ДЕЛАТЬ ВСЁ, КАК ДЛЯ ГОСПОДА. "Сделаю всё, как для Господа",-говорил каждому больному врач-хирург Клавдий Васильевич. Все прооперированные им больные быстро шли на поправку и не было ни одного летального исхода по его вине. "Везунчик"-говорили про хирурга его коллеги. Но они не знали, что Клавдий Васильевич молился перед каждой операцией и Бог давал ему мудрость, смекалку, успех и эффективность в работе с больными. " И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков." Колоссянам3:23. Эти слова Св. Апостола Павла касаются каждого из нас. Это семейные, родственные, внутриколлективные, межсоседские отношения. Эти слова касаются не только межличностных отношений, но и различных дел производственных, семейных, независимо от статуса всё и все мы должны делать как для Господа. КАК ДЛЯ ГОСПОДА! Это значит, делать с любовью, от чистого сердца, призывая в помощь БОГА. МОЛИТВА ПЕРЕД КАЖДЫМ ДЕЙСТВИЕМ, ДЕЛОМ И ПРЕДСТОЯЩЕЙ БЕСЕДОЙ: Дорогой наш любящий и любимый Господь Иисус, позволь сделать (говорим какое дело) по воле Твоей и даруй мне успех, мудрость, эффективность и Твоё руководство. Желаю сделать это как для Тебя. Руководи мной Духом Твоим Святым. Слава Тебе мой Господь Иисус. Аминь. Эта молитва дана для примера, ты можешь молиться своими словами. Вы избранные святые и любимые Богом, будьте милосердными и сострадательными, проявляйте доброту, смирение, мягкость, терпение и кротость в обращении с людьми, а также и с животными, которых вы воспитываете для доброго и позитивного общения с Вами. Помните, что животные-творение Божие. Священное Писание говорит об этом так: "Блажен иже и скоты милует". Притчи, старославянский перевод. Блажен человек, который и животных милует. " Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко." Притчи 12:10. А.П. Чехов считал, что доброму человеку даже стыдно перед собакой. Животные, похожи по многим параметрам на людей и очень сильно отличаются от нас своей безграничной преданностью и любовью к нам. Но самое главное преимущество наших животных перед людьми-их безгрешность. Любое дело, которое ты делаешь для другого человека и даже для себя, не исключая и врага твоего, делай как для Господа. Делающий по принципу "сойдёт и так" методом "тяп-ляп", огорчает Господа, ибо Бог есть СОВЕРШЕНСТВО и все дела Его СОВЕРШЕННЫ, то есть идеальны. Надо стараться, чтобы Бог одобрил твою работу, ведь Он видит как ты трудишься и является Первым Ценителем твоей работы. " И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца." Колоссянам 3:17. Во взаимоотношениях наших друг с другом должна быть в сердцах ЛЮБОВЬ ХРИСТА. Священное писание говорит: "... будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас." Ефесянам 4:32. " Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;" Луки 6:37. Наставления СВ. Апостола Павла актуальны во все времена для всех: " Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа." 1Фессалоникийцам 5:14-23. И дальше написано: " Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков." Колоссянам 3:16,23. . Поэтому, подумай прежде чем что-либо сделать, что-то сказать. Посмотри, понаблюдай за своими мыслями, словами и действиями и если это не прославляет Господа, значит, ты делаешь неугодное в очах Господа; будь внимателен к тому, что ты делаешь, что говоришь, что мыслишь. Пусть Бог тебя благословит! Всё делай от души, делай от сердца, как для Господа, прославляя и благодаря за все Бога. АМИНЬ. Если видео не откроется, нажмите на ссылку.

3:1 Итак, если вы воскресли со Христом. Воскресая со Христом, христианин умирает для земных помышлений; он должен устремлять свои помыслы к Тому, вместе с Кем он воскрес, а не реанимировать моменты той жизни, которая умерла вместе с ним.

Христос сидит одесную Бога. Один из ключевых и основополагающих моментов Нового Завета (Деян. 2,33-35; 5,31; 7,55.56; 1 Пет. 3,22; Рим. 8,34; Еф. 1,20; Евр. 1,3.13; 8,1; 10,12; 12,2; Откр. 3,21).

3:3 жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Возможная связь с 2,3 ("в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения") говорит о том, что смысл новой жизни во Христе открылся еще не до конца, а тот факт, что жизнь верующего "сокрыта со Христом в Боге", указывает на неотторжимость и непоколебимость новой жизни во Христе, на которую уже не может посягать ни человек, ни ангел (Ин. 10,29).

