архитектор, академик архитектуры

Еще один архитектор, придавший Царскому Селу современный об лик, — Александр Иванович фон Гоген.

Архитектор и художник-прикладник А.И. фон Гоген был ярким представителем того направления в архитектуре 1900-х годов, которое обычно определяется как стиль модерн. Для этого стиля характерны свободная композиция плана, отказ от строгой симметрии и стремление к живописности целого, поиски новых архитектурных форм в декоративной обработке фасадов и интерьеров, использование новых отделочных материалов, в частности керамических цветных облицовочных плиток.

В Петербуге архитектор построил множество знаковых зданий, его часто называют можным и даже гениальным архитектором своего времени. В нашем городе им построено не много, но его творчество, безусловно, значительно для Царского Села.

Александр Иванович родился 12 августа 1856 г. в Архангельске в небогатой дворянской семье. Его отец был служащим Архангельского отделения Государственного банка.

В 1875 г. после окончания Архангельской гимназии поступил на архитектурное отделение Петербургской Академии Художеств

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 — 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1882 г. получил Серебряную медаль и звание художника 3-й степени.

В 1883 г. — Александр Иванович окончил академию и получил звание художника 2-й степени. Он поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод. В 1884–1885 гг. Гоген занимал должность его главного архитектора.

Он становится архитектором Военного министерства (конец 1890-х - начало 1900-х гг.)

В 1886 г. — он получил звание художника 1-й степени за проект Гостиного двора для столичного города.

С 1890 года Александр Иванович вёл преподавательскую и общественную деятельность. Он преподавал в преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры.

С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 — 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича.

«Неделя строителя» (№51) извещала, что 8 декабря 1898 года состоялось очередное собрание Общества архитекторов под председательством В. А. Шретера. В присутствии 57 человек «А. И. фон Гоген сделал сообщение о двумя английскими архитекторами, гг. Шербоном и Скоттом». Фон Гоген принимал участие в проектировании интерьеров усадьбы.

С 1900 по 1912 гг., состоя членом инженерного комитета главного инженерного управления, исполнил ряд проектов для военного ведомства, преимущественно храмов, учебных заведений, офицерских собраний и госпитальных строений.

В 1903 г. он стал архитектором Высочайшего двора. В его работах сочетаются мотивы неоренессанса с элементами «русского стиля» и модерна.

Одной из последних работ зодчего стал в Царском Селе.

К формам отечественной архитектуры XVII в. фон Гоген обращался при сооружении храмов, в том числе гарнизонной церкви Святителя Николая в Павловске, которая входит в перечень объектов истории и культуры, состоящих под государственной охраной (современный адрес — Артиллерийская ул.).

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

Активная деятельность сказалась на здоровье зодчего. 6 (19) марта 1914 г. тяжело болевший А.И. фон Гоген застрелился в своей квартире на Невском пр., 136.Похоронен он на Смоленском православном кладбище, надгробие было уничтожено в 1935 г.

Источники:

  1. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов. СПб., 2002.
  2. Семенова Г. Царское Село, знакомое и незнакомое. М.; СПб., 2009
  3. Бунатян Г.Г., Лавров В.Н. Царское Село: Здесь жили цари и поэты. СПб., 2010
  4. Данелюк Е.В. Немцы в России: Энциклопедия. М., 1999.

| |
гоген александр иванович фонбет, гоген александр иванович фоны
Российская империя

Алекса́ндр Ива́нович фон Го́ген (нем. Alexander von Hohen) (12 августа 1856, Архангельск - 6 марта 1914, Санкт-Петербург) - российский архитектор.

  • 1 Биография
  • 2 Постройки
  • 3 Проекты
  • 4 Памятники и скульптуры
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске. 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище. Могила не сохранилась.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова, при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 - 1912), Пенза, улица Советская, 3

    Особняк Кшесинской.

    Графский пер., 5 / ул. Рубинштейна, 18 (дом Жевержеева).

Проекты

  • Здание Офицерского собрания (впоследствии Дом офицеров, Литейный проспект, 20), эскиз которого принадлежит фон Гогену.

Памятники и скульптуры

Памятник «Стерегущему» (ск. К. В. Изенберг, арх. А. И. фон Гоген)
  • Царь-плотник
  • Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году
  • Памятник подвигу экипажа миноносца «Стерегущий» в Александровском парке (архитектурная часть; скульптор - К. В. Изенберг, расчёты фундамента - проф. В. Н. Соколовский, литейщик - В. З. Гаврилов; 1908-1910).

Примечания

  1. Кириков Б. М. Григорий Люцедарский - мастер петербургского модерна // Архитектурное наследство. - М., 2012. - В. 56. - С. 261.

Литература

  • Эвальд В. А. И. фон Гоген. Некролог // Зодчий. 1914, № 12. С. 143-144
  • Кириков Б. М. Образец стиля модерн // САЛ. 1976, № 6. С. 38-41
  • Привалов В. Д. Каменноостровский проспект. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 639 с. - ISBN 5-9524-1882-1

Ссылки

  • Прогулки по Петербургу
  • Петербургские ассамблеи

гоген александр иванович фон для, гоген александр иванович фонбет, гоген александр иванович фонтанка, гоген александр иванович фоны

Гоген, Александр Иванович фон Информацию О

Модерн - стиль, отвергший все, что было до него, чтобы стать самым современным.
Сочетаться с Настоящим стиль решил, не учтя, что Настоящее -
неуловимое мгновение и попытке перевести в образ то, что неуловимо,
грозят непредсказуемые последствия.

