“Философия” по-гречески значит “любовь к мудрости”. Покровителем философов у греков считалась Афина, родившаяся из головы Зевса.
Что изучает философия, каков ее предмет? Поначалу “философией” назывались все существующие знания о причинах вещей. Математика, астрономия, анатомия, риторика и все другие дисциплины считались частью философии, ее ветвями. Предметом философии был, следовательно, весь мир . Однако со временем от философии одна за другой отделяются и становятся автономными науками математика, физика, химия, биология… Последней, уже в конце 19 века, от философии отделилась психология.
Что же остается на долю философии от ее прежнего предмета – мира в целом?
Философы позитивистской школы, основанной Огюстом Контом, утверждают, что ничего : у философии нет больше своего личного предмета и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и складывать из них всеобщую “картину мира”.
Сёрен Кьеркегор, основатель экзистенциальной философии, оставляет за философией проблемы смысла человеческого существования (жизни и смерти, добра и зла, красоты и любви и др.).
Георг Гегель считает, что предметом философии является мышление , с его чувственными образами и категориями, понятиями и идеями.
И мы, вслед за Гегелем, станем изучать философию как науку о мышлении , или, говоря словами Гегеля, как “мыслящее себя мышление”. Эта наука возникает в Греции примерно в 6 веке до новой эры.
Первичной формой мышления, возникшей задолго до философии, была мифология . Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается очень и очень распространенной формой мышления – в религии, оккультных учениях, астрологии, в различных приметах, гаданиях, суевериях).
Сравним характерные черты мифологического и философского мышления.
~ Вещи и явления природы в мифологическом мышлении представляются символами , за которыми скрываются действия, умысел и воля сверхъестественных существ. Философское мышление рассматривает вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Это мышление логическое , а не символическое.
~ Мифологическое мышление постулирует , а философское – доказывает . Первый философ Фалес доказал и первую геометрическую теорему.
~ Мифологическое мышление безлично , автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным . Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение.
Первые философы открыли, что существование вещей определяется общим законом природы, которому подчиняется наравне и со всеми вещами и душа человека. Этот естественный закон, который правит миром, Гераклит обозначил словом logos мысль, речь, истина или просто – слово]. Примерно в то же время, в 6-5 веке до новой эры, китайский философ Лао-цзы открывает понятие дао дорога]. Дао, как и логос, означает вечный и неизменный естественный закон, которому подчиняется всё существующее, – и космос, и человеческое общество, и мышление. Таким образом, первая философская категория выражает общий для всех вещей закон природы .
Философия возникает в крупных торговых городах – Милет, Эфес, Афины. Традиции и догмы мифологического мышления быстро разрушаются в таких местах, ибо, как заметил один философ, там, где есть тысяча верований, легко сомневаться во всех. Богатство, доставляемое торговлей, приносит досуг и спокойствие, требуемые для философских размышлений. Кроме того, исследование законов природы становится здесь практической необходимостью, так как знание основ математики и астрономии обязательно для торговли и мореплавания. Не случайно первые греческие философы были математиками (вспомнить хотя бы теоремы Фалеса и Пифагора) и астрономами (Фалесу, как сообщают греческие источники, удалось даже предсказать солнечное затмение, действительно случившееся в 585 г. до новой эры).
Важнейшим же условием возникновения философии явилась полисная демократия , то есть общественный строй, в котором верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Основным инструментом власти здесь становится слово (logos) . Для того чтобы отличить истинное, разумное слово, которое выражает существо дела, от множества ложных, ошибочных слов, необходима философия. Философия учит людей мыслить логически, доказывать и правильно излагать свои мысли. В форме философии человек начинает как бы со стороны наблюдать за тем, как протекает его мышление, как образуются понятия, суждения, образы, и старается регулировать собственное мышление.
В общем, философия – это анатомия и механика человеческого разума. Причем разум понимается в философии не просто как индивидуальная способность души или мозга, а как мир идей – научных, политико-правовых, нравственных и художественных – словом, всех, которые человечеству удалось открыть в течение его истории. Они, эти идеи, и образуют предмет изучения философии. Соответственно, в философии выделяют такие разделы, как методология науки, философия права, этика (учение о добре и зле) и эстетика (теория человеческой чувственности, учение о прекрасном и безобразном).
Философия Древнего Востока.
Вопрос №1
Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:
Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).
Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:
Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).
Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.
Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).
Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:
Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.
Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фактором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализаторскими - оно формируется как результат сознательного критического отношения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.
Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.
Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.
М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.
Вопрос №2
Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.
Рефлексия есть осознание , осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).
Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты - истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Результатом философской рефлексии являются философские знания.
Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.
Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .
Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.
Вопрос №3
Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.
Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.
Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.
Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.
Структура К:
различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:
индивидуально-личностные;
социально-групповые;
К общества на определенном этапе развития;
можно выделить основные виды деятельности:
познавательная (различные знания);
ценностная деятельность (цели, идеалы);
практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)
можно различать деятельность, поведение, общение, есть:
К деятельности;
К поведения;
К общения, α предполагает и К чувств;
К, ее элементы могут различаться и по объекту:
естественно-техническая К;
гуманитарная К (политическая, эстетическая…).