3:4 Когда же явится Христос. Вопреки многим современным толкованиям Послания к Колоссянам, чаяние возвращения Христа является в нем животрепещущим, и лежит в основе нравственных наставлений этого раздела (ст. 5-11).

3:5 умертвите. Отвергая законнический аскетизм, Павел призывает верующих стать в действительности теми, кем они являются в принципе, то есть мертвыми для греха и живыми для Бога (Рим. 6,1-14). Существует образ жизни, который несовместим с жизнью во Христе: Павел перечисляет пять пороков, четыре из которых касаются отношений полов, а пятый - любостяжание, страсть к наживе; в ст. 8 говорится еще о пяти, которые связаны с гневом и злоречием.

3:7 в которых и вы некогда обращались. Т.е. поступали так же, пока не были введены "в Царство возлюбленного Сына" Божия (1,13).

3:9 совлекшись. Здесь Павел использует греческое слово, однокоренное с тем, которое он ранее употребил в 2,11, говоря о единении верующего со Христом при крещении с "совлечением греховного тела плоти", и в 2,15, говоря об лишении (снятии) силы демонов.

3:10 в нового. Во Христе, втором Божием Адаме (1 Кор. 15,20-28.45-49), род человеческий был воссоздан. Свойства, которые Павел перечисляет далее в ст. 12, имеют начало в Боге вообще и присущи Христу в частности.

3:11 Этот стих, возможно, был написан с целью опровергнуть претензии колосских лжеучителей на свою элитарность и исключительность. Павел тут же вспоминает о преодолевающем все барьеры единстве тех, кто во Христе (Гал. 3,28).

варвара. Греки и римляне причисляли к варварам все не эллинизированные народы.

Скифа. Скифы (сколоты) - общее название родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи, живших в VII в. до Р.Х. - III в. по Р.Х. в Северном Причерноморье.

3:12 облекитесь. Новая личность верующего формируется по мере того, как человек продвигается вперед в своем познании Христа, "Который есть образ Бога невидимого" и в "Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (1,15; 2,3). Далее Павел перечисляет те свойства, которые, принадлежа Христу, становятся неотъемлемыми качествами христиан.

избранные Божий, святые и возлюбленные. Такими являются в глазах Божиих искупленные Христом и облекшиеся во Христа верующие.

3:13-14 См. Еф. 4,32 - 5,1.2, где Павел обосновывает свою этику снисхождения, прощения и любви примером искупительного дела Христа.

3:15 мир Божий. Букв.: "мир Христов". Осуществляя на деле любовь, прощение и милосердие, новая община должна являть собою образ мира и примирения, которые Христос установил между небом и землею (1,20-22; 2,15), между Богом и искупленными Божиими.

3:16 научайте и вразумляйте. Противопоставление тому, о чем говорится в 2,8, и развитие сказанного в 1,28.

3:22 - 4,1 Несколько пространное рассуждение о взаимоотношениях рабов и свободных людей связано, вероятно, с деликатным моментом - возвращением беглого раба Онисима к его хозяину Филимону. Онисим сопровождал Тихика, доставившего это послание в Колоссы; (по-видимому, у них было с собой и Послание к Филимону). Однако не исключено, что Павел остановился на этом вопросе ввиду его актуальности как таковой, вне зависимости от прецедента с Онисимом.

Колоссянам 3:22-4:1

Матф.5:16 “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”

Кол.3:22-4:1 “(22)Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. (25)А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (1)Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

I . Признайте свое положение

Кол.3:22,4:1 “(22)Рабы , во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. (1)Господа , оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

1Кор.7:21

Фил.4:12 “Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке”

2Кор.8:1,2 “(1)Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, (2)ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия”

1Пет.2:18

1Кор.7:21 “Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся”

Прит.22:2

II . Работайте с правильной мотивацией

A . Божий страх

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

Еф.6:5-7 “(5)Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, (6)не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души , (7)служа с усердием, как Господу, а не как человекам”

B . Божье воздаяние

Кол.3:23,24 “(23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие , ибо вы служите Господу Христу”

Еф.6:7,8 “(7)служа с усердием, как Господу, а не как человекам, (8)зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный”

Матф.6:19-21 “(19)Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, (20)но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, (21)ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”

C . Божья справедливость

Кол.3:25 “А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия”

