“Философия” по-гречески значит “любовь к мудрости”. Покровителем философов у греков считалась Афина, родившаяся из головы Зевса.

Что изучает философия, каков ее предмет? Поначалу “философией” назывались все существующие знания о причинах вещей. Математика, астрономия, анатомия, риторика и все другие дисциплины считались частью философии, ее ветвями. Предметом философии был, следовательно, весь мир . Однако со временем от философии одна за другой отделяются и становятся автономными науками математика, физика, химия, биология… Последней, уже в конце 19 века, от философии отделилась психология.

Что же остается на долю философии от ее прежнего предмета – мира в целом?

Философы позитивистской школы, основанной Огюстом Контом, утверждают, что ничего : у философии нет больше своего личного предмета и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и складывать из них всеобщую “картину мира”.

Сёрен Кьеркегор, основатель экзистенциальной философии, оставляет за философией проблемы смысла человеческого существования (жизни и смерти, добра и зла, красоты и любви и др.).

Георг Гегель считает, что предметом философии является мышление , с его чувственными образами и категориями, понятиями и идеями.

И мы, вслед за Гегелем, станем изучать философию как науку о мышлении , или, говоря словами Гегеля, как “мыслящее себя мышление”. Эта наука возникает в Греции примерно в 6 веке до новой эры.

Первичной формой мышления, возникшей задолго до философии, была мифология . Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается очень и очень распространенной формой мышления – в религии, оккультных учениях, астрологии, в различных приметах, гаданиях, суевериях).

Сравним характерные черты мифологического и философского мышления.

~ Вещи и явления природы в мифологическом мышлении представляются символами , за которыми скрываются действия, умысел и воля сверхъестественных существ. Философское мышление рассматривает вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Это мышление логическое , а не символическое.

~ Мифологическое мышление постулирует , а философское – доказывает . Первый философ Фалес доказал и первую геометрическую теорему.

~ Мифологическое мышление безлично , автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным . Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение.

Первые философы открыли, что существование вещей определяется общим законом природы, которому подчиняется наравне и со всеми вещами и душа человека. Этот естественный закон, который правит миром, Гераклит обозначил словом logos мысль, речь, истина или просто – слово]. Примерно в то же время, в 6-5 веке до новой эры, китайский философ Лао-цзы открывает понятие дао дорога]. Дао, как и логос, означает вечный и неизменный естественный закон, которому подчиняется всё существующее, – и космос, и человеческое общество, и мышление. Таким образом, первая философская категория выражает общий для всех вещей закон природы .

Философия возникает в крупных торговых городах – Милет, Эфес, Афины. Традиции и догмы мифологического мышления быстро разрушаются в таких местах, ибо, как заметил один философ, там, где есть тысяча верований, легко сомневаться во всех. Богатство, доставляемое торговлей, приносит досуг и спокойствие, требуемые для философских размышлений. Кроме того, исследование законов природы становится здесь практической необходимостью, так как знание основ математики и астрономии обязательно для торговли и мореплавания. Не случайно первые греческие философы были математиками (вспомнить хотя бы теоремы Фалеса и Пифагора) и астрономами (Фалесу, как сообщают греческие источники, удалось даже предсказать солнечное затмение, действительно случившееся в 585 г. до новой эры).

Важнейшим же условием возникновения философии явилась полисная демократия , то есть общественный строй, в котором верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Основным инструментом власти здесь становится слово (logos) . Для того чтобы отличить истинное, разумное слово, которое выражает существо дела, от множества ложных, ошибочных слов, необходима философия. Философия учит людей мыслить логически, доказывать и правильно излагать свои мысли. В форме философии человек начинает как бы со стороны наблюдать за тем, как протекает его мышление, как образуются понятия, суждения, образы, и старается регулировать собственное мышление.

