Философские понятия. Хотите их философские определения? Google вам в помощь. А мои, бытовые представления, здесь.

Правда — это то, во что человек ВЕРИТ. Истина — то, что он ЗНАЕТ (исходим из того, что знание — точное отражение объективной ситуации). Взаимоотношения между тем и другим бывают довольно причудливы. Можно говорить правду и ни на йоту не отступать от истины, и это-то как раз очень просто для понимания. Можно говорить правду, и быть от истины катастрофически далеко. Это понять немного сложнее. Можно лгать и при этом утверждать истину. Это — самое сложное для понимания, поэтому поясню простенькой бытовой иллюстрацией.

Один приятель спрашивает другого: «Почему ты пришел без жены? Мы же вас обоих приглашали». Тот отвечает: «Да знаешь, она заболела, лежит пластом, и температура под сорок». Врет при этом как сивый мерин — он даже домой не заходил, и не звонил, и понятия не имеет, что с женой. И вообще заведомо не собирался ее с собой брать на эту тусовку. Между тем, жена его действительно заболела. И действительно лежит «пластом» с температурой под сорок. Такова ИСТИНА. Но эта истина не делает ложь мужа ПРАВДОЙ. Его ложь — ложью и остается.

Вот такие чудеса:).

…А сколько из них вытекает разных забавных следствий… Например, верующий человек, истинно верующий, утверждает: «Бог — есть!» И говорит при этом чистую правду — исключительно в силу того, что ВЕРИТ в то, что говорит. Она, по моему убеждению, далека от истины, но все равно остается правдой. А вот — лукавый монах, в ком веры меньше, чем в таракане, для коего религия — только способ сытно есть, не работая, — утверждает то же самое: «Бог — есть!». И при этом бессовестно ЛЖЁТ, поскольку сам-то убежден, что нет никакого бога, иначе какой бог стал бы терпеть его, безбожника, среди своих служителей!

А чтобы вы прониклись сознанием того, насколько в этой теме все причудливо, я еще вот что скажу (и докажу). Глаголы «солгать» и «обмануть» — вовсе не синонимы. Можно прекрасно себе солгать, но никого при этом не обмануть. А можно обмануть в лучшем виде, используя для этого чистую правду. Первое просто, а вот для второго — бытовой примерчик.

Заходите в бакалею и видите бутылку растительного масла, на этикетке которой написано: «НЕ СОДЕРЖИТ ХОЛЕСТЕРИНА!». Вот чистая правда написана. Не содержит. И не может содержать, потому как — растительный продукт, а не животного происхождения. Но обман налицо. Рядом стоят бутылки масла от другого производителя. На которых нет такой надписи. Холестерина, понятно, тоже нет. Но очень многие покупатели купят первый продукт, а не второй, именно по этой причине — сочтут отсутствие холестерина в масле ЭТОГО производителя ПРЕИМУЩЕСТВОМ над прочими.

Почему я заявил, что истина это то, что человек ЗНАЕТ, а вовсе не то, что существует вне человека? Что это точное отражение объективной ситуации, а не сама ситуация? Да потому, что категории истинности и ложности это категории сознания. Даже, я бы сказал, познания. Гносеологические, если вам мало бытового языка. Природа, объективный мир, не знает истинности или ложности. Убери из нее познающий ее разум, и понятия эти (равно как и ВСЕ прочие ПОНЯТИЯ) не только потеряют смысл — они перестанут существовать. Так что истинность — это адекватность отражения , а вовсе не то, что отражается.

В скобках замечу: категории правды и лжи, как и обмана, есть категории ЭТИКИ, не имеющие к гносеологии никакого отношения, но и их постигнет та же судьба, стоит только выдернуть человеческий разум из контекста бытия. Почему? Да потому, что вместе с ним исчезнет и этика как таковая, со всеми своими категориями.

Отличить правду от лжи - это не так уж и просто, особенно если допустить, что критерии истины не являются абсолютными. Но в чем же тогда цель познания, если единственно верного ответа все равно не существует? Или все-таки критерии истины позволяют определить, соответствует ли представление об объекте действительности? И есть ли разница между такими понятиями, как правда и истина?

