Г лавврач аэропорта Шереметьево Артур Бунин говорит, что сердечный приступ, случившийся у пассажиров авиарейсов прямо в полете - вовсе не редкость. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – 395. При этом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Тебе очень повезет, если на борту случайно окажется врач, потому что бортпроводники, хоть и проходят медицинское обучение, сталкиваются с такими ситуациями крайне редко. Стюардесса сможет оказать первую помощь, но в серьезных случаях все равно потребуется профессионал. Медицинское обучение бортпроводников в разных авиакомпаниях немного отличается, но в среднем весь учебный процесс длится три дня, за которые стюардессам рассказывают только основы. Примерно на трети всех рейсов случайно оказывается врач в той или иной специализации, но и это не гарантия безопасности: например, ветеринар не сможет помочь справиться с панической атакой. Вот как скорее всего будут разворачиваться события, если тебе станет плохо на высоте 11 000 метров.

Как должен будет действовать экипаж

Как только происходит экстренная ситуация, борт сразу передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, которые оповещают руководителя полетов, а он уже связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, готовится медицинская помощь. К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи, так что, опять же, в экстренной ситуации тебя могут направить из аэропорта в больницу.

Не стоит паниковать

По статистике, большая часть проблем пассажиров со здоровьем - несерьезные. Тебя может укачать или стошнить, ты можешь почувствовать головокружение или даже упасть в обморок, но речь о жизни и смерти заходит крайне редко. Ты можешь чувствовать легкое головокружение, потому что воздух, поступающий в самолет на высоте 11 000 метров - разрежен, и в нем чуть меньше кислорода, чем в воздухе на земле. Кроме того, ты можешь чувствовать нехватку воды в организме по причине сухого воздуха в салоне самолета.

Как обезопасить себя

Чтобы экипаж самолета был готов прийти тебе на помощь, держи всех в курсе своих болезней. Например, если у тебя гипертония, ты можешь поинтересоваться, есть ли у стюардессы таблетки, понижающие давление. Если ты проинформируешь бортпроводников о том, что ты боишься летать, они помогут тебе справиться с волнением и избежать возможных проблем со здоровьем.

Многие из нас не могут даже представить себе, насколько трудна простая ежедневная работа сотрудников авиационных компаний. Помимо общей опасности полётов на самолёте, нельзя исключать и постоянного фактора недовольных пассажиров. Те, кто летал, знают, что на каждый рейс всегда найдётся тот, кто скажет, что место плохое, с соседями не повезло, кофе слишком горячий и так далее. Этот список можно продолжать бесконечно. Нужно сказать, что кодекс вежливости заставляет работников авиации с улыбкой относиться даже к откровенным хамам и грубиянам: всё потому, что клиент всегда прав. Однако многим невдомёк, что бортпроводники и так делают всё, чтобы во время полёта вам было комфортно и удобно.

Одна из историй, прекрасно демонстрирующая этот тезис, произошла не так давно на глазах у медработника по имени Шэрон Редклифф. Женщина летела в Нэшвилл рейсом из Детройта. Как только её борт поднялся в воздух, в салоне начало творится неладное.

Буквально через несколько сидений от Шэрон находилась пожилая дама. После взлёта она вдруг забилась в конвульсиях. Было очевидно, что женщине очень плохо и ей срочно нужна помощь доктора. Одновременно с Редклифф происходящее заметил бортпроводник по имени Джеффри. Он бросился к пожилой даме и поднял её с места, сказав, что сопроводит её. Шэрон же решила, что женщину намерены снять с рейса или что-то такое. Однако, как выяснилось впоследствии, сотрудник авиакомпании лишь хотел пересадить старушку из эконом-класса в бизнес, причём безо всяких доплат. Оказалось, что пострадавшая больна болезнью Паркинсона. Джеффри узнал симптомы болезни и понял, что пожилой женщине нужны более комфортабельные условия полёта.

Следует отметить, что бесплатной пересадкой на более удобные места ситуация не закончилась. В течение всего перелёта Джеффри постоянно подходил к старушке, интересуясь, не становится ли ей хуже. Он также подбадривал её, предложил бесплатный обед (не предусмотренный условиями перелёта), сопровождал женщину до туалета и обратно и в общем присматривал за ней, будто за собственным ребёнком.

