Тютчев Фёдор Иванович - русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Отец - Иван Николаевич Тютчев служил смотрителем в «экспедиции Кремлёвского строения». Мать - Екатерина Львовна Толстая. Детство поэта прошло в Овстуге, юношеские годы в Москве. Воспитанием и обучением Тютчева занимался молодой поэт-переводчик С. E. Раич. Он обучал Федора Ивановича латыни и древнеримской поэзии, поощрял первый стихотворный опыт Тютчева.

В ноябре 1814 года написал стих «Любезному папеньке!». Это первое из дошедших до нас стихотворений поэта.

С 1817 года Ф.И. Тютчев начал посещать лекции, в качестве вольнослушателя, на Словесном отделении в Московском университете. А в 1819 году был зачислен в студенты этого университета. В 1821 году окончил университет со степенью кандидата словесных наук.

В начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне. Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей.С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

Признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, после публикации его стихотворений в пушкинском "Современнике".

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине.

17 июля 1839 году Ф.И. Тютчев вступил в брак с Эрнестиной Дёрнберг, урожденной баронессой Пфеффель. Из-за самовольного отъезда в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг, Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства. Он подал в отставку и поселился в Мюнхене.

В 1844 году переехал с семьей в Россию, а через полгода Федор Иванович Тютчев вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел. В мае 1847 года у Тютчевых рождается сын Иван.

В 1848 - 1849 годах под впечатлениями от событий политической жизни, Тютчев создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др. В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой, его любовнице и ровеснице его дочери.

17 апреля 1858 года Федор Иванович Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В этот период поэзия Тютчева была подчинена государственным интересам. Он создает много "публицистических статей в стихах": "Гус на костре", "Славянам", "Современное", "Ватиканская годовщина".

В 1860 году Тютчев вместе с Денисьевой много путешествуют по Европе. У них рождается сын Федор.

В 1861 году в свет выходит сборник стихотворений на немецком языке.

С 1864 года Тютчев теряет близких ему людей: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

30 августа 1865 года Ф.И. Тютчев был произведен в тайные советники. Таким образом он достиг третьей, а фактически даже второй степени в государственной иерархии.

В марте 1868 года печатается второе издание стихотворений Тютчева. Последние годы жизни поэта были также омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе скончался Федор Иванович Тютчев.

«Анализ стихотворения» - Имманентный анализ стихотворения И. Бунина «Настанет день – исчезну я…». Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д. Стихотворение написано с использованием…рифмовки… И. Бунин. Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике.

«Стихотворения Гумилева» - КАРАКАЛЛА (Caracalla) (186-217) римский император с 211, из династии Северов. Выводы исследования. Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Подготовить письменный рассказ на тему: «Мой Гумилев». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева.

«Стихотворение Фета» - Л. Н. Толстой (Из письма к В. П. Боткину. 9 июля 1857г.). Ночь. И заря, заря!.. 2 строфа. Л. Озеров. Лежали лучи … В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. Сделаем выводы. ПОВТОРЫ Синтаксический параллелизм АНАФОРА ЭПИФОРА. Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

«Анализ стихотворения Пушкина Памятник» - Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник». Г.Р. Державин. Классическая концепция лингвостилистического анализа поэтического текста Л.В.Щербы, В.В.Виноградова. Александрийский. ЩЕРБА Лев Владимирович . Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Лингвостилистический анализ поэтического текста.

«Сборник стихотворений» - Составление. Критерии оценки. Варианты оформления сборника. Соберите весь материал Составьте комментарии Расположите стихотворения в нужной последовательности. Обсуждение результатов. Подборка стихотворений. Оформление сборника. Красочный сборник стихотворений «Времена года в творчестве А.С. Пушкина».

«Стихотворения» - Отговорила роща золотая… Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется… Спит ковыль – никакая родина другая… Найдите в стихотворении сравнения и метафоры. Золотой, голубой, сиреневый, красный, желтый. Эпитеты и цветопись стиха. Старый клен головой на меня похож. Долго петь и звенеть пурге… (1918) Я покинул родимый дом…

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета - прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём - олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстаёт перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит» , морская пена «прянет» , бурун «раздражительный» . В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!“» - в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет» , «злей и злей бурлит» , «прянет» , «раздражительней» , «шипучая» , «бьёт» создаёт живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун» , обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим» , читатель в напряжении ожидает кульминации, удара... а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, - как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее - также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом - динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации - появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии - вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ф. И. Тютчев, 1866 г.

