Два ангела пришли в Содом к вечеру, и Лот сидел у ворот города. Увидев их, он встал им навстречу и поклонился до земли.

– Господа мои, – сказал он, – пожалуйста, зайдите в дом вашего слуги. Вы сможете помыть ноги и переночевать, а ранним утром продолжите свой путь.

– Нет, – ответили они, – мы переночуем на площади.

Но он так настаивал, что они последовали за ним и вошли в дом. Он приготовил для них еду, испек пресный хлеб, и они поели. Но, прежде чем они легли, все мужчины Содома, молодые и старые, окружили дом. Они кричали Лоту:

– Где люди, которые пришли к тебе вечером? Выведи их к нам, мы хотим развлечься с ними.

Лот вышел к ним и запер за собой дверь. Он сказал:

– Нет, друзья мои, не делайте такого зла. Послушайте, у меня есть две дочери, которые никогда еще не были с мужчиной. Давайте я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Но не делайте ничего этим людям, которые пришли под защиту моего крова.

Они ответили:

– Прочь с дороги!

И сказали:

– Этот человек пришел сюда как чужеземец, а теперь хочет быть нам судьей! Мы поступим с тобой еще хуже, чем с ними.

Они стали оттеснять Лота и подошли, чтобы выломать дверь. Но мужи, которые оставались внутри, протянули руки, втащили Лота в дом и заперли дверь. А тех, кто были у двери дома, и молодых и старых, они поразили слепотой, так что те не могли найти дверь.

И гости сказали Лоту:

– Кто еще у тебя здесь есть – зятья, сыновья, дочери, кто-нибудь еще в городе? Выведи их отсюда, потому что мы собираемся уничтожить это место. Вопль к Господу против этого народа так велик, что Он послал нас уничтожить его.

Лот вышел и сказал своим будущим зятьям, женихам его дочерей:

– Скорее, уходите отсюда! Господь собирается уничтожить город!

Но те подумали, что он шутит.

Когда взошла заря, ангелы стали торопить Лота, говоря:

– Торопись! Уводи отсюда свою жену и двух дочерей, а не то ты погибнешь, когда наказание падет на город.

Он медлил, но те двое взяли его за руку, и его жену, и двух дочерей, потому что Господь был к ним милостив, и вывели их за пределы города. Уже за пределами города один из них сказал:

– Беги отсюда! Не оглядывайся назад и не останавливайся нигде в долине! Беги в горы, а не то ты погибнешь!

Но Лот сказал им:

– Нет, Владыка! Слуга Твой нашел в Твоих глазах расположение, и Ты явил мне великую милость, спасая мою жизнь. Но в горы мне не добежать: бедствие настигнет меня, и я погибну. Вон тот городок недалеко, туда я успею добежать, и он невелик. Позволь мне бежать туда – ведь он совсем мал, не так ли? – и моя жизнь будет спасена.

Он ответил:

– Хорошо, Я выполню и эту просьбу: Я не разрушу города, о котором ты говоришь. Беги туда быстрее, потому что Я ничего не могу сделать, пока ты не доберешься до него. (Вот почему тот город был назван Цоар).

Солнце уже встало, когда Лот добрался до Цоара. Тогда Господь пролил дождем на Содом и Гоморру горящую серу с небес от Господа. Он разрушил города и всю долину, и всех, кто жил в городах, и все, что росло на земле. А жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столб.

На другое утро Авраам поднялся рано и вернулся к тому месту, где он стоял перед Господом. Он посмотрел на Содом и Гоморру, и на всю долину, и увидел: густой дым поднимается от земли, как дым из печи.

Так, когда Бог уничтожил города долины, Он вспомнил Авраама и спас Лота от бедствия, которое разрушило города, в которых жил Лот.

Лот и его дочери

Лот и две его дочери покинули Цоар и поселились в горах, так как он боялся оставаться в Цоаре. Он жил в пещере со своими двумя дочерьми. Старшая дочь сказала младшей:

– Наш отец стар, а здесь нигде нет мужчины, чтобы лечь с нами по обычаю всей земли. Давай напоим отца вином и ляжем с ним, чтобы сохранить наш род через нашего отца.

В ту ночь они напоили отца вином, и старшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая дочь сказала младшей:

– Прошлой ночью я легла с отцом. Давай опять напоим его вином сегодня вечером, и ты войдешь и ляжешь с ним, чтобы мы могли сохранить наш род через нашего отца.

