленного срока, то штраф по ст. 123 НК РФ не применяется (Постановления ФАС Уральского округа от 24.11.2009 N Ф09-9311/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 N Ф04-7718/2008(17480-А03-29)).
Аналогичная позиция существует и в случае, когда налог был перечислен еще до начала налоговой проверки (Постановления ФАС Московского округа от 27.02.2010 N КА-А40/1259-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.07.2009 по делу N А32-10745/2008-33/163).
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2010 по делу N А32-14406/2010-58/215 суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.

Налогоплательщик самостоятельно уплатил налог, подлежащий уплате налоговым агентом

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что налоговый орган не вправе привлекать налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ, если налогоплательщик самостоятельно исчислил и своевременно уплатил налог .
Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 26.01.2010 N КА-А40/15099-09 по делу N А40-83081/08-80-312 признано неправомерным доначисление организации НДФЛ, пени и штрафа, поскольку налогоплательщики, получившие доход, уплатили налог самостоятельно.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 13.05.2009 N Ф09-2909/09-С3 по делу N А76-22171/2008-42-760 рассмотрел следующую ситуацию. Предприниматель по договору аренды выплатил физическому лицу вознаграждение, но не удержал и не перечислил НДФЛ с этой суммы. Однако налог был своевременно исчислен и уплачен физическим лицом. Оценив все обстоятельства, суд пришел к выводу, что привлечение предпринимателя к ответственности по ст. 123 НК РФ в такой ситуации неправомерно.
Следует учитывать, что существует и другая позиция. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1106/08-С2 суд установил, что организация не перечислила НДФЛ с дохода, выплаченного физическому лицу по договору аренды. При этом налог был уплачен самим налогоплательщиком. В силу прямого указания закона обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с сумм доходов, выплачиваемых физическим лицам, возложена на налогового агента. Следовательно, инспекция вправе привлечь агента к ответственности по ст. 123 НК РФ и начислить пени, даже если налог физическим лицом уплачен самостоятельно.

Уплата пени за нарушение сроков уплаты налога из собственных средств налогового агента

При нарушении сроков уплаты налога агент должен уплатить пени. В общем случае начисление пеней на сумму неудержанного налога, а также привлечение налогового агента к налоговой ответственности являются правомерными.
Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.
Официальная позиция налоговых органов заключается в том, что они вправе взыскивать пени за счет средств агента в случаях, когда НДФЛ не удержан из доходов физического лица (Письмо ФНС России от 25.07.2006 N ВЕ-6-04/728@, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05).
В Постановлении от 12.01.2010 N 12000/09 по делу N А56-48706/2007 Президиум ВАС РФ указал, что, если налоговый агент не удержит НДФЛ с доходов налогоплательщика и при этом инспекции будет отказано во взыскании с него пени, такой отказ не обеспечит государству возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога. Исходя из этого, суд признал решение налогового органа о взыскании с организации пени правомерным.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06 по делу N А47-16231/2005АК-25 указано, что налоговый агент, не удержавший НДФЛ с физического лица, должен уплатить пени за счет собственных средств . Это связано с тем, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена именно на налоговых агентов.

Ответственность за непредставление сведений или представление недостоверных сведений по объектам налогообложения

Согласно положениям ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах исчисленного и удержанного налога не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.
За непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных предусмотренных сведений инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
За непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике либо подачу документов с заведомо недостоверными сведениями инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 10 000 руб.
Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что ответственность на основании п. 2 ст. 126 НК РФ применяется к организациям, которые отказались по запросу инспекции представить сведения о другом налогоплательщике, в том числе при проведении встречной проверки.
Привлечение налогового агента к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц либо подачу недостоверных сведений неправомерно (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 по делу N А19-8589/09, ФАС Поволжского округа от 26.04.2007 по делу N А72-8739/06-14/319).
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 13.06.2007 N Ф09-4360/07-С2 по делу N А60-2300/07 отметил, что по п. 2 ст. 126 НК РФ к ответственности привлекается не налогоплательщик или налоговый агент, а третье лицо, у которого имеются сведения об интересующем инспекцию налогоплательщике. Доказательств непредставления по запросу налогового органа сведений (подачи недостоверных сведений) о таком налогоплательщике нет. На основании этого суд пришел к выводу, что ответственность за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ по п. 2 ст. 126 НК РФ не наступает.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ не разъясняет, может ли ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ быть применена к налоговым агентам, в отличие от п. 1 ст. 126 НК РФ, где на это прямо указано.

НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ - термин, используемый в законодательстве о налогах и сборах РФ и налоговых законодательствах ряда стран.

1) В РФ термин «налоговый агент» означает - , на которое в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и , если иное не предусмотрено НК. Налоговые агенты обязаны (ст. 24 НК):

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами установлены в ст. 226 НК.

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога с учетом следующих особенностей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Указанные российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в РФ именуются в главе 23 НК налоговыми агентами.

2. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются с зачетом ранее удержанных сумм налога.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

5. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 р., перечисляется в бюджет в установленном порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 р., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие налоговые агенты принимают на себя обязательства нести , связанные с уплатой налога за физических лиц (ст. 226 НК). Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие:

Государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

Постановку на учет в налоговых органах. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога (ст. 230 НК).

2) В ряде стран термин «налоговый агент» может означать также налогового консультанта, помогающего налогоплательщику при выполнении обязательств, установленных в актах налогового законодательства.

3) В СССР налоговыми агентами назывались должностные лица налоговой инспекции, осуществлявшие прием налоговых и страховых платежей от сельского населения. Первоначально налоговый агент производил также и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. С организацией централизованной системы бухгалтерского налогового учета в 1945 г. налоговые агенты были освобождены от ведения лицевых счетов плательщиков, а с 1948 г. - от всего налогового учета. В связи с тем, что после реформы сельскохозяйственного налога (1953 г.) размер налоговых платежей сельского населения значительно уменьшился, с 1 марта 1956 г. штат налоговых агентов был упразднен и прием этих платежей возложен на сельские Советы.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

- Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ). Примеры: 1. Если… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Налоговый агент - Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджетную систему Российской Федерации. ст.24 НК. Налоговые агенты имеют те же права,… … Бухгалтерская энциклопедия

Налоговый агент - (англ. tax agent) по законодательству РФ о налогах и сборах лицо, на которое в соответствии с НК РФ* возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК … Большой юридический словарь

Налоговый агент - 1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации...

Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Фомина М.Б.

Налоговый агент – это организация или индивидуальный предприниматель, которые Налоговый Кодекс РФ обязывает исчислять и перечислять в бюджет налог за другую организацию или физическое лицо (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты, фактически являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).

При этом за лиц, не являющихся налогоплательщиками, уплачивать налог не требуется. Например, это относится к случаям, когда организация или индивидуальный предприниматель приобретает товары (работы, услуги) у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или реализуете по решению суда арестованное имущество физических лиц (Письма Минфина России от № 03- 07-14/81, от 05.03.2010 № 03-07-08/62 ) .

Налоговыми агентами организации и индивидуальные предприниматели могут быть признаны по уплате трех налогов:
- налога на доходы физических лиц;
- налога на добавленную стоимость;
- налога на прибыль.

Организация может являться налоговым агентом по любому из трех налогов, при этом неважно, применяет ли она общую систему налогообложения или спец. режим, например УСН или ЕНВД (п. 1 ст. 24, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96 ) .

Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации и индивидуальные предприниматели при выплате физлицам заработной платы или иных доходов как в денежной форме, так и в неденежной форме, в том числе по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг, договорам аренды имущества, авторским договорам. Налоговый агент должен исчислить и удержать из доходов физических лиц НДФЛ и перечислить налог в бюджет.

К числу налоговых агентов по НДФЛ относятся:

Российские организации;
- индивидуальные предприниматели;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (Письма Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61184, от 4 августа 2014 г. № 03-04- 06/38350, от 10 июня 2014 г. № 03-04-06/28072 ) .

Налоговым агентом по НДС организация может стать, в случае, если совершает операции:

Приобретает товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ ) ;

Арендует, покупает (получает) федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ ) ;

Продает конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству. Исключение составляет реализация имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами (п. 4 ст. 161 НК РФ ) ;

Выступает в качестве посредника по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ ) ;

Является собственником судна на 46-й календарный день после перехода к организации права собственности (как к заказчику строительства судна), если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ ) ;

С 1 января 2018 г. приобретает у плательщиков НДС (кроме получивших освобождение) сырые шкуры животных, лом и отходы черных (цветных) металлов, вторичный алюминий и его сплавы (п. 8 ст. 161 НК РФ ) .

Исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организация по обязана:

1) при выплате иностранной организации доходов от источников в РФ, не связанных с ее постоянным представительством в РФ (п. 4 ст. 286 НК РФ ) ;
2) при выплате российской организацией дивидендов налогоплательщикам - российским организациям (п. 3 ст. 275, п. 5 ст. 286 НК РФ ) .

Обязанности налоговых агентов.

Согласно ст. 24 Налогового Кодекса РФ налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Основная обязанность налоговых агентов состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ ) .

Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

Если же в данном налоговом периоде налоговый агент не производил денежных выплат налогоплательщику и/или удержать налог невозможно (например, при выплате доходов в натуральной форме), вместо удержания налога у налогового агента возникает другая обязанность - сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог из выплат налогоплательщику и указать сумму задолженности последнего перед бюджетом (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ ). Данный вывод подтверждается в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 1), Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 (п. 10) .

По общему правилу уведомить налоговый орган необходимо в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог. А при невозможности удержать НДФЛ - не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором физлицу был выплачен доход, с которого не был удержан налог (п. 5 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 ) .

Если налоговый агент представляет в налоговый орган сообщение о невозможности удержать НДФЛ, он, кроме этого, должен письменно уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в указанные сроки. Уведомление налогоплательщика о неудержанных суммах налога носит информационный характер и не влияет на порядок и последствия налогообложения для физических лиц в таких случаях (Письмо Минфина России от 24.03.2017 №03-04-06/17225 ) .

Налоговые агенты по НДФЛ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@, Минфина от 02.11.2015 № 03-04-06/63268 ) :

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Данный документ подается ежегодно не позднее 1 апреля года , следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485@ ;

Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Такие расчеты необходимо представлять за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года , следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет представляется по форме 6-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 14.10.2015 №ММВ-7-11/450@ .

Данные документы представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять эти документы на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК РФ ) .

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с п.2 ст. 226 Налогового Кодекса РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика , источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Налоговые агенты по НДС обязаны представлять в ИФНС по месту своего учета налоговую декларацию с заполненными разд. 2 и 9 (п. п. 36, 47 Порядка заполнения декларации по НДС (утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@ ) даже в том случае, если они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Обратите внимание! Раздел 2 Налоговой декларации по НДС заполняется на каждое лицо, по которой организация (или индивидуальный предприниматель) исполняет обязанности налогового агента.

В платежных поручениях по уплате налогов налоговыми агентами в поле 101 указывается значение, отражающее уплату налога налоговым агентом, - «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н ) .

Налоговый агент по налогу на прибыль должен представить в ИФНС по месту своего нахождения:

- декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов российской организации (утверждена Приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ ) .

- налоговый расчет при выплате дивидендов или иных доходов иностранной организации (утвержден Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@ ) Расчет представляется в те же сроки, что и декларации по налогу на прибыль (п. 4 ст. 310 НК РФ, Письмо Минфина от 10.10.2016 № 03-08-05/58776 ) . Согласно п.3 ст. 289 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода . Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

При выплате дивидендов российской организации для расчета налога, подлежащего удержанию используется формула, определенная в п. 5 ст. 275 НК РФ .

Формула расчета налога следующая: Н = К x Сн x (Д1 - Д2)

Где: Н - сумма налога, которая подлежит удержанию у получателя дивидендов;
К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению;
Сн - налоговая ставка (0%, 13% - для российских организаций);
Д1 - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению в пользу всех получателей дивидендов;
Д2 - общая сумма дивидендов, полученных самой организацией, распределяющей дивиденды, в текущем и предыдущих отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода. В эту сумму нельзя включать дивиденды, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ .

Если на российскую организацию, выплачивающую дивиденды, не возложена обязанность по удержанию налога, значения показателей «Д1» и «Д2» она должна представить налоговому агенту (п. 5 ст. 275 НК РФ ) . Представить значения этих показателей следует в порядке, предусмотренном п. п. 5.1, 5.2 ст. 275 НК РФ .

Положениями п. 5 ст. 275 НК РФ четко не определено, какой отчетный (налоговый) период следует считать текущим. При этом из норм указанного пункта можно сделать вывод о том, что текущим периодом считается период, в котором принято решение о распределении прибыли. Аналогичное мнение выразила ФНС России в Письме от 10.06.2013 №ЕД-4-3/10475 при рассмотрении вопроса о применении положений прежней редакции ст. 275 НК РФ в целях расчета НДФЛ при выплате дивидендов физическим лицам.