Гал.6:7 “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет”

Деян.10:34, 35 “(34)Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, (35)но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”

III . Будьте эффективными на работе

A . Работники

1. Работайте с повиновением

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти , не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога”

1Пет.2:18 “Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым”

1Тим.6:2 “Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют [им]”

2. Работайте с посвященностью

Кол.3:22 “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца , боясь Бога”

Флм.1:10,11 “(10)прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: (11)он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его”

3. Работайте с радостью

Кол.3:23,24 “(23)И все, что делаете, делайте от души, как для Господа , а не для человеков, (24)зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу

B. Работодатели

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах

1. Отдавайте должное

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах”

Прит.20:10 “Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом”

Мал.3:5 “И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника …”

Втор.22:8 “Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него”

2. Будьте справедливы

Кол.4:1 “Господа, оказывайте рабам должное и справедливое , зная, что и вы имеете Господа на небесах”

Прит.22:2 “Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь”

Прит.19:11 “Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам”

. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах .

О взаимоотношениях мужей, жен, родителей, детей, господ, и слуг. Пример молитвы одного святого мужа. – Узы не помеха проповеди . Восхваление уз Павловых. – Против излишества в женских украшениях.

1. Почему (Павел) повелевает это не везде и не во всех посланиях, но здесь, и в посланиях к ефесянам, к Тимофею и Титy? Потому что в этих городах, вероятно, происходили несогласия, или потому, что иное в них, быть может, было исполняемо хорошо, а в этом они погрешили, – так что надлежало им слышать и об этом. Справедливее же будет сказать, что (апостол) говорит это сколько к ним, столько же и ко всем (христианам). Послание это весьма сходно с посланием к ефесянам. В других местах он не делает того же – или потому, что мужам, уже умиротворенным, которые, как не знавшие высоких догматов, должны были учиться им, писать об этом не следовало, или потому, что получившим утешение в искушениях излишне было слышать об этом. Эти соображения позволяют мне догадываться, что здесь была уже тверда и что он говорит это при конце (своей жизни).

«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» , вместо – повинуйтесь для Бога, так как это украшает вас, говорит, а не их. Повиновение же я разумею не (рабское) к господам и не то, которое зависит от природы, но которое бывает для Бога. «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» . Смотри, как он увещевает соблюдать взаимные отношения. Как там внушает страх и любовь, так и здесь, потому что и любящему можно огорчаться. Итак, слова его значат: не враждуйте; нет ничего огорчительнее той вражды, которой подвергается жена от мужа; вражда, направляемая против любимых лиц, бывает самая горькая; она показывает, что огорчение велико, когда кто восстает против своего члена. Итак, любить – дело мужей, а уступать – дело жен. Потому, если всякий будет исполнять свой долг, то все будет крепко; видя себя любимой, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Смотри, так устроено это и в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна. Когда начальствующий любит подначальное, тогда все благоустроено. не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, а от подначального (требуется) послушание. Да и то, что красота – в жене, а пожелание – в муже, показывает не иное что, как устроение для любви. Потому, когда подчиняется жена, – не величайся; и ты жена, когда тебя любит муж, – не надмевайся; ни дружба мужа пусть не возбуждает превозношения в жене, ни подчинение жены пусть не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы легче было тебе подчиняться. Не бойся подчинения; подчиняться любящему нисколько нетрудно. Не бойся любви; (жена твоя) уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь власть, необходимую по природе; имей же и союз по любви, (этот же союз) позволяет терпеть слабейшую.

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» . Опять полагает – "Господу" , полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. "Ибо это , – говорит, – благоугодно Господу» . Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. . Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (); и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» ()? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» . Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит, не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им.

Потом переходит к третьему (предмету) власти: "рабы , – говорит, – . Здесь, хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. "Рабы , – говорит, – во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» .

2. И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «господам вашим по плоти» . Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники» . Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только , – говорит, – служа им, как человекоугодники» , так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпа л кости человекоугодников» (). Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца , – говорит, – боясь Бога» , потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца» , но – «боясь Бога» . Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их? «И все, что делаете , – говорит, – делайте от души, как для Господа, а не для людей» . Этим хочет избавить их не только от притворства, но и от лености. Если они не имеют нужды в надзоре со стороны господ, то через это он делает их вместо рабов свободными. "От души" – значит с благорасположением, не с рабской необходимостью, а свободно и добровольно. И какая награда? "Зная , – говорит, – что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» , следовательно от Него получите и награду. А что Господу работаете, видно из следующего: «А кто неправо поступит , – говорит, – тот получит по своей неправде» . Здесь (Павел) подтверждает сказанное прежде: чтобы слова его не показались лестью, говорит: «тот получит по своей неправде» , то есть, получит наказание, потому что у Бога нет лицеприятия. Что, если ты и раб? Не стыдись.