Они напоили отца вином и в эту ночь, и младшая дочь вошла и легла с ним. Он и не знал, когда она легла и когда встала.

Так обе дочери Лота забеременели от отца. Старшая дочь родила сына и назвала его Моав; он – отец нынешних моавитян. Младшая дочь тоже родила сына и назвала его Бен-Амми; он – отец нынешних аммонитян.

a) 19:5: Букв.: «чтобы мы их познали»

b) 19:18: Или: «господа мои».

c) 19:19: Или: «твой...твоих...ты явил».

d) 19:21-22: Или: «я... я… я».

e) 19:22: По звучанию это название напоминает еврейское слово «малый».

f) 19:37: По звучанию это имя напоминает еврейские слова «от отца».

g) 19:38: По-еврейски это имя означает «сын моего народа» и напоминает по звучанию слово «аммонитянин».

Что послужило поводом для написания данной статьи? Дело в том, что мне уже не в первый раз пришлось прочитать заметку оскорбительного характера в отношении одного из Библейских праведников. На этот раз объектом нападок со стороны очередного дерзкого на язык «умника» стал праведный Лот. Причем кости сему праведнику взялся мыть, не какой-нибудь язычник, а человек, называющий себя христианином, и делал он это, руководствуясь Библией.
Мне приходилось и раньше слышать изобличающие проповеди, основанные на фарисейской логике в адрес не только Лота. Христиане, не блещущие умом (хотя им наверно очень хотелось, как раз «блеснуть»), «копались в белье» Авраама, выискивая его неверие! Высовывали они свой язык и против Иакова, внука Авраама. Доставалось и Ною, и Моисею, и Самсону. Доставалось даже апостолам Петру и Павлу! Причем эти дерзкие проповеди, часто слышишь из уст семинаристов, вся грамотность которых – греческий со словариком.
Эти горе-проповедники, рассуждения которых зиждутся в основном на эмоциях и необразованности, унижали память людей, которых Писание называет – ПРАВЕДНИКАМИ! Добрую память о которых, люди сохраняли и передавали из уст в уста, из рода в род. Их имена находятся в книге книг не в черном списке, а вписаны в Священное Писание золотыми буквами.

«Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием»

Прежде чем я начну говорить о Лоте, стоит коснуться такой темы как почтение к старшим. Эта тема проходит красной нитью практически через всю Библию. Почтение к старшим – это азы! Это фундамент, опираясь на который можно правильно выстраивать отношения в семье, в обществе, и что самое главное – с Богом. Это Он, который хочет, чтобы мы благоговели пред Ним, дал заповеди о почтении к старшим, так как самым старшим в этой цепи является Он Сам. И неужели почтительно надо относиться только к живым? А к памяти ушедших из этой жизни праведникам?

«с ним пошел Лот»

Первое упоминание о Лоте мы находим на страницах Св. Писания, которое нам повествует об Авраме, намеревающемся идти в неизвестную для него землю, повинуясь голосу Божию. Вообще, когда заходит речь о Лоте, то невольно приходится обмолвиться и об Авраме. Лот и Аврам – родственники. Лот — сын Аарана, и племянник Авраама. Авраам – дядя Лота. Судьбы этих людей связаны. Они связаны не только кровными узами, но и чем-то большим:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт.12:1-4).
Бог заговорил с Аврамом и повелевает ему выйти из своей земли, из своего родства и пойти в совершенно неизвестную для него землю. Аврам верой повинуется Ему. Аврам был живой человек и в его уме проносились разные мысли и переживания. Каков будет путь? Где эта земля? Какие нравы у племен, проживающих там? Ведь это путешествие таило в себе опасность.
За этим повествованием следуют строки, говорящие о нашем герое: «и с ним пошел Лот» (Быт.12:4).
Явно что Аврам рассказал Лоту о повелении Бога. Лот осознанно пошел за Аврамом. А ведь он мог остаться. Ему же Бог лично ничего не говорил (особого приглашения не было). Но Лот принял решение последовать с Аврамом в неизвестную землю, не смущаясь опасностью пути, нежели остаться с языческим родством. Спустя несколько тысячелетий апостол Павел напишет о последователях Иисуса такие строки: «ходящих по следам веры отца нашего Аврама» (Рим.4:12) . Так вот, первым из этих последователей был Лот. Он не остался на родине, но предпочел быть странником и пришельцем вместе с Аврамом.