При этом никто и не узнал бы о таком поступке молодого парня, если бы не Шэрон Редклифф, описавшая ситуацию в Facebook по прилёту в Нэшвилл. Она также лично поблагодарила бортпроводника за его чуткость и доброту по завершению перелёта. Медсестра была поражена тем, что для Джоффри это, в общем-то, был совершенно обычный рабочий день. Она также выразила надежду на то, что однажды все бортпроводники станут такими же учтивыми и добрыми, как тот, который попался ей.

Полет на самолете - это стресс для любого организма. Но для людей с целым рядом заболеваний он может представлять серьезную опасность для жизни. Известно, что к летальному исходу в большинстве случаев приводят болезни, которыми человек страдал еще до перелета.

Кому нельзя летать?

В группу риска входят, прежде всего, больные сердечно-сосудистыми заболеваниями , такими как ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз. Сердечникам может стать плохо из-за пониженного давления в салоне самолета - на борту оно соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода. Людям с повышенным внутричерепным давлением также летать нельзя. Риск есть и для тех, у кого есть патология свертываемости крови.

Еще одной группой риска являются люди, которые страдают тромбофлебитом или тромбозом глубоких вен ног . Опасность для них состоит в том, что время перелета человек длительное время проводит в малоподвижном состоянии. Кровь в ногах застаивается, ноги отекают и болят, возможны образование и отрыв тромбов и закупорка тромбами артерий (тромбоэмболия).

Нельзя летать людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей , такими как пневмония, бронхиальная астма, бронхит и пневмоторакс. Воздержаться какое-то время от полетов необходимо и тем, кто недавно перенес хирургические операции, особенно операции в области грудной клетки или живота.

У тех, кто страдает психиатрическими заболеваниями , например, эпилепсией, в салоне самолета может возникнуть приступ, поэтому им тоже лучше не летать. Осторожность нужно соблюдать и диабетикам. Абсолютным противопоказанием для полета также являются заразные инфекционные заболевания.

Возникающие на высоте перепады давления могут негативно повлиять на течение такой болезни, как отит , поэтому если у вас болят уши, от перелета лучше воздержаться - иначе станет только хуже. К аэроотиту может привести даже простая простуда, ведь носоглотка и слуховая труба связаны. По этой же причине больным гайморитом и синуситом стоит несколько раз подумать, прежде чем лететь. Если больной с насморком все-таки решил лететь, ему нужно использовать перед полетом сосудосуживающие капли.

Не пустить в самолет могут также беременных после 36 недель. У разных авиакомпаний на этот счет свои правила, некоторые авиаперевозчики отказываются брать беременных на борт при сроке уже в 28 недель из-за риска преждевременных родов. Новорожденных детей можно брать в самолет, только если вместе с вами летит врач.

Окажут ли помощь?

Экипажи самолетов в обязательном порядке обучают оказанию первой медицинской помощи , поэтому если кому-то стало плохо, бортпроводники ему помогут.

На борту есть аптечка первой помощи, которой может пользоваться экипаж. Имеется также врачебная аптечка, но открывать ее может только врач из числа пассажиров.

В особых случаях экипаж связывается с ближайшим аэропортом и просит разрешить экстренную посадку .

В аэропортах дежурят врачи, которые окажут человеку необходимую медицинскую помощь.

Прямо с борта самолета больного пассажира могут сразу же госпитализировать .

Если о болезни одного из пассажиров стало известно еще до перелета, его могут снять с рейса.

Карантин

Больные инфекционными заболеваниями, такими как холера, чума, геморрагическая лихорадка, малярия, представляют большую опасность для окружающих. Во многих экзотических странах существуют районы, где население заражено этими болезнями.

Поэтому в аэропортах, открытых для международных сообщений, существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля . Работники этих пунктов досматривают все самолеты, убывающие за рубеж или прибывшие из других стран. Они осматривают грузы, а также опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья.

Если персонал санитарно-контрольного пункта выясняет, что кто-то болен заразной болезнью, этого человека сначала изолируют от других людей, а потом госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Изолируют и осматривают также всех, кто с ним контактировал.

О чем помнить?

Для здорового человека перелет - это тоже стресс. Перегрузки, перепады давления и малоподвижность негативно влияют на организм. Кроме того, в салоне самолета пониженная влажность воздуха (20%), поэтому слизистые могут пересыхать. Специалисты советуют пить во время перелета больше воды и отказаться от алкоголя и напитков, содержащих кофеин. Стоит также взять с собой капли «искусственная слеза» на случай, если будут болеть глаза, и отказаться от контактных линз, надев вместо них очки.