В альбоме представлен образ Модерна, запечатленный в особняке Кшесинской -
шедевре Серебряного века.

Фото Марины Бреслав в композиционной обработке Галины Зеленской.
Работа над альбомом завершена 14.02.2010

На переднем плане - темный силуэт памятника "Стерегущему", открытому 26.4.1911 в Александровском парке.
Арх. А. И. Гоген. Ск. К. В. Изенберг.


Памятник "Стерегущему" - зримая точка отсчета того времени, куда мы должны попасть. Идет Русско-Японская война 1904-1905 годов, что будет иметь тяжелейшие последствия - усиление революционных настроений в России. Еще 12 лет пройдут, через Первую Мировую войну проскочат, и Старого мира с его упованиями-обещаниями не будет...

Что делают люди, на долю которых выпало пережить эти страшные годы? Архитектор Александр Иванович Гоген проектирует памятник миноносцу, что близ Порт-Артура вступил в неравный бой с японскими кораблями и был потоплен собственным экипажем, решившим не сдаваться врагу. Матросы миноносца "Стерегущий" погибли во имя Старого мира. Матросы, оставшиеся в живых, еще чуть-чуть и будут громить этот мир Старый...

В мае 1905 года художник М. В. Нестеров писал... «Русская эскадра погибла вся, она уничтожена.С того дня величие Родины, ее слава померкла. Закатилось солнце, глубокий траур приняла народная душа».

И. Е. Репин испытывал те же настроения... «Да, какое время!.. Даже в глазах темно, и бесконечными кажутся томительные, бесконечные ночи. Мрачные мысли, безотрадные настроения!»

Завершающие дни накануне «развязки» войны были описаны литератором А. П. Шполянским... «В Петербурге, в Москве на благотворительных базарах в пользу раненых еще дотанцовывали модный вальс, необычайно, кстати, названный – «На сопках Маньчжурии». Но уже нескончаемой вереницей гудели по рельсам возвращающиеся на родину поезда, и из темных и смрадных теплушек все чаще и громче раздавалось страшное, хриплое угрожающее пение, прерываемое безнадежной площадной, солдатской бранью».


Соборная мечеть Санкт-Петербурга — памятник исламской культовой архитектуры. Авторы проекта: Н. В. Васильев при участии инженера
С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. 1909—1920 годы.

Соборная мечеть - один из ответов на вопрос, что делают люди, на долю которых выпало пережить последние годы в истории царской России.

Сразу можно сказать, архитектор Александр Иванович Гоген, как и все его коллеги по профессиональному цеху, открыт Миру Духовной культуры, в котором не существует для него каких-то границ: своего - чужого, хорошего - плохого. Все достойно постижения, только... В "лихую годину" людям способно помочь лишь то, что родственно их душе изначально, что выросло, поднялось из той земли, на которой они родились. Кто таков - архитектор Гоген? Сейчас узнаем...

Александр Иванович родился в 1857 году на дальнем Севере - в городе Архангельске - в дворянской семье, учился в местной гимназии. С 1879 года, по окончании Петербургской Академии Художеств, работал архитектором Сестрорецкого завода и помощником у архитекторов А. Ф. Красовского и П. Ю. Сюзора. В дальнейшем карьера пошла вверх, практика расширилась. Он стал архитектором двора великого князя Владимира Александровича, преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в Николаевской инженерной Академии и Николаевском инженерном училище. С 1895 года Гоген - академик архитектуры, еще через год - действительный член Академии Художеств.

В 1900-е годы А. И. фон Гоген - архитектор Высочайшего двора, инспектор по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества, Старшина Санкт-Петербургского общества архитекторов, член Совета редакции журнала "Зодчий", профессор Института Гражданских Инженеров (отстаивающего иную программу образования архитекторов в сравнении с Академией художеств). Согласитесь, Гоген вел обширнейшую деятельность: и практическую, и преподавательскую, и общественную. Он был подлинным созидателем: творцом Нового, не боящимся пересматривать Старое...




Особняк М. Ф. Кшесинской. Кронверкский проспект, 1-3.

Арх. А. И. фон Гоген. Проектное решение фасада. 1904-1908.


Прежде чем мы дойдем до особняка Кшесинской - шедевра Серебряного века - я хочу вам показать чертеж этого особняка. Видели нечто подобное?

Ответ одного из профессиональных исследователей таков... "В здании особняка М. Ф. Кшесинской в Петербурге архитектор А. И. фон Гоген соединил элементы Классицизма, флореального декора Ар Нуво с подчеркнуто геометризованными элементами, предвещающими конструктивизм". Только чужое соединил, а своего ничего не прибавил? Еще один ответ, похожий... "Особняк Кшесинской знаменует зрелую фазу петербургского модерна. Здесь новый стиль предстает в своем интернациональном варианте, в котором наиболее ощутимы интонации венского сецессиона. Холодная элегантность, графическая четкость и строгое изящество воспринимаются как чисто петербургские черты, а некоторая жесткость рисунка выдает руку бывшего эклектика". Как можно подняться на "зрелую фазу" Нового, специфически петербургского явления, оставшись в плену всеобщего и Старого?