При выплате дохода в виде дивидендов иностранной организации налоговая база определяется налоговым агентом как сумма выплачиваемых ей дивидендов (п. 6 ст. 275 НК РФ ) .

С 1 января 2016 г. сумма налога на прибыль определяется на основании п. 5 ст. 275 НК РФ , если получателями доходов, выплачиваемых иностранной организации, которая действует в интересах третьих лиц, являются физические лица и (или) организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ (п. 6 ст. 275 НК РФ ) .

Для расчета суммы удерживаемого налога в общем случае необходимо использовать следующую формулу (п. 6 ст. 275 НК РФ ) :

СНИ = ИА(Д) x СН, где СНИ - сумма налога, подлежащая удержанию из доходов иностранной организации;
ИА(Д) - сумма выплаченных иностранной организации дивидендов;
СН - ставка налога, %.

По общему правилу при выплате дивидендов иностранной организации применяется ставка налога в размере 15% (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ ) .

Если между РФ и государством, резидентом которого является иностранная организация, заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения, то в силу ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международного договора.

Некоторыми международными соглашениями предусмотрено налогообложение дивидендов в РФ по налоговым ставкам ниже 15%. В этом случае при исчислении налога налоговый агент вправе использовать ставку, установленную соглашением. Если условиями международного договора предусмотрено, что данный вид дохода не облагается налогом в РФ, то, соответственно, обязанности по удержанию налога у налогового агента не возникает.

Обратите внимание! Для применения положений международного договора по общему правилу налоговому агенту необходимо получить от иностранной организации подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (п. 1 ст. 312 НК РФ ) .

Исчисление базы по НДС налоговым агентом .

Исчисление налоговым агентом налоговый базы по НДС осуществляется в соответствии со ст. 161 Налогового Кодекса РФ .

С целью исполнения обязанности налогового агента при покупке товаров (работ, услуг) у иностранца, необходимо удержать НДС из тех средств, которые причитаются иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет, следовательно, первоначально необходимо определить ту сумму НДС, которая подлежит удержанию из доходов иностранца. Для этого нужно определить налоговую базу и умножить ее на налоговую ставку.

Налоговая база определяется на дату перечисления иностранцу оплаты за товары (работы, услуги), в том числе предварительной, что следует из системного анализа пп. 1 п. 3 ст. 24, п. п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 174 НК РФ . К аналогичному выводу пришел Минфин России в отношении услуг, приобретаемых налоговым агентом у иностранного лица, не состоящего на учете в российских налоговых органах (Письмо от 21.01.2015 N 03-07- 08/1467 ) .

Рассчитывается налоговая база как сумма дохода иностранца от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ ) .

При этом налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-03- 06/2/70 ) .

Обратите внимание! Налоговый агент должен исчислять НДС сверх цены договора и уплачивать сумму налога за счет собственных средств, если иностранная компания не учитывает НДС в стоимости товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

В силу п. 2 ст. 161 НК РФ указанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которые обязаны исчислить и удержать у налогоплательщика соответствующую сумму налога, а также уплатить ее в бюджет.

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11 следует, что, если в договоре с иностранным лицом сумма НДС не предусмотрена, налоговый агент должен исчислить налог сверх цены договора и уплатить его в бюджет.

Минфин России также разъясняет, что если иностранная компания в стоимости товаров (работ, услуг) не выделяет НДС, то сумма налога уплачивается за счет средств налогового агента (Письмо Минфина России от 13.04.2016 №03-07-08/21231, Письмо Минфина России от 18.12.2015 №03-07-08/4486, Письмо Минфина России от 12.11.2014 №03-07-08/57178, Письмо Минфина России от 05.06.2013 №03-03-06/2/20797, Письмо Минфина России от 08.09.2011 №03-07-08/276, Письмо Минфина России от 13.11.2008 №03-07-08/254 ) .

При аренде государственного (муниципального) имущества налоговая база определяется согласно абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ, Письму Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146 на дату перечисления арендодателю арендной платы (полностью или частично) как сумма арендной платы с учетом налога.

Если услуги по аренде государственного (муниципального) имущества оказываются по договору безвозмездного пользования, то налоговый агент определяет налоговую базу на момент оказания услуг (Письмо Минфина России от 20.10.2009 N 03- 03-06/4/91 ) ;
- отдельно по каждому арендованному объекту имущества;

Исходя из суммы арендной платы с учетом налога.