Однако ж это следовало сказать господам, как и в послании к ефесянам; но здесь под именем господ, мне кажется, разумеются язычники. Что, если он – язычник, а ты христианин? Испытываются не лица, а дела, – так что и в этом случае должно работать с благорасположением и от души. «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое» . А что такое правда, что – уравнение? Доставлять им все в изобилии и не допускать, чтобы они в чем-либо нуждались, но вознаграждать их за труды, так как, если я сказал, что они от Бога получать награду, то из этого не следует, чтобы ты лишал их мзды. И в другом месте сказал: «умеряя строгость» (), – желая сделать более кроткими, так как те были совершенны. То есть: «Какой мерой мерите, тако й и вам будут мерить» (). Да и слова: «нет лицеприятия» – к ним же относятся, приложены же они к тем, чтобы они приняли это, так как когда касающееся одного мы говорим другому, тогда исправляем не столько его, сколько виновного. "И вы" с ними, говорит. Здесь рабство делает он общим. "Зная , – говорит, – что и вы имеете Господа на небесах. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ().

Так как пребывание в молитвах часто бывает причиной нерадения, то и говорит – «бодрствуя» , то есть трезвясь, а не вертясь туда и сюда. Дьявол знает, хорошо знает, какое великое благо – молитва, и потому тяжело налегает (на молящегося). Знает и Павел, насколько беспечны многие молящиеся, и потому говорит: «Будьте постоянны в молитве» , как в деле трудном, «бодрствуя в ней с благодарением» . Это, говорит, пусть будет вашим делом – в молитвах благодарить и за явное и за неявное, и за те блага, которые (Бог) совершил для вас по вашему желанию, и за те, которые дарованы вам против желания, и за царство, и за геенну, и за скорбь, и за облегчение ее. Так обыкновенно молятся святые и благодарят за общие благодеяния.

3. Знаю я одного святого мужа, который молился так, что прежде этого слова ничего не говорил, но прямо взывал: «благодарим за все Твои благодеяния, оказанные нам недостойным с первого дня нашей жизни до настоящего, – благодарим за все, что знаем и чего не знаем, за все явное и неявное, обнаруживающееся делом и словом, совершившееся по воле и против нашей воли, за все с нами недостойными бывшее, за скорбь и ослабление скорби, за геенну, за мучение, за царство небесное. Молим Тебя сохранить нашу душу святой, чистой, совестливой и вполне достойной Твоего человеколюбия. Возлюбивший нас до того, что предал за нас Единородного Твоего, удостой нас быть достойными любви Твоей. Даруй нам в слове Твоем мудрость, и в страхе Твоем, Единородный Христе, вдохни в нас исходящую от Тебя силу. Давший за нас Единородного и пославший Духа Твоего Святого во отпущение наших грехов, прости нас и не осуди, если в чем согрешили мы волей или неволей. Помяни всех, призывающих имя Твое в истине. Помяни всех, хотящих и не хотящих нам добра, потому что все мы люди». Потом, присоединив молитву верных и вознесши моление, как бы некое возглавие и общий голос всех, он замолкал.

Он был в узах с злодеями, с заключенными, с человекоубийцами, был связан учитель вселенной, всходивший на третье небо, слышавший глаголы неизреченные. Но тогда бег его был тем быстрее. Связанный тогда был разрешен, а несвязанный – связан; тот, что хотел, делал, а этот и ему не помешал и собственного намерения не исполнил. Что ты делаешь, безумный? Разве это плотской гонец? Разве на нашем поприщ подвизается он? Он обитает на небе. Бегущего на небе не может связать и удержать земное. Разве не видишь этого солнца? Наложи узы на его лучи и останови его бег. Но ты не можешь. Так (не сможешь удержать) и Павла, и еще менее, чем солнце, – потому что он охраняется большим промыслом, чем последнее, – ведь и свет он приносить нам не такой (вещественный), но истинный. Где теперь те, которые ничего не хотели потерпеть ради Христа, – но что я говорю, потерпеть? – не хотели даже и жертвовать деньгами? Вязал некогда и Павел и ввергал в темницу; но как скоро сделался рабом Христовым, стал хвалиться уже не действованием, а страданием. И таково чудо проповеди , что она была возбуждаема и возрастала не от (деятельности) злодействующих, а от (страдания) терпящих. Где виданы такие подвиги? Злостраждущий побеждает, а злодействующий испытывает поражение. Первый выходит славнее последнего и проповедует посредством уз. Не стыжусь, а напротив хвалюсь, говорит, проповедуя Распятого. Подумай только: вся вселенная оставляет несвязанных и приходит к узникам, отвращается от вяжущих и чтит заключенных в оковы, ненавидит распинателей и поклоняется Распятому.