«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом»

Аврам и Лот странствуют по обетованной земле. Наступает голод, и Авраму приходится идти в Египет. Египтяне добрыми нравами не блистали, они забрали у Аврама жену. Вместе с Аврамом в Египте находился и Лот, и он видел, как Бог вступился за праведника Аврама: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12:17) Думаю, он запомнил этот урок, суть которого состояла в том, что Бог друзей в беде не бросает.
После этого события следует история, повествующая нам о возникшем споре между пастухами Авраама и Лота. Обратите внимание на то, что спор был не между Авраамом и Лотом. Авраам на правах старшего берет на себя инициативу и предлагает Лоту отделиться от него: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.» (Быт.13:9)
Лот выбрал окрестность Иорданскую. За этот выбор, Лота безосновательно упрекают некоторые критики: «Лот стремился разбогатеть! Он был движим духом наживы!» Но позвольте! Авраам, что ли был из бедного десятка? В чем вина Лота, которому Авраам – родной дядя, предлагает право выбора. Если бы Лот выбрал другую сторону, то Авраам оказался бы на его месте.
Обличители Лота, считающие его бездуховным, любят цитировать строчки Писания, которые как им кажется подтверждают их обвинительный задор: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт.13:13) То есть Лот знал об этом, но будучи движимый духом наживы, все же выбрал эту местность. В связи с этим у меня возникает простой вопрос: а, что жители Египта, забравшие Сару у Аврама были весьма праведны? А может жители Филистимские отличались добрым нравом, когда имели виды на Ревекку? Все племена среди которых странствовал Авраам, впоследствии были истреблены Богом. Они все были «весьма грешны» и весьма безнравственны.

Дале с Лотом происходит несчастный случай. Во время войны между языческим царями, он попадет в плен: «И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.» (Быт.14:12) Исходя из чего наши «следователи по особо важным делам» руководствуясь по всей видимости примитивным шаблоном «евангелия процветания», говорят примерно следующее: «вот пошел куда не надо, поэтому и случилась с ним беда».
Но в чем конкретно грех Лота? В том, что его ограбили и взяли в плен? Вот если бы он кого-то ограбил, то тогда можно говорить о его грехе (при этом не лишне будет вспомнить о том, как правнук Авраама – Иосиф так же попал в плен. Он, что так же виновен?)
Аврам, узнав о случившемся выручил Лота, как и Бог выручил Авраама, когда у него забрали жену. Этот смелый поступок Аврама красноречиво говорит о его дружбе и духовной близости с Лотом.

«Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

Прежде чем мы приступим к осмыслению событий, случившихся с Лотом в Содоме, давайте вспомним, что этому предшествовало. А предшествовало сожжению городов, беседа Бога и Авраама. Авраам произносит: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт.18:25)
За кого же ходатайствует избранник Божий? Кого он называет ПРАВЕДНИКОМ, отделяя его от нечестивых? Авраам явно переживает за Лота и его семью. Ведь он знал, что его благочестивый племянник живет именно в Содоме.
Когда два Ангела пришли в город, а Лот не знал кто они, то он поступает как истинный праведник. Он гостеприимно приглашает их переночевать в свой дом. Когда же они не соглашаются, он все-таки уговаривает их, зная какая беда может произойти с ними. В апостольском послании к Евреям есть такие строчки: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13:2). Почему-то в этом случае обычно вспоминают только историю с Авраамом. Но почему? Ведь здесь написано: «некоторые» . Некоторые – это как минимум двое, а не один. Лот поступает с Ангелами, не зная кто они, точно так же гостеприимно, как и Авраам.
Мало того, когда Содомляне приступают к его дому с преступными намерениями, Лот готов пожертвовать своими дочерями, нежели сдать гостей. (Не спешите осуждать Лота, за эти слова о своих дочерях. Нам из 21 века, с нашей эмансипацией, трудно понять культуру того времени. Жизнь и честь мужчины тогда ценилась намного выше, чем честь женщины. Вспомните поступки Авраама и Исаака, в отношении своих жен. Когда у Авраама забирают Сару, он молиться. А когда берут в плен Лота, то Авраам немедля собирает отряд, вооружает людей и бесстрашно нападает на войско нескольких царей.)
Но и это не все. Лот мужественно рискует собой, ради своих гостей. При этом обратите на речь граждан Содома! Они называют его: «пришелец» (Быт 19:9) . Лот всегда был чужим для них.
Апостол Петр, вспоминая об этих событиях, написал: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет.2:8). Праведный Лот является для нас примером, достойным подражания. Мы, как и он окружены грешниками: в семье ли, на работе ли, в обществе. И нет места на земле, куда бы мы — христиане могли переехать и избавится от них. И то, что случилось дальше с Содомом, где жил Лот, не является наказанием для Лота, но спасением. Да, да именно СПАСЕНИЕМ его от нечестивцев:
«Ибо, если Бог…города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, ИЗБАВИЛ…то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения.» (2Пет.4:9)
Уничтожив Содом, Бог тем самым избавил и спас праведного Лота от развратных Содомлян, хотя способ спасения был довольно оригинален, как и в случае с праведным Ноем. Впрочем, Бог делает, — что хочет и как хочет, и ни перед кем в этом не отчитывается.