5 декабря 2014 г. исполнилось 211 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева — русского поэта, тайного советника, дипломата, публициста, общественного деятеля, члена-корреспондента Петербургской Академии наук.

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру человека. Он писал о России, о русской природе, но при этом 22 года провел за границей, редко говорил по-русски, даже в России, в основном, по-французски и по-немецки.

В Европе, где Тютчев жил, он сложился как поэт, как личность и как переводчик. Как выдающийся поэт Федор Иванович получил признание уже у своих современников. Его личность и творчество отличаются глубоким своеобразием, в котором отразились характернейшие черты эпохи.

Поэт прожил долгую по тем временам жизнь — 70 лет (с 1803 по 1873 г.), был современником многих исторических событий, на которые отзывался в своих письмах и статьях. Тютчев находился в центре европейской цивилизации. Его отличали широкая образованность, отличное знание европейских языков, широта интересов, активная работа мысли, большие творческие возможности, сложный, богатый, причудливый мир чувств.

Фёдор Иванович Тютчев для нас — один из величайших русских поэтов. Такое отношение к нему установилось, однако, лишь сравнительно недавно, в начале 20 века. Современниками он был понят плохо; ценили они его недостаточно. Это объясняется двумя причинами: во-первых, Тютчев намного пережил эпоху, когда поэзия была на первом плане, т. е. пушкинскую эпоху, а во-вторых его считали беллетристом, светским человеком, на досуге пописывающим стихи, и притом политические: лирические читались совсем мало.

Даже те, кто любил его стихи, не уделяли ему большого места в русской литературе; да он и сам на него никаких претензий не заявлял. Был он «поэтом для поэтов». И остался бы им, если бы не новый расцвет русской поэзии.

Ф. И. Тютчев — поэт пятидесятых, шестидесятых годов 19 в., хотя в сущности он — поэт пушкинской поры и принадлежал к долермонтовскому поколению; он был старше Лермонтова на 11 лет. Его друзьями были Пётр Андреевич Вяземский, Василий Андреевич Жуковский.

Поэтическое наследие Ф. И. Тютчева невелико по объему — до наших дней дошло немногим более 400 стихотворений и переводов. Самого Тютчева литературная судьба его стихов заботила очень мало. Литератором он вообще ни в какой мере не был. Недаром и писал он на русском только стихи. Немногочисленные статьи (всегда на политические темы), как и огромное большинство писем, написаны по-французски. Да и стихи не столько создавал, сколько они создавались в нём. Он никогда о них не говорил, не придавал им, казалось, никакого значения.

До 1836 года никто почти понятия не имел, что вот есть такой поэт Тютчев. Во время двух приездов в Россию он возобновлял отношения с некоторыми кругами писателей. Первое его стихотворение, написанное в шестнадцать лет, появилось в 1818 г. в «Трудах общества любителей российской словесности». Стихи его с 1828 по 1835 гг. печатались в разных изданиях, в альманахах «Урания» (1826 г.), «Северная Лира» (1827 г.), «Галатея» (1829 и 1830 гг.), «Роза Граций», «Сиротка», журналах вроде «Молвы», затем в «Телескопе», «Северных цветах» (1827-1830 гг.). Но большинство из этих изданий (кроме двух последних), были очень мало распространены, и имя Тютчева в России оставалось почти неизвестным. Немецкие же друзья Тютчева, хотя и знали, что он пишет стихи (сам великий Гейне называл его в письмах поэтом), конечно, не могли оценить его поэзии по незнанию языка.

К тому времени поэтом были уже созданы такие стихотворения, как «Кто с хлебом слез своих не ел...», «Бессонница», «Цицерон», «Весенняя гроза» и множество других.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...

(«Весенняя гроза», 1820 г.)

Камергер Фёдор Иванович Тютчев «пописывал» стишки. Но для службы это не важно, для жизни тоже. Надо было, чтоб сослуживец и приятель, князь Иван Сергеевич Гагарин, заинтересовался его писанием и с ближайшими друзьями взял на себя заботу о судьбе рукописей.