В общем, философия – это анатомия и механика человеческого разума. Причем разум понимается в философии не просто как индивидуальная способность души или мозга, а как мир идей – научных, политико-правовых, нравственных и художественных – словом, всех, которые человечеству удалось открыть в течение его истории. Они, эти идеи, и образуют предмет изучения философии. Соответственно, в философии выделяют такие разделы, как методология науки, философия права, этика (учение о добре и зле) и эстетика (теория человеческой чувственности, учение о прекрасном и безобразном).

    Философия Древнего Востока.

Вопрос №1

Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

    Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

    Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

    Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

    Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

    Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

    Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

    Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

    Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

    Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Вопрос №2

Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Рефлексия есть осознание , осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Саморефлексия - сам себе обосновывает свои поступки.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты - истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

    Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

    Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

    Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

    Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Вопрос №3

Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.  К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура К:

    различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

    индивидуально-личностные;

    социально-групповые;

    К общества на определенном этапе развития;

    можно выделить основные виды деятельности:

    познавательная (различные знания);

    ценностная деятельность (цели, идеалы);

    практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)

    можно различать деятельность, поведение, общение,  есть:

    К деятельности;

    К поведения;

    К общения, α предполагает и К чувств;

    К, ее элементы могут различаться и по объекту:

    естественно-техническая К;

    гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет разнообразные функции:

    гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

    познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

    ценностно-мировоззренческая;

    методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

    образовательно-воспитательная;

    коммуникативная;

    социальной памяти;

    психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

Вопрос №4

Культура как способ самоопределения и развития личности. Культура и свобода личности.

Культура – это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека, как субъекта культурной деятельности.

К выступает как предпосылка, необходимое условие ЖД человека. Всякий человек способен включиться в различные виды деятельности и общественные отношения (то есть стать членом общества), только овладев определенными знаниями, методами, способами, нормами, средствами соответствующих видов деятельности, то есть овладев К этих видов деятельности. Овладение К – это решающий способ социализации личности, т. е. ее способности выполнять различные социальные функции в процессе деятельности: чем разносторонне К человека, чем она выше, тем эффективнее он может включиться в общественные отношения. С учетом этого К часто определяется как мера социального в человеке, как мера человеческого; как показатель того, насколько ушел человек от своего животного состояния к духовному.

Свобода личности :

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимостью» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение.

Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

Вопрос №5

Философское понятие личности, ее творческая активность и свобода. Самореализация и смысл жизни личности .

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность .(самореализация)

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении .

Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.

Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Вопрос №6

Самосознание личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.

Культура выступает специфическим способом ж.д. ч. К. можно понять как систему «внебиологически выработанных механизмов», благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в об-ве. Культура в таком понимании предстает, как сотворенная человеком вторая природа, то есть выступает, как технологический контекст челов-ской деятельности, кот. Лежит у истоков возникновения об-ва и является основой его сущ. И развития. При этом нужно иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность – это только способ и средства, результат и предпосылка его существования. Поэтому к. следует рассматривать, как процесс становления, функционирования и развития чел-ской сущности, воспроизводства чел-ка как -объекта социальной деятельности.

Одной из ф-ций к. является ф-ция общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции ёбыта и знаний, невозможно объединение людей в группы а значит и существование самого об-ва, такм образом, не происходит самореализация личности в об-ве.

Язык, наука, иск-во, равы, обычаи имеют то значение, что посредством их осуществляется процесс развития человеческих сущностных сил становления личности.

Вопрос №7

Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.

Когда идет речь о месте философии в системе культуры имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.

Функции философии:

    интегративная : осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

    логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х понятий;

    методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

    культурно-гуманитарная : являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.

Благодаря своей логической и методологической функции Ф способствует развитию К мыслительной деятельности человека, М-кой К, что способствует и развитию самосознания личности.

Т. о., можно сказать и о значении Ф для личности:

    развитие общей культуры;

    развитие самосознания;

    развитие мышления.

Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления.

Выделяются следующие области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, философия религии, философия морали.