4. Не то только дивно, что проповедниками были рыбари, люди простые, но и то, что встретились и другие препятствия, препятствия по природе, и однако ж дело шло успешно. Простота не только не мешала, но она-то особенно и делала проповедь заметной. Послушай, что говорит Лука: «И приметив, что они люди некнижные и простые» (). И узы также не только не мешали, но еще делали (апостолов) более дерзновенными. Не столько дерзали ученики, когда Павел был свободен, как тогда, когда он находился в узах: «И говорили , – говорит, – слово Бож ье с дерзновением» (). где возражатели, говорящие, что эта проповедь была не Божественная? Разве простота оказалась недостаточной для обличения их? Разве в этом состоянии они не должны были испугаться? Ведь вы знаете, что простой народ водится двумя чувствованиями: тщеславием и робостью. Простота не позволяла им стыдиться; опасности же, конечно, должны были внушить им робость. Но они, говорят, творили чудеса. Так вы верите, что они творили чудеса. А если не творили? Вот чудо больше тех, какие творили, – что без чудес приводимы были (люди ко Христу).

Связан был и Сократ эллинами. Что же? Не тотчас ли ученики его ушли в Мегару? Конечно, – потому что не принимали учения о бессмертии. Но смотри, как здесь. Связан был Навел, и ученики его стали тем дерзновеннее. Так и следовало, – потому что они видели, что это не препятствует проповеди , – языка связать нельзя, а язык особенно и ускоряет ее. Как не помешаешь ты бежать гонцу, если не свяжешь ему ног, так не помешаешь и бегу благовестника, если не свяжешь ему языка; и как тот быстрее бежит и мчится, когда подвяжешь ему бедра, так и этот больше проповедует и с большим дерзновением, когда на нем узы. Боится узник, если смотрит только на узы; а кто презирает смерть, того как связать? Они сделали то же, как если бы например связали тень Павла и заградили ей уста. Это была борьба с тенью. Имя на себе узы, как воздаяние за мужество, (Павел) и для своих стал вожделеннее, и для врагов почтеннее. Венец украшает главу и делает ее славнее, а не посрамляет. Узами своими они нехотя увенчали его. Скажи мне: железо может ли устрашить того, кому не страшны были адамантовые врата смерти?

Поревнуем этим узам, возлюбленные. Все вы, жены, украшающиеся золотыми ожерельями, возжелайте уз Павловых. Не столько сияют эти украшения на ваших шеях, сколько блистает красота железных уз на его душе. И кто желает последних, пусть возненавидит первые, потому что какое общение малодушия с мужеством, телесного украшения с любомудрием? Эти узы уважаются ангелами, а на те смотрят они, как на детские игрушки. Эти узы обыкновенно влекут от земли на небо, а те – с неба низводят на землю. Поистине, эти узы не то, что те: эти – украшение, а те – узы; те вместе с телом сокрушают и душу, а эти вместе с телом украшают и душу. Хочешь ли узнать, что эти – действительно украшение? Скажи мне, кто больше привлекал зрителей, – ты или Павел? Но что я говорю – ты? Сама царица, вся покрытая золотом, не может привлечь к себе более зрителей. Если бы случилось в одно и то же время войти в церковь и Павлу в узах, и царице, – все направили бы свои глаза от последней на первого. Да так и следовало бы, потому что видеть мужа, стоящего выше человеческой природы, не имеющего ничего человеческого, но являющегося ангелом на земле, – любопытнее, чем видеть наряженную женщину. Последнюю можно видеть и в театрах, и в торжественных собраниях, и в банях, и в других местах, а человека заключенного в узы, почитающего их величайшим украшением и не страшащегося yз, – такого человека видеть – значит быть на зрелищ не земном, но достойном неба. Душа, которой тело увешано драгоценностями, наблюдает, кто смотрит на них, кто не смотрит, пополняется надменностью, обнаруживает беспокойство и волнуется множеством других чувств; напротив, отягощенный узами не надмевается, душа его покойна, свободна от всякой заботливости, весела и смотрит на небо, как окрыленная. Если бы кто отдал мне на волю видеть Павла сходящим с неба и изрекающим слово, или выходящим из темницы, то я предпочел бы исхождение его из темницы, потому что, когда он был в темнице, – с неба к нему нисходили. Узы Павла – это союз проповеди ; его кандалы – это основание. Пожелаем и мы этих уз.