«спасай душу свою»

Когда Лот оказался уже вне Содома, он просит себе права бежать не на гору, куда указали ему Ангелы, а в маленький близлежащий город Сигор. Посмотрите только каков ответ Божий на эту просьбу праведника: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (Быт.19:21) . Ради праведного Лота, Бог не уничтожает город, в котором пожелал получить приют Лот. С нечестивцем Творец так церемонится бы не стал.
После сожжения Содома и Гоморры, Лот не стал оставаться в городе Сигор. По всей видимости он боялся, что такая же участь постигнет и этот город, так как нравы жителей этого города по всей видимости были похожи на нравы Содомлян.
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Быт.19:30).
Дальше, с Лотом произошло событие, за которое его очень многие осуждают и отталкиваясь от этого осуждения, начинают с подозрительностью ангажированного следователя, выискивать и в предыдущей жизни Лота сучки да задоринки: «Вот до чего докатился! А ведь начиналось с малого!»
Итак, что же… Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны. Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжег не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы. Они от шока еще не отошли. У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья. А здесь похожая ситуация. Только потоп — огненный.
Дочери торопятся: «отец наш стар» . У них мысль о продолжении рода. От кого? Только от мужчины. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» Люди употребляли вино всегда. Сухой закон не ввел даже Моисей в своем строгом законодательстве. Да и Лот, явно не подозревал о замыслах своих дочерей. Если учесть все эти нюансы и принять во внимание, то психологическое состояние в котором они пребывали, то лично у меня претензий к Лоту нет.

«так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится»

На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» , то Он вспоминает два события из глубокой древности. Мессия Израиля напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом, так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны — гибель грешников, с другой — спасение праведников. Для одних гнев, для других — милость. Одним — смерть, другим — жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для уничтожения — воду, а во втором – огонь.
Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.

«сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю»

В заключении я дам один совет начинающим проповедникам. Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.
Не трогайте людей, которых Писание называет — праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними? Она колоссальна! И если праведник совершал грех, например, как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание — честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами. Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями. Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. Образованный проповедник, - лучше, чем необразованный. Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмируется» – т.е. предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой-либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?! Если футбольный арбитр не свистит в свисток, мало ли что показалось болельщику у телевизора. И если спортивные судьи иногда ошибаются, то Бог — НИКОГДА!
Вспомните историю, когда Давид пересчитал народ Израиля. Если бы Писание не осудило его действия, то мы бы даже и не догадались, что Давид сделал неугодное в очах Божиих. Ну, пересчитал… и что? Что в этом плохого? Однако по реакции Господа, отраженной в Писании мы поняли, — Давид поступил не хорошо. Точно так же нужно рассуждать в случае, когда нам кажется, что поступок библейского персонажа не хорош, с нашей точки зрения. Мы должны смотреть на реакцию Судьи. Если Бог не осуждает, значит все нормально. Если Небесный Арбитр не свистит в свисток, — значит нарушения правил нет. Как говорили древние Римляне: «молчание — знак согласия». В противном случае, мы становимся умнее Бога.

ПОРОДНИТЕСЬ С ПРАВЕДНИКАМИ! ВСТУПАЙТЕСЬ ЗА НИХ! БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ!