Если имущество передано вам в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу нужно определять исходя из рыночных цен с учетом налога. Такие разъяснения дает Минфин России в Письме от 02.04.2009 N 03-07-11/100 .

Организация, выполняющая функцию налогового является агента по НДС должна составить счет-фактуру в случаях, указанных в ст. 161 НК РФ . Наиболее распространены следующие ситуации:

Обратите внимание! При приобретении или отгрузке товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ , счета-фактуры можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина от 19.03.2014 №03-07-09/11822 ) .

Согласно п.п.5 Налогового Кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Налоговый агент - посредник иностранца, не состоящего на налоговом учете в РФ, авансовые, отгрузочные, а также корректировочные счета-фактуры оформляет так же, как и обычный продавец (Письма Минфина от 11.11.2015 №03-07-08/64897, ФНС от 03.04.2009 №ШС-22-3/257@ )) .

Налоговый агент оформляет счет-фактуру согласно Письму ФНС от 12.08.2009 №ШС-22-3/634@ )) .

Остальные строки и графы счета-фактуры заполняются так же, как при отгрузке товаров (работ, услуг). Подписывают счет-фактуру руководитель организации - налогового агента и ее главный бухгалтер или иные лица, уполномоченные доверенностью или приказом руководителя.

Права налоговых агентов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ (п.2 ст. 24 НК РФ) .

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 НК РФ .

Обратите внимание! Налоговые агенты могут принять к вычету НДС, уплаченный в качестве налогового агента, но только в тех случаях, когда являются плательщиками НДС и только в следующих ситуациях (п. 3 ст. 171 НК РФ, п. 23 Правил ведения книги покупок ) :

При оплате аренды государственного либо муниципального имущества у органов власти;

При оплате приобретенного государственного либо муниципального имущества у органов власти;

При оплате товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ. В других случаях «агентский» НДС нельзя принять к вычету.

Налоговые агенты, применяющие освобождение или не являющиеся плательщиками НДС (например, в связи с применением УСН), вообще не имеют права на вычет.

Вычесть агентский НДС можно в квартале, когда товары (работы, услуги) приняты к бухгалтерскому учету и налог уплачен в бюджет. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя (Письма Минфина от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 26.01.2015 № 03- 07-11/2136 ) .

В книге покупок за квартал, когда соблюдены оба условия для вычета, необходимо зарегистрировать счет-фактуру, составленный налоговым агентом при исчислении «агентского» НДС.

Сведения об «агентских» счетах-фактурах, зарегистрированных в книге покупок, подлежат отражению в разд. 8 декларации по НДС, а сумма вычета по ним - в строке 180 раздела 3 декларации по НДС (п. 38.17 Порядка заполнения декларации ) .

Неисполнение обязанностей налогового агента.

За невыполнение обязанностей налогового агента организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в порядке ст. ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ . А в случае неуплаты (несвоевременной уплаты) налога на сумму недоимки начисляются пени (п. п. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ ) .

Согласно ст.119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ , влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В случае если налоговый агент не удержит или не перечислит (не полностью удержит или перечислит) налог в установленные сроки ИФНС может применить штрафные санкции в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению (ст. 123 НК РФ, Письмо Минфина от 11.11.2016 № 03-02-08/66026 ) .

За несвоевременное удержание и (или) перечисление налога налоговому агенту будут начислены пени (п.п.1-7 ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 ) .

Обратите внимание!

Обязанности налогового агента переложить на налогоплательщика нельзя.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ уплата налога иным лицом может быть произведена за налогоплательщика. Уплата налога иным (третьим) лицом за налогового агента не предусмотрена Налоговым Кодексом РФ .

Обязанность налогового агента по исчислению и уплате сумм налога установлена статьей 226 НК РФ . Переложить данную обязанность на налогоплательщика нельзя, считает Минфин РФ (письмо от 15.07.2010 № 03−04−06/3−148 ) .

Финансовое ведомство ссылается на п. 5 ст. 3 НК РФ , в соответствии с которым ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ , либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ .

В случае, если российская организация, выплачивающая физическому лицу арендную плату за арендуемое у него помещение, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Следовательно, дополнительное соглашение к договору аренды, в котором обязанности по уплате налога возложены на налогоплательщика, будет признано ничтожным.