5. Но как это возможно, скажешь? Если сокрушим и переломаем (те украшения). От этих уз нет никакой пользы, а скорее – вред. Они сделают нас узниками там; а узы Павловы разрешать нас там от уз. Душа, связанная этими узами здесь, будет связана по рукам и ногам нетленными узами там; а связанная узами Павла будет иметь их на себе тогда, как украшение. Разреши же и себя от уз, и бедного от голода. Что ты вяжешь цепи грехов? Как, скажешь? Так, что ты накопляешь золото, а другой погибает; ты для приобретения суетной славы бережешь массу золота, а другому и есть нечего. Этим разве не грехи вяжешь ты? Облекайся во Христа, а не в золото. Где мамона, там нет Христа, а где Христос, там нет мамоны. Ужели ты не хочешь облечься в Царя всяческих? Если бы кто дал тебе порфиру и диадему, – не принял ли бы ты этого вместо всякого золота? Я даю тебе не царское украшение, а предлагаю облечься в самого Царя. Но как облечься во Христа, скажешь? Послушай, что говорит Павел: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (); Послушай и увещания апостольского: «Попечения о плоти , – говорит, – не превращайте в похоти» (). Итак, облекается во Христа тот, кто не угождает плоти до похотения. Если облечешься во Христа, то и демоны будут бояться тебя; а если в золото, то и люди станут смеяться над тобою; если облечешься во Христа, то и люди будут уважать тебя.

Хочешь ли казаться прекрасной и благопристойной? Довольствуйся тем образом, какой дал тебе Творец. Что привешиваешь золото, как бы поправляя образ Божий? Хочешь ли казаться благопристойной? Облекись в милосердие, облекись в человеколюбие, облекись в целомудрие, в смирение. Все это дороже золота; все это и красивую делает еще благопристойнее, и некрасивую благообразной. Кто взглянет на лицо, выражающее доброту, тот произнесет свое мнение от любви, а злое (лицо), хотя бы оно было и красиво, никто не может назвать прекрасным: возмущенное сердце правильного мнения не произносит. Украшена была та египтянка, украшен был и Иосиф; но кто красивее? Но говорю о том времени, когда первая была в царском дворце, а последний – в темнице. Этот был наг, но облекался одеждой целомудрия; а та была одета, но оказалась постыднее обнаженной, потому что не имела целомудрия. Когда ты, женщина, слишком украшаешься, тогда бываешь постыднее обнаженной, потому что снимаешь с себя благоприличие. Была нага и Ева; но она стала постыднее, когда оделась, потому что, будучи нагой, украшалась славой Божьей, а облекшись в одежду греха, сделалась постыдной. Так и ты, надев на себя принадлежности щегольства, являешься более постыдной, потому что роскошная одежда не в состоянии обнаружить благообразие; напротив, одетая в нее может быть срамнее обнаженной. Спрашиваю: если бы ты надела когда-нибудь принадлежности флейтщицы или танцовщицы, – не стыдно ли было бы тебе? Хотя эти одежды и золотые, но оттого-то тебе и стыдно, что золотые, так как сценическая роскошь приличествует трагикам, комикам, мимикам, танцовщикам и гладиаторам; а жене верной дана от Бога иная одежда, – сам единородный Сын Божий. "Все вы , – говорит, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» . Скажи мне: если бы кто дал тебе царскую одежду, а ты взяла бы и сверх ее надела рубище илота, – не понесла ли бы за это, кроме срама, и наказание? Ты облеклась во Владыку неба и ангелов, и еще вращаешься около земли? Это сказано мною с целью – показать, что щегольство и само по себе великое зло, хотя бы из него не происходило ничего другого и хотя бы можно было позволять его себе безопасно. Но оно располагает к тщеславию и надменности, а потом из прикрас рождается и многое другое, – явные подозрения, неблаговременные издержки, порицания, поводы к лихоимству. Для чего ты украшаешься, скажи мне? Чтобы нравиться мужу Так делай это дома. А здесь выходит противное. Если хочешь нравиться своему мужу, – другим не нравься; а когда нравишься другим, – не можешь нравиться своему.