После настоятельных просьб князя Гагарина Тютчев передал тетрадки со стихами семье Крюденер, которая и отвезла его стихи в Петербург — через Жуковского и Вяземского они попали к Александру Сергеевичу Пушкину, издававшему тогда журнал «Современник». Уверяют, что Пушкин пришел в неописуемый восторг, когда ему в руки попали копии стихотворений жившего и работавшего в то время в Мюнхене автора. Пушкин напечатал в «Современнике» сразу 24 из них под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и с надписью Ф. Т. Эту надпись стали искать после этого на страницах истинные ценители и почитатели поэзии.

В течение 20 лет имя этого Ф. Т. было известно только в самом узком писательском кругу. Сам же Фёдор Иванович свой поэтический архив называл «бумажным хламом».

После этого стихи Тютчева продолжали появляться в пушкинском «Современнике» как при жизни Пушкина, так и после его смерти до 1840 года включительно, уже в журнале, ставшим некрасовским. За 5 лет (1836-1840 гг.) в «Современнике» было напечатано 39 стихотворений поэта. Но за эти же годы — ни одного печатного отзыва.

А между тем в 1848-1849 гг. Тютчев создал такие стихотворения: «Когда в кругу убийственных забот...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Как дымный столп светлеет в вышине», «Русской женщине», при этом поэт не предпринимал никаких попыток к их публикации.

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои....
И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, —
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...

(«Русской женщине», конец 1840-х г.)

В 1850 году Некрасов, который очень хвалил поэта и называл его лирику одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии, написал статью в «Современнике»: «Русские второстепенные поэты» — среди авторов был и Тютчев. Кстати, издание Некрасовым этой статьи побудило Тютчева издать ряд стихотворений в журнале «Москвитянин».

В 1851-1854 гг. известный московский издатель Николай Васильевич Сушков (зять Тютчева) издавал с благотворительными целями сборник «Раут». В 1851 г. в нем впервые вышел в свет тютчевский перевод хоровой песни Шиллера «Победное празднество». В 1852 г. в «Рауте» было опубликовано пять стихотворений Тютчева.

В известной статье Николая Васильевича Гоголя из «Переписки с друзьями» Тютчев стоит рядом с молодыми авторами. Знаменитыми считались тогда Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов и Алексей Васильевич Кольцов.

Вопреки скептическому отношению Федора Ивановича к выпуску первого сборника своих стихотворений, Тургенев все-таки уговорил его, и в апреле 1854 г. в приложении к 44-му номеру журнала «Современник» было напечатано 92 стихотворения поэта. Иван Сергеевич в разделе «Критика» этого номера напечатал свою статью «Неcколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева». В ней, вслед за Николаем Алексеевичем Некрасовым, он представлял читателю «одного из замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина».

Еще 19 стихотворений вышли дополнительно в следующем, 45-м номере журнала. В том же году эти стихотворения были изданы отдельной книжкой.

В 1854 году вышло в свет первое собрание стихотворений Тютчева. Труд собирания, а отчасти и редактирования выпала Ивану Сергеевичу Тургеневу. Для подготовки первого поэтического сборника Тютчева приложил немало усилий Николай Васильевич Сушков, державший литературный салон.

Сам Тютчев никакого участия в издании не принимал, будто это и не его стихи. Как бы то ни было, книга вышла. Она окончательно привлекла к Тютчеву знаменитейших людей времени. Это было второе открытие Ф. И. Тютчева — лирика на родине, и на этот раз успех был большой.

Не рассуждай, не хлопочи...
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть тому, что будет.
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать, о чем тужить?
День пережит — и слава Богу.

(1851 г.)

Лев Толстой считал, что без томика тютчевских стихов «нельзя жить» и ставил его «выше Пушкина». Фёдор Михайлович Достоевский, Афанасий Афанасьевич Фет, Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Аксаков, Аполлон Григорьев — все восхищались его стихами.

Издание 1854 года стало одним из главных источников при формировании «Полного собрания сочинений» поэта в 1912 г.

В 1861 году в Мюнхене отдельным изданием вышли переводы стихотворений Тютчева на немецкий язык.

В мае 1868 года выходит в свет второе и последнее прижизненное издание стихотворений Тютчева, подготовленное Иваном Сергеевичем Аксаковым (мужем старшей дочери Тютчева Анны) и младшим сыном поэта Иваном. Им помогали жена и дочери поэта.