Поскольку большую часть времени во время перелета мы сидим, нужно периодически вставать и ходить по салону, вытягивать ноги, чтобы они не отекали и кровь не застаивалась. Не стоит также класть под ноги ручную кладь.

Даже у тех, кто не болен отитом, из-за перепадов давления могут возникнуть щелчки и боль в ушах. В этом случае нужно пожевать жевательную резинку.

Не забывайте брать с собой в ручную кладь аптечку с минимальным набором лекарств. Во флаконах жидкости должно быть не более 100 миллилитров.

Всё случилось в моём последнем полёте в Сочи. Сначала увидел женскую руку, нажимающую на вызов стюардессы. Потом началась непонятная суета. Сбежались все стюардессы разом и обеспокоенно закудахтали. Стало понятно, что произошла внештатная ситуация на борту. Как выяснилось, тётке лет 50-ти стало плохо, да так, что надо откачивать. Со мной такое произошло впервые, за всю историю полётов.

На самом деле, проблемы со здоровьем у авиапассажиров в небе встречаются весьма часто. Люди поднимают на высоту 10000 метров пережитые инфаркты, инсульты, повышенное/пониженное давление, а также подгнившие слойки-пересмешницы от привокзальной пекарни ""Тычтынбек&партнёры"". В результате за год каждый московский аэропорт оказывает первую помощь примерно 500 больным, прилетевшим откуда-то, или не успевшим улететь. А с каждого миллиона авиарейсов на землю привозят 25 хладных трупов, такая вот невесёлая статистика. И вот тебе здрасьте - ровно через два ряда загибается человек, а ты сидишь и не знаешь, что делать.

Стюардессы, как выяснилось, стали действовать строго по инструкции - выгнали соседа тётки и уложили её на подушки-пледы, притащили внушительную аптечку и огнетушитель кислородный баллон, а сами стали громко приглашать к пациенту возможных пассажиров-врачей.

И вот тут, если вы сами попали в такую ситуацию, начинает вращаться колесо Фортуны. Повезёт вам или нет, есть ли врачи, и какой они компетенции. Ведь сами бортпроводники могут оказать лишь самую первую помощь, малоквалифицированную. Их учат этому на... трёхдневных курсах(!). Понятно, что разобраться с диагнозом, особенно необычным, они не смогут.
Но тётке с нашего рейса крупно повезло: собрался целый консилиум. Сообща допросили больного, порылись в аптечке, нашли необходимое, вкололи дозу, дали таблеток и кислород, а потом разложили её на последнем ряду и сопровождали до самой посадки, когда на борт поднялась бригада сочинских врачей.

В общем, спасибо этим прекрасным заботливым людям. Вполне возможно, их усилиями 25 воздушно усопших не превратились в 26. Бортпроводницы ""Уральских авиалиний"" тоже молодцы, деятельно принимали участие и даже спрашивали, надо ли сажать самолёт на ближайший аэродром. Единственно, что подпортило моё впечатление о них - категорическое требование ко мне прекратить фотосъёмку и удалить фотографии. Не пойму этой паранойи вокруг обычных фоток на телефон. Но не подумайте, что ваш корр-внештатник может только вредить - я героически отрывал от сердца и предлагал спасённой подкрепление в виде прекрасного привокзального пирожка, но почему-то не пригодилось.

Но это ещё не конец истории, которая может приключиться с каждым из нас. Плохая новость в том, что у аэропортов нет своих реаниматологов, и прибывшая бригада опять-таки может оказать только общую медпомощь. Так что если серьёзный приступ случится у пассажира перед посадкой или во время взлёта, например, в ""Шереметьево"", то ждать реанимобиль придётся аж из Москвы (в соседней Лобне таких просто нет). Поэтому нельзя пользоваться авиатранспортом после перенесённых недавно инфарктов-инсультов, а также жрать в дороге дурнопахнущую продукцию того же Тычтынбека с партнёрами. Вдруг не дотяните?

У нас же всё закончилось хэппи-эндом, тётке стало легче уже в дороге. В Сочи, как известно, болеть некогда, за отдых уплочено! Народ бурно обсуждал ситуацию, стуча по дереву и повторяя народные заклинания. А я спешно прятал фотки от грозных стюардесс, у меня же ещё и просветительская миссия...

Приходилось вам загинаться в воздухе, или откачивать соседей?