Обещаю вам никогда не рассаживать живые произведения по клеткам с надписями "такой-то стиль", уже потому что подобное расчленение способно лишь убить живое явление, к коим относится искусство Архитектуры, а в нем Модернизм.



Хочу предварить разглядывание особняка прекрасного следующими общими соображениями... Явление, называемое Модерном, возникло в художественной жизни Европы, включая Россию, на границе XIX - XX веков в канун коренных преображений всего и вся: образа жизни, системы общественных отношений, мировоззрения и мироощущения, всех родов искусств... Архитектуре всего Мира предстояло раздеться до нага, выставив напоказ "кожу и кости" или бетон и стекло.

Модерн был последней попыткой просвещенного человечества что-то отбросить, что-то внедрить - главное спасти, не позволив Миру низвергнуться в Бездну. Как спасти? Обращаясь за помощью к глубинам подсознания своих творцов. Отсюда, сколько стран, сколько городов, сколько творцов и созданных ими произведений - столько видов Модерна.

Подготовьтесь, чтобы проникнуть в глубины архитектурного подсознания, необходимо прибегнуть к "ключам", вскрывающим тайны рождения архитектурных идей, пространств и форм. Прежде всего нам придется пользоваться такими понятиями, как Целое, часть, частица; Симметрия и Асимметрия; Статичность и Динамичность. Сразу же и начинаем... Вглядитесь в фасад особняка, приведенный на этой странице. Взгляд вам скажет сам...

Модерн - сочетание бесконечного множества симметричных частей, что дает асимметричное целое.
Каждая симметричная часть - образ мгновения, застывшего в Пространстве-Времени.
Асимметричное целое - перевод суммы застывших мгновений в явление, не истекающее в Пространстве-Времени.
Это - ФИЛОСОФИЯ МОДЕРНА, ЗАНЯТАЯ РЕШЕНИЕМ ВОПРОСА,
КАК ОЖИВИТЬ СЕЙЧАС ТЕКУЩЕЕ МГНОВЕНИЕ,
ЧТОБЫ СМОГЛО ОНО ПРОТИВОСТОЯТЬ ГРЯДУЩЕМУ КРУШЕНИЮ.
Утопичная, несбыточная надежда, мечта? Не мучайте душу Модерна...

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.
Осип Мандельштам. 1909


Симметричное целое подчинено Центральной оси симметрии. Она - координата, уравновешивающая в двухмерной плоскости фасада относительно самой себя правое и левое, верх и низ.

Асимметричное целое тоже имеет Ось симметрии, только по природе своей то совсем другая координата. Она уравновешивает разновеликие объемы здания - трехмерные пространства - относительно самой себя и делает это невидимо для взгляда.

Координата присутствует где-то там - внутри, в сокровенных глубинах архитектурного целого, где течет невидимая за стенами Жизнь. Та самая Жизнь, что при подобном к ней отношении становится первостепенной, все определяющей, а значит, живой: способной изменяться, идеям и прихотям подчиняться самым разным, индивидуальным, конкретным, неповторимым, личным. Изменение - Времени движение. Значит, дома Модерна четырехмерны...


Застывшее в Вечности бытия - текущее в конкретности происходящего здесь-сейчас.
Неизменное в статичности своей - пребывающее в движении-изменении.
Проектируемое "извне-внутрь", как трехмерное скульптурное произведение, -
проектируемое "изнутри-наружу", как развивающийся в пространстве-времени процесс.
Безразличное к проявлениям Жизни живой - Жизнью живой рожденное.

Первая часть противопоставления - то, что отрицает Модерн, как Прошлое Архитектуры, исчерпавшей свои возможности. Вторая часть - то, что Модерн утверждает, как Будущее Архитектуры, что осчастливит людей. Это еще нужно доказать - думаете вы?

Ничего не нужно доказывать: в подобных убеждениях
заключается ВЕРА, ДАЮЩАЯ ЖИЗНЬ И МОДЕРНУ...

Не говорите мне о вечности -
Я не могу ее вместить.
Но, как же вечность, не простить
Моей любви, моей беспечности?
Я слышу, как она растет
И полуночным валом катится.
Но - слишком дорого поплатится,
Кто слишком близко подойдет.
Осип Мандельштам. 1909



МУЗЫКА МОДЕРНА -
серебряный перезвон мгновений,
чистых в своей изысканной простоте:
Один - два - три...

Перевод темы на другой регистр,
более высокий или низкий,
и снова: Один - два - три...

Почему лишь таков пересчет?

По древнейшим космогоническим представлениям... Один - нечто целое: нераздельное единство, как Бог.
Два - напряженное противостояние двух противоположных свойств, величин, на которых держится Мироздание.
Три - достижение Результата в соединении Целей и Средств.