Критерии истины в философии

На протяжении всей своей истории существования, человечество стремилось выработать систему, с помощью которой можно было бы выявить заблуждения и ложь. Многие мыслители всю свою жизнь посвятили тому, чтобы выработать единые критерии истины. Для того чтобы назвать заблуждением мысль о том, что Солнце вращает вокруг Земли, нужно ориентироваться на следующие факторы:

Чувственный опыт;

Представления большинства людей;

Божественные заповеди.

Альтернативные варианты

Некоторые ученые придерживаются идеи, что критерии истины - это также и здравый смысл, и логическая последовательность, и очевидность. А в современном научном познании единственным способом определения правильности теории является практический эксперимент, который считается доказательством истинности предположения того или иного исследователя.

Правда и ложь - две стороны одной медали?

Трудно спорить с тем, что настоящая истина должна быть объективной, т.е. представление об объекте должно соответствовать реальному положению дел, причем вне зависимости от того, кто его рассматривает. Но вот достижимо ли это в реальности? Ведь всегда остается что-то недоступное человеческому пониманию, что-то неизведанное. К тому же истина всегда конкретна, т.е. определяется данными конкретными обстоятельствами (временем, местом и т.д.). Но что же в таком случае можно назвать заблуждением или ложью, и в чем состоит отличие между ними? Заблуждение - это мнение о предмете, которое не совпадает с реальностью. Это форма знания, которая возникает непреднамеренно вследствие ограниченности человеческих возможностей познания. Ложь же - это преднамеренное искажение представления об истинном положении дел в корыстных целях. Зачастую заблуждения человечество постепенно преодолевает в ходе своего развития, а вот с ложью нужно бороться, чтобы не дать ей отравить будущее.

Виды объективной истины

1) Абсолютная истина - единственно правильное и неизменное представление об окружающей действительности. Именно она является главной целью человеческого познания. Но, к сожалению, ограниченность человеческого разума не позволяет ее достичь. В религии, например, абсолютная истина - это Бог. А человек должен всю свою жизнь посвятить служению ему, чтобы познать этот Абсолют. В тоже время утверждение, что абсолютной истины не существует, является, по меньшей мере, нелогичным!

2) Относительная истина - приближенное представление о реальном положении дел, которое может изменяться с течением времени. Правда как раз и является синонимом этого понятия. А разве поспоришь с тем фактом, что любое знание явлется относительным?

Всем известно словосочетание «истинная правда». И в этом нет никакой тавтологии, потому что это понятия не тождественные. В чем же их общность, и в чем различие?

Истина – это объективная реальность. Она не зависит от чьего-либо мнения, она может меняться, но вне зависимости от мнений, а просто с изменением этой реальности.

Правда – это реальность субъективная, рожденная ощущениями. Вот она – продукт нашего мнения, это то, во что мы свято верим или не верим. Она может совпадать, а может и не совпадать с истиной. Это про нее говорят: «сколько людей – столько мнений», «у каждого своя правда», и т.п. Правда у каждого своя, и она тоже может изменяться, но не только с изменением истины (бывает, что совсем наоборот, истина изменилась, а правда все та же), а под давлением новых знаний о предмете истины, или с новыми ощущениями субъекта. Трудно воспринять философические термины? Покажем на простых примерах.

Муж изменяет жене – это истина. Об этом говорят все вокруг, наверняка не знает этого только жена, как это обычно и бывает. Прямых доказательств измены у нее нет, есть только подозрения на этот счет, поэтому она прямо «в лоб» спрашивает об этом у мужа.

Муж заверяет, что любит только ее одну, никогда, ни при каких обстоятельствах, из семьи не уйдет, и вообще ведет себя так, будто и вправду никаких любовниц нет. Жена, естественно, ему верит, и ее правда в том, что у мужа нет никакой любовницы – ее семья и брак вне опасности.

Правда мужа в том – что он никогда не разрушит семью, не бросит свою жену, он сам на этот период свято в это верит. Он дорожит отношениями с женой, возможно, связь с любовницей не задела в нем никаких душевных струн, в конце концов, он понял, что эта связь была ошибкой, и собирается ее разорвать.