Такой подход дал возможность понять философию как сложное многомерное явление, с учетом системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такое отношение к проблемам соответствует реальной сути философии и отвечает потребности в широком, полноценном миропонимании, что нельзя достичь использую только узкую специализированную философскую мысль.

Рассматривая философию, как исторически-культурное явление можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур.

Функции философии:

    Экспликация – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление универсалий). Кроме этой функции философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации (перевода в логическую понятийную форму) и систематизации (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах).

    Рационализация – выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. (Философия в идеале как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт).

    Критическая функция – поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мироведения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы и стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное.)

    Интеграция – согласование всех форм человеческого опыта практического, познавательного, ценностного. Их целостное осмысление – необходимое условие для гармоничной и сбалансированной общественной жизни.

Вопрос №8

Философия как социокультурное историческое явление. Периодизация истории философии.

На различных этапах развития общества на философию воздействуют различные социальные факторы, определяя особенности философии на каждой ступени общественного развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной исторической формы к другой.

На развитие философии воздействуют как различные культурные факторы, элементы духовной культуры, а также и более широкие социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное историческое явление.

Основанием для периодизации западноевропейской философии является периодизация общеисторического развития общества: определенный период развития общества равен определенному периоду развития философии.

Этапы в развитии философии:

    античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

    средневековая философия (3 – 14 вв.)

    философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 в.)

    философия 17 века (Эпоха реформации)

    философия 18 века (Эпоха просвещения)

    философия 19 века

а) классическая немецкая философия (конец 18 – первая пол. 19 века)

б) марксистская философия (середина 19 в. – вторая пол. 19 века)

в) неоклассическая философия 19 века

    западноевропейская философия ХХ века

БИЛЕТ № 20

БИЛЕТ № 19

БИЛЕТ № 18

БИЛЕТ № 17

БИЛЕТ № 16

БИЛЕТ № 15

БИЛЕТ № 14

БИЛЕТ № 13

БИЛЕТ № 12

БИЛЕТ № 11

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 9

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 7

БИЛЕТ № 6

БИЛЕТ № 5

БИЛЕТ № 4

БИЛЕТ № 3

БИЛЕТ № 2

БИЛЕТ № 1

1. Философия, ее предмет, функции, роль в обществе и жизни человека.

2. Развитие как форма изменения мира. Диалектика и метафизика.

УТВЕРЖДАЮ


НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Основные философские школы, течения и направления Античности (VII в. до н.э. - V в. н.э.)

2. Сознание и самосознание человека.

УТВЕРЖДАЮ

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Основные философские школы, течения и направления Средневековья (V – XV вв.).

2. Смысл жизни человека. Общечеловеческие ценности. Совершенный человек.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Основные философские школы, течения и направления Нового времени (XVII – XVIII вв.).

2. Современный мир и основные тенденции его развития. Философия будущего (футурология).

УТВЕРЖДАЮ

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Основные философские школы, течения и направления нового времени (XIX в.).

2. Природа и сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой____________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Основные философские школы, течения и направления XX в.



2. Бытие как существование мира и человека. Материальное и идеальное в мире.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Восточная философия: особенности, основные философские школы, течения и направления.

2. Основные атрибуты материи и свойства сознания.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Национально-культурное своеобразие русской философской мысли.

2. Научная, религиозная и философская картины мира.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Природа как среда обитания человека.

2. Гносеология как учение о познании.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Философия в системе мировоззрения.

2. Наука как социокультурный феномен.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _______________Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Уровни и методы научного познания.

2. Формы поведения и действия человека в мире, его свобода и ответственность.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Формы научного познания.

2. Россия и Татарстан в контексте современного мира.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Общество как форма жизнедеятельности людей.

2. Индивид, индивидуальность, личность. Параметры личности и факторы ее развития.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Экономическая и социальная сферы жизни общества.