Переводы с одного архитектурного регистра на другой делаются просто: за счет изменения цвета и фактуры отделочных материалов. Красный и серый гранит - модуляции одного регистра: низкого. Светлый облицовочный кирпич - иной архитектурный регистр: высокий. Майоликовые плитки и декоративный металл - разработка мелодической темы.

Все так легко, все так не сложно, если не видеть, что это Высшая - Божественная - простота,
благодаря которой Творец и творение становятся нераздельными...

Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
Осип Мандельштам. 1909



Специально приближаю декоративный фриз,
чтобы, углубившись
в созерцание видимого,
вы услышали его звучание.
Серебряный перезвон?! Серебряный, но...

Будьте внимательны... Трехчастный аккорд вначале. Ликующий?! Не похоже...
Трехчастный аккорд в завершении. Ликующий?! Нет, более похож на глубокий, печальный стон,
что изнутри первого венка исходит, вторым поглощается.
И лавровые венки подозрительны. Они - не те, коими увенчивают героев. Они - другие: венки траурные...
Увитые лентами палочки с шишечками вполне жизнерадостны. Значит, они отбивают барабанную дробь?
В такой-то картине? Нет, они - не барабанные палочки, они ближе к скипетрам в руках друидов-жрецов.
Хотите сказать, не могла владелица согласиться с декором, что не пел бы славу лично ей - примадонне?! Не могла...
Не мог архитектор превратить свое здание в саркофаг?! Не мог, только...

Подлинные архитекторы - Мироустроители - не у заказчиков они у "Времени в плену".
Разум старается сделать одно, подсознание делает свое.
И плывет над Петербургом Серебряного века издаваемый Модерном тоже серебряный Траурный перезвон.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Осип Мандельштам. Silentium. 1910

Да-да, над непосвященными - невидящими, неслышащими - и сегодня, и тогда беззвучно смеялась Тишина...


Чудесный фонарик заливает светом Зимний сад.
Зимой всё спит, а тут цветет! Как вам нравится,
игры с Пространством-Временем продолжаются
и более того закрепляются в рисовке ажурного витража?!

В прямоугольной геометрической сетке вращается Колесо.
Какое - Солнечное? Тогда почему утроенное?
Почему его движение не закреплено в направлениях
четырех сторон света: Восток - Зенит - Запад - Надир?

Значит, то - лавровый венок, которым увенчивают героев?
Сразу троих? Или одного о трех головах? Ужасно...
Что-то в трактовке не получается - не срастается.
Приближаем к себе Колесо...

Повторяю... В витраже не одно Колесо, а целых три.
Причем, их оси смещены относительно центра по вертикали.
Во-вторых, листики лавра стараются расположиться
симметрично относительно Центральной оси
и не могут - то тут, то там сбиваются.

В-третьих, смотрите...
Колеса вращаются,
из цепкой сетки вырываются,
вверх поднимаются
и к зрителям приближаются...

Это мистика? Это - иллюзия движения,
на которые горазд Модерн,
что хочет управлять
Пространством-Временем...

Откуда взялась подобная сверхзадача? Что-то мне дать ответ обещает... То дальний Север -
место рождения архитектора - цепью мыслей прорастает... Лавр — фетиш, наделяющий чудодейственной силой самого Бога Аполлона. Бог этот, судя по эллинским мифам, рожден в Гиперборее — стране блаженных, что лежит на Севере дальнем: там «за Бореем», где ныне стынет Ледовитый океан, а на берегах его продолжают жить другие люди, поклоняющиеся другим Священным деревьям...

Множество форм я сменил, пока не обрел свободу.
Я был острием меча — поистине это было;
Я был дождевою каплей, и был я звездным лучом;
Я был книгой и буквой заглавною в этой книге;
Я фонарем светил, разгоняя ночную темень;
Я простирался мостом над течением рек могучих;
Орлом я летел в небесах...
И сам взволновался Господь, увидев мое рожденье, —
Ведь создан я магом из магов еще до творенья мира;
Я жил и помню, когда из хаоса мир явился...

Отрывок из кельтской поэмы «Битва деревьев» посвящен Священному дубу, что Власть над Пространством-Временем давал и дает тем, кто об его чудодейственной мощи не забывает - хранит тайну в глубинах подсознания. В "лихую годину" тайны явь обретают, чтобы поняли люди: они многое могут, Сокровенное знание не забывая - пусть не всегда осознанно, но всегда его воскрешая...

Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.

Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!
Осип Мандельштам. 1910



Такого, я думаю, вы не видели нигде и никогда. На подоконнике уложены ветви лавра. Зачем Вы это сделали, господин Гоген? Чтобы потешить владелицу Вами создаваемого особняка напоминанием о Славе, что ее за порогом ждет, за нею следом идет, ни на минуту не оставляя? Кельтскую тему, пришедшую с Севера дальнего, продолжаем и получаем противоположный ответ...

У окна уложен оберег - "Серебряная Ветвь", что согласно древнейшим северным поверьям
спасает "от волн опасности и напряжения", когда чувства твердят свое: грядут ужасные года...
В огромном омуте прозрачно и темно,
И томное окно белеет.
А сердце - отчего так медленно оно
И так упорно тяжелеет?