В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.
К выполняет разнообразные функции:
гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;
познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;
ценностно-мировоззренческая;
методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;
образовательно-воспитательная;
коммуникативная;
социальной памяти;
психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.
Вопрос №4
Культура как способ самоопределения и развития личности. Культура и свобода личности.
Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.
К выступает как предпосылка, необходимое условие ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть овладев К этих видов деятельности. Овладение К – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне К человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом этого К часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному.
Свобода личности :
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимостью» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение.
Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.
Вопрос №5
Философское понятие личности, ее творческая активность и свобода. Самореализация и смысл жизни личности .
Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.
Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность .(самореализация)
Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.
Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.
Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.
Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.
Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении .
Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.
Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.
Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.
Вопрос №6
Самосознание личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.
Культура выступает специфическим способом ж.д. ч. К. можно понять как систему «внебиологически выработанных механизмов», благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в об-ве. Культура в таком понимании предстает, как сотворенная человеком вторая природа, то есть выступает, как технологический контекст челов-ской деятельности, кот. Лежит у истоков возникновения об-ва и является основой его сущ. И развития. При этом нужно иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность – это только способ и средства, результат и предпосылка его существования. Поэтому к. следует рассматривать, как процесс становления, функционирования и развития чел-ской сущности, воспроизводства чел-ка как -объекта социальной деятельности.
Одной из ф-ций к. является ф-ция общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции ёбыта и знаний, невозможно объединение людей в группы а значит и существование самого об-ва, такм образом, не происходит самореализация личности в об-ве.
Язык, наука, иск-во, равы, обычаи имеют то значение, что посредством их осуществляется процесс развития человеческих сущностных сил становления личности.
Вопрос №7
Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.
Когда идет речь о месте философии в системе культуры имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.
Функции философии:
интегративная : осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;
логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х понятий;
методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;
культурно-гуманитарная : являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.
Благодаря своей логической и методологической функции Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что способствует и развитию самосознания личности.
Т. о., можно сказать и о значении Ф для личности:
развитие общей культуры;
развитие самосознания;
развитие мышления.
Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления.
Выделяются следующие области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, философия религии, философия морали.
Такой подход дал возможность понять философию как сложное многомерное явление, с учетом системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такое отношение к проблемам соответствует реальной сути философии и отвечает потребности в широком, полноценном миропонимании, что нельзя достичь использую только узкую специализированную философскую мысль.
Рассматривая философию, как исторически-культурное явление можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур.
Функции философии:
Экспликация – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление универсалий). Кроме этой функции философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации (перевода в логическую понятийную форму) и систематизации (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах).
Рационализация – выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. (Философия в идеале как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт).
Критическая функция – поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мироведения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы и стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное.)
Интеграция – согласование всех форм человеческого опыта практического, познавательного, ценностного. Их целостное осмысление – необходимое условие для гармоничной и сбалансированной общественной жизни.
Вопрос №8
Философия как социокультурное историческое явление. Периодизация истории философии.
На различных этапах развития общества на философию воздействуют различные социальные факторы, определяя особенности философии на каждой ступени общественного развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной исторической формы к другой.
На развитие философии воздействуют как различные культурные факторы, элементы духовной культуры, а также и более широкие социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное историческое явление.
Основанием для периодизации западноевропейской философии является периодизация общеисторического развития общества: определенный период развития общества равен определенному периоду развития философии.
Этапы в развитии философии:
античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)
средневековая философия (3 – 14 вв.)
философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.)
философия 17 века (Эпоха реформации)
философия 18 века (Эпоха просвещения)
философия 19 века
а) классическая немецкая философия (конец 18 – первая пол. 19 века)
б) марксистская философия (середина 19 в. – вторая пол. 19 века)
в) неоклассическая философия 19 века
западноевропейская философия ХХ века
БИЛЕТ № 20
БИЛЕТ № 19
БИЛЕТ № 18
БИЛЕТ № 17
БИЛЕТ № 16
БИЛЕТ № 15
БИЛЕТ № 14
БИЛЕТ № 13
БИЛЕТ № 12
БИЛЕТ № 11
БИЛЕТ № 10
БИЛЕТ № 9
БИЛЕТ № 8
БИЛЕТ № 7
БИЛЕТ № 6
БИЛЕТ № 5
БИЛЕТ № 4
БИЛЕТ № 3
БИЛЕТ № 2
БИЛЕТ № 1
1. Философия, ее предмет, функции, роль в обществе и жизни человека.
2. Развитие как форма изменения мира. Диалектика и метафизика.
УТВЕРЖДАЮ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Основные философские школы, течения и направления Античности (VII в. до н.э. - V в. н.э.)
2. Сознание и самосознание человека.