Налицо одна истина и две правды, ни одна из которых с истиной не совпадающая. Но каждая правда – это мнение, которому верит каждый: и обманутая жена, и обманувший ее муж. В этой ситуации есть еще и третья правда – правда любовницы, и она, скорее всего, тоже будет отлична от истины. Может быть правда четвертая – окружающих этот треугольник людей, и так далее.

Изменившаяся истина (например, муж перестал изменять, став добропорядочным семьянином) истиной быть не перестанет, просто станет другой. Жена, уверенная в том, что муж ей был всегда верен, так и не узнает о том, что истина изменилась, у нее по-прежнему будет своя правда – правда о верном муже. Ну, дальше все понятно.

Предположим, что муж продолжает жене изменять, и связь с любовницей стала для него более важной, чем отношения с женой. Он уже не боится ее потерять, о чем и сообщает ей, не боясь ранить ее чувства. Изменилась и его правда, и правда жены, тем более, что она уже подкреплена не только словами мужа, а и доказательствами измены – например, муж показывает ей фото любовницы, или она сама увидела их вдвоем.

Главное в этом примере – не старайтесь навязать свою правду другому человеку, даже если вы в нее свято верите, она тоже может быть отлична от истины! Дайте возможность другим людям иметь собственное мнение! Все люди разные, и они совсем необязательно должны быть похожи друг на друга. Именно в их различии и кроется интерес людей друг к другу, ведь все непознанное и неизведанное всегда интересно, а прочитанная от корки до корки книга закрывается без сожаления, если все написанное в ней давно понятно и больше интереса не вызывает!

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет. Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории». Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.

Правда - информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь .

Истина - единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.

В чем же разница между правдой и истиной?

В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда - это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же - высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда - понятие более приземленное, будничное, истина - возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда - это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт. Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.

Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда - как божественное начало. Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» - не зря он носил именно такое название. Правда в то время - это результат общения Бога и человека. А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги . Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась».Подробнее:

Отличие правды от истины заключается в следующем:

1. В современном русском языке правда - это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же - абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.

2. Правда - понятие приземленное, истина - возвышенное.

3. Правда субъективна, а истина объективна.

4. Истина одна, а правда у каждого может быть своей.

Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда - божественным началом.

Всевозможных философских теорий развелось столько, что одно только их перечисление может занять несколько страниц печатного текста, а если каждую хотя бы кратко раскрыть, то уже выйдет довольно таки не тоненькая книжица, ну а каждая теория в подробностях, со всеми её доводами, это уже целый том. Для чего мы так себя запутываем? Ведь все эти теории не отражают истины, они лишь теории, своим существованием они наоборот – скрывают за собой истину, а некоторые вообще утверждают, что познание истины невозможно, мол, истина в принципе непостижима. Но это ложь! Что есть истина? Истина, это то, что никоим образом не может быть подвержено сомнению. А сомнению подвержено не может быть лишь одно-единственное: «Я ЕСТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Это и есть АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА, которая никак не может вызывать сомнений, вообще никак!!! Всякое другое мнение можно оспорить, а истину оспорить не получится, это невозможно. У истины нет противоположности, и не может быть, так как НЕ БЫТИЕ «Я» (как собственной личности) НЕВОЗМОЖНО. Возможно лишь предположить, что небытие «Я» возможно, но всякое подобное предположение будет являться теорией, требующей доказывания. Истина же доказывания не требует. Таким образом, ИСТИННО ЛИШЬ ОДНО – СУЩНОСТЬ «Я», ЕСТЕСТВО, СОБСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ, всё остальное не есть истина, всё остальное есть МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ «Я». Мнение может быть правдивым или ложным. ПРАВДА – это то, что естественно вытекает из истины и не нарушает четырёх законов логики - противоречия, тождества, исключённого третьего и достаточного основания. Всё остальное – ЛОЖЬ.
ЕСТЕСТВО ЕСТЕСТВЕННО – правда;
СВЕРХЪестество НЕестественно – правда;
СВЕРХЪестество естественно – ложь, так как «естество» и «сверхъестество» не тождественные понятия, они различны по смыслу, а согласно закону логики, закону исключённого третьего, «не тождественное тождественным» быть не может, соответственно и «не естественное естественным» точно так же быть (существовать) не может, а утверждающий обратное – лжёт.