То всею тяжестью оно идет ко дну,
Соскучившись по милом иле,
То, как соломинка, минуя глубину,
Наверх всплывает без усилий.
Осип Мандельштам. 1910

Грядет Хаос, о сердце мое, что Старый мир поглотит. Что делать?
Искать помощи у него - исконного того, что прячется в глубинах подсознания.
Вот такой поучился "флореальный декор Ар Нуво"...


Фотопортрет Матильды Кшесинской,
шляпку на чудесной головке которой
украшает вязь, буквально повторяющая
орнаментальные элементы декора ее дома -
особняка, дворца.

Что за жизнь за прекрасными стенами протекала? Неповторимая, как и предназначенный для нее особняк. Для Модерна характерно: заказчики и архитекторы на равных творят свой собственный, сугубо индивидуальный мир. Без подобного союза Архитектура не возникает, не оживает.


Заказчица - прима-балерина Императорского Мариинского театра Матильда Феликсовна Кшесинская - рассказывает... "Мысль построить себе более удобный и обширный дом возникла у меня после рождения сына... Из многих предложенных мне мест для постройки мой окончательный выбор остановился на участке на углу Каменноостровского проспекта и Большой Дворянской улицы, застроенном целым рядом маленьких деревянных домиков. Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик и по своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад. План я заказала известному в Петербурге архитектору Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе с ним обсуждали расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни". "Дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания".

В 1907 году на конкурсе лучших фасадов Городская управа присудила за особняк серебряную медаль. "Все, кто едут и идут от Невы по направлению к Каменноостровскому проспекту, любуются изящным фасадом особняка, занявшего один из самых живописных уголков столицы", - сообщали газеты.

Вход со двора
в особняк Кшесинской.
Романтическое панно -
на соседнем доме В. Э. Бранта.
Арх. Р. Ф. Мельцер. 1909-1910

Особняк получил двойственное назначение: дом для проживания семьи в условиях, максимально-приближенных к ее требованиям, и популярный в Петербурге светский салон... В особняке Кшесинской проходили балы и торжественные приемы, на которых присутствовали представители императорской фамилии и артистической элиты Петербурга. Великие князья Андрей Владимирович, Глеб и Борис Владимировичи, Сергей Михайлович, Сергей Дягилев, Вацлав Нежинский, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Тамара Карсавина, Анна Павлова - все они были друзьми Матильды Кшесинской. Великий князь Андрей Владимирович стал ее супругом и отцом сына Владимира. Их роман был одним из самых романтичных в предреволюционном Петербурге...

Из полутемной залы, вдруг,
Ты выскользнула в легкой шали -
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг...
Осип Мандельштам. 1908

И еще... При доме были специальные помещения для экипажа и автомобилей, коровник для коровы, кроме того, при доме жила свинья, а в доме - маленькая козочка и любимый фоксик балерины. В своих воспоминаниях Кшесинская писала, что во дворе дома часто "можно было увидеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика".

Счастливая жизнь в особняке закончилась в начале 1917 года, когда в Петербурге стало неспокойно, на улицах появились военные, часто стреляли. Страх за жизнь сына заставили Кшесинскую покинуть свое уютное и уже привычное жилище. Судьба распорядилась так, что больше она уже никогда не вернулась сюда. Лишь на мгновение они смогли оживить свое время, что, перестав застывать, быстро истекло...

Несколько раньше (на три года)
оборвалась жизнь Николая Ивановича.
Официальная версия такова...
Активная деятельность сказалась
на здоровье зодчего.
6 марта 1914 года тяжело болевший
Александр Иванович фон Гоген
застрелился в своей квартире
(Невский пр., 136).
Архитектора похоронили
на Смоленском кладбище.

Когда удар с ударами встречается
И надо мною роковой,
Неутомимый маятник качается
И хочет быть моей судьбой,

Торопится, и грубо остановится,
И упадет веретено --
И невозможно встретиться, условиться,
И уклониться не дано.

Узоры острые переплетаются,
И все быстрее и быстрей,
Отравленные дротики взвиваются
В руках отважных дикарей...
Осип Мандельштам. 1910

Если попытаться представить все здания, построенные Александром Ивановичем в Петербурге, России, за рубежом, они перейдут за обозримое число. Он был титаном, и не единственным, что в силе своей представляли опасность для Времени, которое непреодолимо неслось в Бездну, обещавшую коренное преображение Мира.


А. И. фон Гоген в своих произведениях пытался оживить застывшие в предшествующей архитектуре мгновения и заставить их течь, как Правда, Добро, Красота велят... Это была непомерная для человеческих сил задача. Вечность забрала его к себе, оставив оживающий в зданиях Модерна серебряный перезвон...

Разглядываю металлический накладной декор
на ограде особняка Кшесинской,
что закрывает его со стороны
Большой Дворянской улицы...
В декоре есть ответ какой-то иной...
Какой?

Опять эти дубовые листья, что не Славу поют, а согласно древнейшим северным поверьям спасают "от волн опасности и напряжения", когда чувства твердят свое: грядут ужасные года... Грядут? Уже пришли? Уже...

Скудный луч холодной мерою
Сеет свет в сыром лесу.
Я печаль, как птицу серую,
В сердце медленно несу.

Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.
С колокольни отуманенной
Кто-то снял колокола.

И стоит осиротелая
И немая вышина,
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина...

Утро, нежностью бездонное,
Полуявь и полусон --
Забытье неутоленное --
Дум туманный перезвон...
Осип Мандельштам. 1911

Нет-нет, не мог такой зодчий быть слабым человеком.
Значит, предчувствуя Предстоящее, он сам распорядился с собственной судьбой?


А. И. фон Гоген в своих произведениях
пытался оживить
застывшие в предшествующей архитектуре
мгновения и заставить их течь,
как Правда, Добро, Красота велят...
Это была непомерная
для человеческих сил задача.
Вечность забрала его к себе,
оставив оживающий в его здании
серебряный перезвон, звучащий
непостижимо-притягательной тайной...

Приглядитесь к "Серебряной ветви" из лавровых листьев.
Ленты свиваются под углами, опущенными вниз так печально...
То - траурные ленты со своей темой...
МОДЕРН, ЗАПЕЧАТЛЕВШИЙ СУТЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА, РОССИИ, МИРА,
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕКРАСНОЕ КЛАДБИЩЕ НЕСБЫТОЧНЫХ НАДЕЖД СТОЛЬ ЖЕ ПРЕКРАСНЫХ...

Так вот она -- настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!
Осип Мандельштам. 1912

Траурный венок на скале
памятника миноносцу "Стерегущему".

Александр Иванович фон Гоген был в Порт-Артуре. Для этого города он создал Собор в русском национальном стиле, пополнивший его "воинскую линию" в Модерне, что в Петербурге представлена зданием Офицерского собрания армии и флота (ныне Дом Офицеров) и музея А.В. Суворова.

Русский модерн в национальном стиле мало что отразил и ничего не изменил, ибо люди и Время не склонны к размышлениям:
в пору Серебряного века они равно мчалось в бездну...

Сквозь сети -- сумерки густые --
Не видно солнца, и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи.
Как плугом, океан деля,
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
Осип Мандельштам. Май 1918



Особняк В. Э. Бранта. Большая Дворянская улица, 4.
Арх Р. Ф. Мельцер. 1909-1910

В 1957 году по инициативе Музея политической истории особняк Бранта был соединен новым корпусом с особняком Кшесинской и произведение Мельцера перестало восприниматься, как нечто особое в сравнении с произведением Гогена.

Это не верно: произведения по своим художественным особенностям принадлежат к различным временам. Гоген начал проектировать свой особняк в 1904 году. Мельцер - в 1909. Скажете, пять лет - не срок?! Ошибаетесь, весь Модерн за десять лет успел возникнуть и исчезнуть, оставив на память о себе множество интерпретаций чего-то общего, единого и, одновременно, различного.


Особняк Гогена - шедевр, потому что в его архитектуре воплощен образ Серебряного века во всей полноте свойственных ему упований, отчаяний и надежд. Особняк Мельцера - уход от проблем Серебряного века в сферу чистого искусства - этакого эстетического "пуризма". Современники подобный вариант Модерна называли "гигиеническим". Разглядываем...

Здание облицовано белыми мраморными плитами. Со стороны узкого двора - светлым лицевым кирпичем. Разница введена из-за того, что "мелкий кирпичик дает нежелательную пестроту, лишающую стену монументальности".

По объемной композиции здание асимметрично, но не это - главное. Во многом ощутимо воспоминание о Классике. Например, в круглом выступе, завершающем основной объем, использован ордер в свободной рисовке и классические балясины.


Плоскости глухой высокой ограды особняка Бранта украшены горельефами. Симметричными: с двумя гирляндами и букетами плодов, с двумя лавровыми венками, двумя розетками и картушем в центре, увенчанным ликом Цереры - богини плодородия. Все части горельефа жизнеутверждающими силами напряжены. Где беды, мрачные ощущения и предчувствия? Если и были, то очень давно...

Литой чугунный горельеф украшает
беломраморные стены особняка лесопромышленника Бранта.

По античной мифологии морское чудовище убивает Персей.
У него не было таких крыльев...

Ну и что, главное в том, что горельеф победе посвящен.
В пору Серебряного века?
Серебряный век тут тоже не при чем.


Все здание спрятано вглубь участка. Лишь один высокий, прямоугольный выступ с проездной аркой вынесен на красную линию Большой Дворянской улицы. Декор настораживает: это - не простой въезд, это - декларация художественных установок, которых придерживается автор особняка - архитектор Роман Мельцер...

На аттике (над проездной аркой) размещено фаянсовое панно, сюжет которого посвящен богине Венере.


Проездная арка - в обводе изысканнейшего растительного орнамента, что, превращаясь в металлические кронштейны, поддерживают висящий в центре арки фонарь. Томно свисающие с подвесок гирлянды возражают против конструктивно-функционального истолкования назначения орнаментального декора. Это - театральный занавес, ниспадающий вниз...

Чтобы никого не огорчить, скажу шепотом: это - створки проездных ворот. Открываясь, они пропускают машины, если водители не заглядятся на орнамент, в котором есть что рассмотреть.