Итак, выходя на площадь, или вступая в церковь, ты должна была отложить всякое украшение. При том, не тем нравься мужу, чем нравятся и блудницы, но особенно тем, чем нравятся жены честные. Чем, скажи мне, отличается жена от блудницы? Тем, что эта смотрит только на одно, – как бы красотой тела привлечь любимого; а та и управляет домом, и обращается с детьми, и (заведывает) всем другим. Имеешь ты дочурку: смотри, как бы не позаимствовала она от тебя чего вредного: дети любят подделываться под нравы воспитателей и подражать нравам матерей. Будь для твоей дочери примером целомудрия; украшайся этим украшением, а тем, смотри, пренебрегай. Это ведь и есть действительное украшение, а то – безобразие. Довольно сказанного. Бог, создавший красоту и давший нам украшение души, да украсит нас и облечет Своей славой, чтобы все мы Сияли добрыми делами и, живя во славу Его, воссылали славу Отцу и Сыну и Святому Духу.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду…

Чтобы поближе познакомить наших прихожан с этой непростой, но привлекательной «живописью», в воскресный день 29 января мы пригласили в приходской Семейный клуб тверского мастера резьбы по дереву - Солнцева Сергея Семёновича.

Что главное для современных мастеров в работе? Наверное, у каждого свой ответ на этот вопрос, а духовная основа – одна, точно выраженная в словах апостола Павла: «Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа…» (Кол. 3:23-24). А свт. Симеон Солунский учил, что надо почтительно относиться к каждому предмету, созданному во имя Божие, ибо все эти предметы нас просвещают, освящают и побуждают больше любить Бога.

Дерево, как «богосозданный» материал, имеет глубокие традиции. Подчеркивая роль этого материала, даже Ветхий Завет предписывал знать «различные древодельства во всех делах». Сакральное значение дерева усугублялось его особой ролью на Руси. Являясь основным материалом европейского Средневековья, дерево сохраняло свое значение на территории России вплоть до XIX века. Этому способствовали, с одной стороны, особенности ее исторического развития, с другой стороны - глубоко традиционный характер русской народной культуры в целом.

Итак. Для начала Сергей Семёнович на основе иллюстративного материала и готовых работ рассказал нашим прихожанам о том, что резьба по дереву – это своеобразный художественный язык, которым «говорят» произведения, выполненные в традициях древнерусского искусства, а также предметы, созданные под влиянием современных стилистических веяний. А подтверждение тому, что дерево традиционно было основанным материалом в русском православном искусстве, можно легко найти в храмах Русского Севера. В деревянных, крытых лемехом церквях, конструктивные особенности которых позволяли свести использование других материалов к минимуму, практически все наполнение также делалось из дерева. Этот материал использовался даже при создании литургических сосудов - потиров, лжиц, дискосов. Поэтому присутствие в русских храмах резных икон и украшений было органичным. Резьба по дереву как вид искусства имеет и свою особую классификацию, например, домовая резьба, объёмная, контурная, геометрическая, рельефная и другие виды. Полезной информацией стал рассказ о породах деревьев и обработке деревянных заготовок для резьбы, а также об основных инструментах резчика по дереву.

Следующим практическим шагом мастер-класса стал урок резьбы по дереву. Все желающие смогли попробовать вырезать на деревянной заготовке простой геометрический узор: череду треугольников двух размеров. С особенным интересом принялись за работу мальчики.

Все участники встречи оставили положительные отзывы о мастер-классе и выразили желание обучаться этому интересному делу.

В итоге, был решен вопрос о реализации нового приходского проекта. Приглашаем всех заинтересовавшихся резьбой по дереву мальчиков в возрасте от 11 лет на уроки резьбы на базе нашего прихода.

Геометрическая резьба по дереву имеет неограниченные творческие возможности. Технология резьбы позволяет успешно обучать всех желающих, даже при полном отсутствии художественных способностей.

Куратор проекта "Семейный клуб"

Плаксина Светлана