Человек может или верить, или не верить лжи. Верящий лжи – далёк от истины. Не верящий лжи, знающий правду, мылящий логично - ведает истину. Так в чём же истинный смысл существования? Ответ прост: смысл в бытии здесь и сейчас, «сейчасье», «сейчас естье», то есть счастье = бытие в себе! Человек или в себе, или он не в себе. Если человек правдив, то он в себе, если человек лжив, то он не в себе. Если человек не ведает того, что СОБСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ «Я» МОЖЕТ НЕ СУЩЕСТВОВАТЬ, то такой человек не в себе, такой человек не видит в другом человеке то же самое «Я», такой человек не способен сочувствовать другому «Я», то есть СВОЕМУ СОБСТВЕННОМУ «Я» В ДРУГОМ СВОЁМ ВОПЛОЩЕНИИ. Если человек добр, он в себе, если человек злит себя, то он выходит из себя, противоречит своему естеству.

К сожалению, большинство людей заблудилась во лжи. Мы, в большинстве своём - не в себе, мы разделили себя всевозможными способами уже до такой степени, что забыли истину, забыли сами себя, своё естество, свою САМУЮ (единую) суть. Философия явно перефилософствовала. Последствия этого очевидны и абсолютно логичны: наш явный мир становится безобразен, реки заилены, леса вырубаются, пустыня наступает, питьевая вода продаётся за деньги, здравомыслие высмеивается и не воспринимается как здравость, а так же многое, многое другое. Мы на грани тотальной шизофрении, на грани абсолютного безразличия, бесчувствия, мы обращаем себя в неразумных существ ниже уровня животных, опускаемся в безмыслие, в бессознательность, в недоброжелательность, в неблагодарность, то есть в бесчеловечность. Мы продаём себя в рабство ложным ценностям, сами создаём себе врагов. Особенно остро это осознают те, кто жил в СССР, где в большинстве своём, человек человеку был друг, товарищ и брат.

Оправдывая свои злодеяния, лжецы утверждают, мол: «Не познав зла, не познаешь добра», но это ложь! Любовь, добро – это и есть истина, это сущность «Я». Невозможно не любить себя, своё «Я». Даже те, кто кончают жизнь самоубийством, творят это исключительно из любви к себе, и иначе никак быть не может. Творящий зло кому-то, точно так же творит его из любви к себе, беда в том, что творящий зло кому-то – не ведает истины, не ведает того, что всё что он творит, он творит сам себе в этом или другом своём же воплощении. А если поверить в то, что зло необходимо, то отсюда логично вытекает и то, что «зло это благо», а развивая эту мысль далее можно дойти и до того, что «абсолютное зло, это абсолютное благо». Однако зло не может быть благом. Понятие «зло» противоречит понятию «благо», эти понятия противоречат друг другу, а согласно закону логики, закону противоречия – в процессе мышления два противоречия не могут одновременно означать одно и то же, так как тогда было бы невозможно отделить одно от другого, а значит и понять вообще ничего было бы не возможно, а соединение не соединимого это бред, шизофрения! Таким образом, НЕ ПОЗНАВ ЗЛО, НЕ ПОЗНАЕШЬ НИЧЕГО КРОМЕ ЛЮБВИ И ДОБРА, вот и вся абсолютно логичная философия.

Всё истекает из истины разделяя себя на правду и ложь. Всё правдивое, всё логичное – здраво и гармонично; всё ложное – не здраво, и эта зараза отравляет всё вокруг себя.

АЛОГИЧНОСТЬ = АЛЧНОСТЬ. Алчный лжец не ведает блаженства благо-дарности, из жизни в жизнь, из сна в сон, из воплощения в воплощение он не находит себе покоя, добра, любви… то есть – не находит ИСТИНЫ.