Такая графика! Меандры, розетки, вертикальные ряды колец, спирали, зажатые в границах прямоугольного поля, что оборачиваются относительно внутренней оси симметрии. Спирали хотят развернуться в весь свой рост. Абрис поля не позволяет: их задача в другом заключается.
они должны нести овоид из венка и декоративный щит.

Завершает створки... павлин, в напряженных линиях оживающий! Нет, жар-птица! В общем, створкам таким честнее всего в Тот мир вести, где нет машин, а для пешеходов и и на улицах разостланы ковры...

Не могу не вспомнить стихотворение Валерия Брюсова, к счастью, не Петербургу посвященное: "Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной"...

Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.

Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн...

В Петербурге тоже много чего происходит. Например, на Большой Дворянской улице лесопромышленник Брант построил для себя дворец, на который архитектор, исполнявший его художественные капризы, набросил белую "тогу", подобную тем, какие носили архонты в Древней Элладе, и украсил ее "фибулой" (металлической застежкой) драгоценной по художественным качествам своим. И случилось это в мгновение между двумя войнами - Русско-Японской и Первой Мировой. Многие могли жить, ничего не предчувствуя, ничему не сочувствуя. Но, слава Богу, не все...

О Русско-Японской войне напоминают в Петербурге кроме памятника "Стерегущему" две гранитные скульптуры «ши-цза» (мифологические львы-лягушки). Их установили в 1907 году на Петровской набережной, три года назад одетой в гранит. На постаментах выбили надпись: "Ши-цза из города Гирина в Манчжурии перевезен в Санкт-Петербург в 1907 году".

Традиционно такие «стражи» ставились в Китае около царских дворцов и на кладбищах. Наши -- семейные: один из них -- мама (под лапой львёнок), другой — папа. Согласно повериям, они охраняют семейный очаг. На плинтах сообщается, что сделан сей Ши-цза в счастливый день в 1906 году. Львы были подарены приамурскому генерал-губернатору Гродекову. Он же, в свою очередь, подарил скульптуры столичному граду Российской империи Петербургу, оплатив и перевозку, и установку на новой набережной. Условие было лишь одно: сделать надпись на постаменте - «Дар генерала от инфантерии Н. И. Гродекова». Обещание сдержали.



Может быть, кто-то не помнит, при чем тут Манчжурия? Война между Россией и Японией велась за контроль над Маньчжурией и Кореей. Российская армия и флот терпели поражение за поражением. Привожу рассказ о произошедшем однажды на полях военных действий...

В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение. Был убит командир полка. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, в тылу полка вдруг заиграл духовой оркестр, возглавляемый капельмейстером Ильёй Алексеевичем Шатровым, придавая русским воинам силы. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Из всего полка вышли живыми только 7 музыкантов оркестра, награжденных впоследствии Георгиевскими крестами, почетными серебряными трубами. Капельмейстер И. А. Шатров «за разновременные отличия против японцев» был отмечен орденом Станислава третьей степени «с мечами». Что исполнял оркестр? Вальс "На сопках Манчжурии", ставший русской национальной песней...



Слова вальса вряд ли кто помнит целиком, мелодию, верю, знают все россияне и не только моего возраста. Если я не права, пойдите на Петровскую набережную к спуску с двумя священными чудищами из Манчжурии. Они споют: такие добрые существа не могут не разделить человеческого горя вне зависимости, какая сторона его терпела...

Спит Гаолян,
Сопки покрыты мглой...
На сопках Маньчжурии воины спят,
И русских не слышно слез...

Страшно вокруг,
Лишь ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далеких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючие слезы.

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Так спите ж сыны,
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте еще мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну.

Плачет, плачет мать родная
Плачет молодая жена,
Плачет вся Русь, как один человек
Злой рок и судьбу кляня...

Вот в какие годы существовал "бесстыдный стиль модерн", пытаясь найти выход из положения, в котором выхода не было - одни тупики.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ФОН ГОГЕН
(1856-1914 гг.)

Александр Иванович фон Гоген (1856-1914 гг.)

Как известно возведением комплекса зданий Николаевской академии Генерального штаба по Суворовскому проспекту занимался известнейший в Российской Империи архитектор Александр Иванович фон Гоген. Кроме того он и преподавал в этом учебном заведении, что является интересным фактом с точки изучения его творческого наследия.

Архитектор и художник-прикладник А.И. фон Гоген был ярким представителем того направления в архитектуре 1900-х годов, которое обычно определяется как стиль модерн. Для этого стиля характерны свободная композиция плана, отказ от строгой симметрии и стремление к живописности целого, поиски новых архитектурных форм в декоративной обработке фасадов и интерьеров, использование новых отделочных материалов, в частности керамических цветных облицовочных плиток.

А.И. фон Гоген родился в 1857 г. в Архангельске, учился в местной гимназии. С 1875 по 1879 гг. учился в Академии Художеств и работал архитектором Сестрорецкого завода и помощником у архитекторов А.Ф. Красовского и П.Ю. Сюзора. С 1883 г. - архитектор двора великого князя Владимира Александровича. В 1892-1897 гг. преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.А. Штиглица, а в 1893-1908 гг. А.И. фон Гоген преподавал в Николаевской инженерной Академии и Николаевском инженерном училище. С 1895 г. академик архитектуры за проект здания для судебных установлений, с 1896 г. действительный член Академии Художеств.