2. Духовность человека и смысл его жизни.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _____________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Политическая и духовная сферы жизни общества.

2. Теория историко-философского процесса. Структура философского знания.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Гражданское общество и государство.

2. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г..

Составитель:______________ Задворнов А.Н.

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

2. Насилие и ненасилие. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Эстетические ценности и свобода совести.

2. Вера и знание.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Дисциплина: «ФИЛОСОФИЯ »

1. Наука и техника. Критерии научности.

2. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.


КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ДИСЦИПЛИНА: «ФИЛОСОФИЯ»

1. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.

2. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой_____________ Хайруллин А.Г.

Составитель:______________ Задворнов А.Н.

Кафедра «Философии и культурологии»

Экзамен по курсу «Философия»

Билет № 1

1.Предмет философии, основные проблемы и функции, её роль в современном обществе.

Билет № 2

1.Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты. Специфика философского знания.

Билет № 3

1.Древнеиндийская философия: единство и различия ортодоксальных и неортодоксальных школ. Духовное постижение Космоса и человека.

Билет № 4

1.Древний Китай: основные философские школы, их представители, социально-философские и этические учения.

Билет № 5

1.Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Проблемы первоначала, становления диалектики.

Билет № 6

1.Софисты и их основные идеи. Сократ

Билет № 7

1.Философское учение Аристотеля. Учение об идеях Платона

Билет № 8

1.Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики».

Билет № 9

1.Средневековая философия мусульманского Востока. Философские взгляды Аль-Фараби, Яссауи, Баласагуни, Кашгари.

Билет № 10

1.Средневековая философия Западной Европы. Религиозные основы и идеи христианства.

Билет № 11

1.Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии.

Билет № 12

1.Становление новой космологии, философский кантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др.

Билет № 13

1.Философия и научная революция 17 века. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.

Билет № 14

1.Субъективный идеализм в философии Нового времени: (Беркли, Юм)

Билет № 15

1.Просветительская философия в Европе в 18 веке. (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.)

Билет № 16

1.Общая характеристика классической немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии И. Канта.

Билет № 17

1.Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха.

Билет № 18

1.Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность личности.

Билет № 19

1.Философия 19 века: «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон)

Билет № 20

1.Казахская философия. Миросозерцание, проблемы нравственности в творчестве акынов и жырау 14-19 вв.

Билет № 21

1.Философские взгляды и гуманизм классиков казахского просвещения 19 века (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин)

Билет № 22

1.Новая постановка проблемы человека в экзистенциализме: отчуждение, «пограничные ситуации», свобода, проблемы жизни и смерти.

Билет № 23

1.Философия позитивизма (первый, второй, третий)

Билет № 24

1.Философские аспекты психоаналитической концепции З.Фрейда

Билет № 25

1.Общая характеристика русской философии

Билет № 26

1.Проблема глобализации. Философские поиски Римского клуба

Билет № 27

Билет № 28

1. Философское понятие материи и принцип материального единства мира

Билет № 29

1. Проблема субстанции. Движение как свойство материи. Пространство и время.

Билет № 30

1.Идея развития в философии. Законы диалектики Диалектика как концепция развития. Основные идеи современной синергетики

Билет № 31

1.Познание. Проблемы познания в истории философии

Билет № 32

1.Проблема истины в философии и науке. Критерии истины

Билет № 33

1.Чувственное и рациональное познание и их единство

Билет № 34

1.Понятие, структура и особенности научного познания.

Билет № 35

1.Человек и его бытие как центральная проблема философии

Билет № 36

1.Общество как система. Общество и основные ее концепции

Билет № 37

1.Научно-техническая революция, её сущность и основные черты

Билет № 38

1.Философия XX века (герменевтика, структурализм и др.)

Билет № 39

1.Философское понятие культуры и понятие «философия культуры»

Билет № 40

1. Природное основание общества: геоорта, биосфера, ноосфера