Не всё лирическое наследие Тютчева дошло до нас, часть стихотворений была им по досадной ошибке или небрежности сожжена при разборе бумаг или же утеряна. О Тютчеве рассказывают, что написав новое стихотворение на каком-нибудь отрывке бумаги, он комкал этот листок и бросал под стол. Иван Аксаков сообщает, что для издания 1868 г. не было возможности достать подлинников руки самого писателя. Но всё-таки и этот сборник вышел в свет.

Сборники, вышедшие при жизни поэта, не являются выражением его авторской воли, поскольку он сам не принимал, как уже говорилось, непосредственного участия в подготовке их к печати. Мы не знаем, как Тютчев отнёсся к первому из этих изданий. Что же касается второго, то оно встретило резкое осуждение со стороны поэта. «Он не шутит с музой», — сказал о Тютчеве Лев Толстой. Не всё написанное в стихотворной форме, по мнению Ф. И. Тютчева, было достойно печати, а тем более перепечатки.

Стихов моих вот список безобразный —
Не заглянув в него, дарю им вас,
Не мог склонить своей я лени праздной,
Чтобы она хоть вскользь им занялась.
В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родились утром, к вечеру умрут...
Так что ж тут хлопотать? Рука забвенья
Исправит все чрез несколько минут.

(1868 г.)

Поэт ошибался. Такие стихи, как стихи Тютчева, живут не «два-три мгновенья». Он забыл, что писал о нём Тургенев еще в 1854 году: «Тютчев может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть».

Последующем собиранием и публикацией литературного наследия поэта занимались его вдова, дети, внуки и правнуки. В 1886 году вышли «Сочинения Ф. И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи». Это издание было подготовлено вдовой поэта Эрнестиной Фёдоровной Тютчевой и Аполлоном Николаевичем Майковым. Следующее собрание сочинений вышло четырнадцать лет спустя. Его инициаторами и авторами предисловия были Дарья Федоровна и Иван Фёдорович Тютчевы — дочь и сын поэта.

Самым распространенным в начале XX в., достигшим «российской глубинки», стало собрание сочинений, изданное в качестве приложения к массовому журналу «Нива» с очерком Валерия Яковлевича Брюсова, о жизни и творчестве Тютчева.

Областная научная Пушкинская библиотека может гордиться, что в коллекцию отдела редких книг вошли издания, связанные с именем Ф. И. Тютчева. Это книжное собрание можно рассматривать как исторический памятник отечественной культуры, который позволяет узнать, какими книжными произведениями поэта располагает библиотека.

Из поэтического наследия Ф. И. Тютчева, в том числе и прижизненных изданий, сохранившихся в фондах библиотеки, интерес вызывают два сборника, вышедших в Санкт-Петербурге: «Стихотворения Тютчева» (1854 г.). Один из них — перепечатка из журнала «Современник» со вступительной статьей И. С. Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева». Сохранилось в фонде библиотеки издание: «Ф. И. Тютчев. Биографический очерк И. С. Аксакова». Книга, изданная в Москве в 1874 году, с фотографией Ф. И. Тютчева, имеет дарственную надпись: «Д. В. Поленову от автора», а также экслибрис самого Дмитрия Васильевича Поленова — историка и дипломата.

Представляет интерес издание «Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений» (приложение к журналу «Нива»), издание 1913 года.

«Ф. И. Тютчев. Стихотворения» — это издание военных лет (1945 г.) со вступительной статьей и комментариями К. П. Пигарева. Текст сборника в основном повторяет текст полного собрания стихотворений Тютчева, выпущенного в большой серии «Библиотека поэта» (Ленинград, 1939 г.). В настоящее издание включено немногим более половины всего поэтического наследия Тютчева.

Всего в отделе редкой книги находится порядка 15 изданий произведений Ф. И. Тютчева разных лет.

Таков был итог поэтического пути Фёдора Ивановича Тютчева — ставшего в наше время одним из самых читаемых и самых цитируемых поэтов XIX века — века классической русской поэзии.

Как дымный столп светлеет в вышине!
Как тень внизу скользит неуловима!..
«Вот наша жизнь, — промолвила
ты мне, —
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма...»

(1849 г.)

Он написал очень немного, но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Две силы есть — две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, —
Одна есть Смерть, другая — Суд людской...

(1869 г.)