УТВЕРЖДАЮ
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Основные философские школы, течения и направления Средневековья (V – XV вв.).
2. Смысл жизни человека. Общечеловеческие ценности. Совершенный человек.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Основные философские школы, течения и направления Нового времени (XVII – XVIII вв.).
2. Современный мир и основные тенденции его развития. Философия будущего (футурология).
УТВЕРЖДАЮ
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Основные философские школы, течения и направления нового времени (XIX в.).
2. Природа и сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой____________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Основные философские школы, течения и направления XX в.
2. Бытие как существование мира и человека. Материальное и идеальное в мире.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Восточная философия: особенности, основные философские школы, течения и направления.
2. Основные атрибуты материи и свойства сознания.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Национально-культурное своеобразие русской философской мысли.
2. Научная, религиозная и философская картины мира.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Природа как среда обитания человека.
2. Гносеология как учение о познании.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Философия в системе мировоззрения.
2. Наука как социокультурный феномен.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой _______________Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Уровни и методы научного познания.
2. Формы поведения и действия человека в мире, его свобода и ответственность.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Формы научного познания.
2. Россия и Татарстан в контексте современного мира.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Общество как форма жизнедеятельности людей.
2. Индивид, индивидуальность, личность. Параметры личности и факторы ее развития.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Экономическая и социальная сферы жизни общества.
2. Духовность человека и смысл его жизни.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой _____________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Политическая и духовная сферы жизни общества.
2. Теория историко-философского процесса. Структура философского знания.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Гражданское общество и государство.
2. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г..
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
2. Насилие и ненасилие. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Эстетические ценности и свобода совести.
2. Вера и знание.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »
1. Наука и техника. Критерии научности.
2. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»
1. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.
2. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.
Составитель:______________ Задворнов А.Н.
Кафедра «Философии и культурологии»
Экзамен по курсу «Философия»
Билет № 1
1.Предмет философии, основные проблемы и функции, её роль в современном обществе.
Билет № 2
1.Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты. Специфика философского знания.
Билет № 3
1.Древнеиндийская философия: единство и различия ортодоксальных и неортодоксальных школ. Духовное постижение Космоса и человека.
Билет № 4
1.Древний Китай: основные философские школы, их представители, социально-философские и этические учения.
Билет № 5
1.Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Проблемы первоначала, становления диалектики.
Билет № 6
1.Софисты и их основные идеи. Сократ
Билет № 7
1.Философское учение Аристотеля. Учение об идеях Платона
Билет № 8
1.Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики».
Билет № 9
1.Средневековая философия мусульманского Востока. Философские взгляды Аль-Фараби, Яссауи, Баласагуни, Кашгари.
Билет № 10
1.Средневековая философия Западной Европы. Религиозные основы и идеи христианства.
Билет № 11
1.Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии.
Билет № 12
1.Становление новой космологии, философский кантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др.
Билет № 13
1.Философия и научная революция 17 века. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.
Билет № 14
1.Субъективный идеализм в философии Нового времени: (Беркли, Юм)
Билет № 15
1.Просветительская философия в Европе в 18 веке. (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.)
Билет № 16
1.Общая характеристика классической немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии И. Канта.
Билет № 17
1.Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.
Билет № 18
1.Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность личности.
Билет № 19
1.Философия 19 века: «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон)
Билет № 20
1.Казахская философия. Миросозерцание, проблемы нравственности в творчестве акынов и жырау 14-19 вв.
Билет № 21
1.Философские взгляды и гуманизм классиков казахского просвещения 19 века (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин)
Билет № 22
1.Новая постановка проблемы человека в экзистенциализме: отчуждение, «пограничные ситуации», свобода, проблемы жизни и смерти.
Билет № 23
1.Философия позитивизма (первый, второй, третий)
Билет № 24
1.Философские аспекты психоаналитической концепции З.Фрейда
Билет № 25
1.Общая характеристика русской философии
Билет № 26
1.Проблема глобализации. Философские поиски Римского клуба
Билет № 27
Билет № 28
1. Философское понятие материи и принцип материального единства мира
Билет № 29
1. Проблема субстанции. Движение как свойство материи. Пространство и время.
Билет № 30
1.Идея развития в философии. Законы диалектики Диалектика как концепция развития. Основные идеи современной синергетики
Билет № 31
1.Познание. Проблемы познания в истории философии
Билет № 32
1.Проблема истины в философии и науке. Критерии истины
Билет № 33
1.Чувственное и рациональное познание и их единство
Билет № 34
1.Понятие, структура и особенности научного познания.
Билет № 35
1.Человек и его бытие как центральная проблема философии
Билет № 36
1.Общество как система. Общество и основные ее концепции
Билет № 37
1.Научно-техническая революция, её сущность и основные черты
Билет № 38
1.Философия XX века (герменевтика, структурализм и др.)
Билет № 39
1.Философское понятие культуры и понятие «философия культуры»
Билет № 40
1. Природное основание общества: геоорта, биосфера, ноосфера