С 1898 по 1910 и с 1912 по 1914 гг. профессор института гражданских инженеров, член совета института гражданских инженеров с 1905 по 1910 гг. Член педагогического совета Высших женских строительных курсов В. Ф. Романовой с 1905 г.

Архитектор Военного министерства конец 1890-х - начало 1900-х гг. С 1903 г. А.И. фон Гоген - архитектор Высочайшего двора, а с 1908 г. - инспектор по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества.

В 1900-е годы А.И. фон Гоген - Старшина Санкт-Петербургского общества архитекторов и член Совета редакции журнала "Зодчий".

А.И. фон Гоген - автор проектов зданий в Москве, в Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Самаре, Омске, Порт-Артуре, Варшаве и других городах, в Смоленской и Орловской губерниях, в Белоруссии. По премированным проектам Гогена построены: главный дом нижегородской ярмарки (совместно с архитекторами Трамбицким и Трейманом); страхового общества "Россия", в Москве; здание сберегательной кассы в Петербурге; здание ссудной казны; церковь конно-артиллерийской бригады, в Павловске; часовня Богоматери Всех Скорбящих Радости, в Петербурге; комплекс зданий Николаевской академии Генерального штаба, в Петербурге; суворовский музей (с участием архитектора Гримма); здание палаты мер и весов и ряд особняков с художественной внутренней отделкой. С 1900 по 1912 гг., состоя членом инженерного комитета главного инженерного управления, исполнил ряд проектов для военного ведомства, преимущественно храмов, учебных заведений, офицерских собраний и госпитальных строений. Назначенный в 1908 г. инспектором по строительной части при кабинете Его Величества, разрабатывал вопросы о поддержании многих важнейших памятников искусства (башни и стены Московского Кремля, кремлевские храмы, дворцы в Варшаве и другое, реставрация и упорядочение отопления в Эрмитаже). Вёл реставрационные работы в пригородах Санкт-Петербурга. А.И. фон Гоген - автор построек в Ульянке, и в Павловске (церковь святого Николая, 1900 - 1902 гг.), отделки интерьеров и запасного дома-усадьбы великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе, перестройки театра в Красном Селе.

Александр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 года в Архангельске. В 1875 году окончил архангельскую гимназию и поступил в Академию художеств.

Уже через 2 года Александр Иванович начал практику. В 1877 - 1883 годах работал помощником у архитекторов Павла Юрьевича Сюзора, Александра Фёдоровича Красовского, Ивана Семёновича Богомолова.

В 1883 году окончил академию и поступил на работу архитектором на Сестрорецкий инструментальный завод.

С 1890 года Александр Иванович преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Николаевской инженерной академии, Институте гражданских инженеров и в 1895 году за проект здания для судебных установлений становится академиком архитектуры. С 1896 года действительный член Академии художеств. В 1893 - 1908 годах фон Гоген являлся архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 года - архитектором Высочайшего двора.

Фон Гоген входил в совет редакции журнала «Зодчий», был инициатором создания Общества архитекторов-художников.

6 марта 1914 года Александр Иванович фон Гоген застрелился в своей квартире в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище.

Постройки

  • Церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости (1893 - 1899). До настоящего времени сохранилась лишь часовня (проспект Обуховской Обороны, 24).
  • Особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия ВО, 10).
  • Особняк Ф. Г. Козлянинова (улица Писарева, 12).
  • Особняк К. А. Варгунина (Фурштатская улица, 52).
  • Особняк балерины М. Ф. Кшесинской (Кронверкский проспект, 1-3).
  • Дом И. А. Жевержеева (улица Рубинштейна, 18, левая часть; Графский переулок, 5). 1899.
  • Доходный дом Козляниновых (улица Писарева, 10).
  • Усадьба А. И. Чернова, при участии А. И. Кузнецова и Г. И. Люцедарского
  • Главный дом Нижегородской ярмарки (1889-1890, совместно с Г. А. Трамбицким и К. В. Трейманом).
  • Особняк А. В. Чернова. (1891-1893). Октябрьская набережная, 72.
  • Флигель и конюшня особняка И. К. Мясникова. улица Восстания, 45 (1895).
  • Здание музея А. В. Суворова (1901-1904, при участии Г. Д. Гримма) Санкт-Петербург, Кирочная улица, 43
  • Доходный дом Д. И. Менделеева. Большая Пушкарская ул., 26. 1900-1901 (позже надстроен).
  • Санкт-Петербургская соборная мечеть (1909-1913 год, совместно с Н. В. Васильевым и С. С. Кричинским)
  • Дом 1 (20 по Литейному проспекту) (1895-1898)
  • Здание Николаевской академии Генерального штаба (1900- 1901) Суворовский проспект, 32.
  • Усадьба Борки (1902-1903).
  • Особняк К. А. Варгунина, 1896-1899 - Фурштатская улица, 52.
  • Здание Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1910 - 1912), Пенза, улица Советская, 3