, Амон

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Уважаемый раввин, мне очень понравилось, как ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье. Разъясните мне, пожалуйста, почему же праведник Лот предлагал своих дочерей на поругание толпе развратников? Какой глубинный смысл в этом заключен? Я верую в единого Творца, восхищаюсь тем, что Он создал, но не придерживаюсь ни одной из религий. В силу этого мне сложно понимать тексты Ветхого завета. Надежда

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Надежда!

Прекрасно, что Вы сумели по достоинству оценить отношение ортодоксального еврейства к женщине и ее предназначению.

Что же касается Лота, тут действительно надо понять, кем были люди, которых описывает Танах. Да, Лот был членом семьи Авраама, великого праведника и основателя еврейского народа. И сам он тоже был праведным, особенно - по сравнению с жителями Сдома. В том рассказе, об эпизоде которого Вы упоминаете, хорошо видно, как Лот радушно принимает гостей вопреки жестоким обычаям Сдома, подвергая себя опасности.

Но, все же, таким праведным, как Авраам, Лот не был. Это тоже проявилось в упомянутом эпизоде. Так пишет Рамбан , один из ведущих комментаторов Торы: самоотверженное гостеприимство было благородным делом, но предложение «Вот ныне у меня две дочери, не познавшие мужа, я выведу их к вам, и поступите с ними, как вам угодно» (Берейшит 19, 8) как раз продемонстрировало недостойное отношение к женщине.

В чем же дело? Почему в одном Лот был праведен, а в другом не был?

На том этапе истории еврейский народ только создавался, и не все члены семьи праотцев автоматически включались в его состав. Ибо еврейский путь - это не просто праведность. Это выработка определенных черт характера и достижение их правильного баланса. Этой работой над собой и занимались праотцы.

А именно: с одной стороны, необходима доброта и любовь. Эти качества выработал Авраам, воплощение милосердия и гостеприимства. Но, с другой стороны, необходима дисциплина. Это качество развил сын Авраама Ицхак. А затем необходимо было правильно совместить эти, казалось бы, противоречащие друг другу свойства и таким образом достичь равновесия - золотой середины. Это сумел сделать сын Ицхака Яаков.

Но не всем людям, окружавшим праотцев, удалось полностью проделать эту сложную работу над своим характером. Так, в семье Ицхака другой его сын, Эйсав, также научился строгости у отца, но, в отличие от Яакова, не сумел уравновесить ее добротой и любовью. В результате его строгость приняла крайние формы и превратилась в жестокость и склонность к одному из тягчайших грехов - убийству. Ведь, как известно, недостатки - продолжение достоинств. А в семье Авраама другой его сын, Ишмаэль, также научился у отца любви и гостеприимству, но, в отличие от Ицхака, не уравновесил их дисциплиной. В результате получилась не терпящая рамок анархия, дикость, разнузданность и склонность к другому тяжелейшему греху - прелюбодеянию.

Поэтому ни Эйсав, ни Ишмаэль не смогли стать частью еврейского народа - они не сумели прийти к предписанной евреям золотой середине, впали каждый в свою крайность. Среди них могут быть достойнейшие люди, но предписанного евреям равновесия у них нет. Ведущие свое происхождение от них соответственно христианская и исламская (сегодня) цивилизации приняли законы, следуя которым люди могут быть набожными, но - и впадать в крайности.

Теперь, возможно, сумеем понять и Лота. Он изначально был членом семьи Авраама, и из рассматриваемого эпизода видно, что он тоже научился от него гостеприимству. Но, с другой стороны, он не сумел правильно уравновесить доброту и любовь строгостью, в результате чего мягкость превратилась в бесформенность: произошло размывание границ нравственности, был утрачен правильный подход к любви и интимным отношениям. Понимание того, что поддерживает достоинство женщины, а что его подрывает.

Это проявилось и далее: в той же главе (стихи 30-38) описано, как после разрушения Сдома Лот позволил дочерям напоить себя, после чего они вступили в интимные отношения уже с ним самим. Именно от этой связи родились его потомки - Моав и Бен-Ами, ставшие родоначальниками народов - Моава и Амона. Мотивация дочерей была благородной - они думали, что разрушен не только Сдом, но и весь мир, и нет другого способа продолжить человеческий род. Но Лот, хотя бы после эпизода с первой дочерью, должен был хоть что-то вспомнить и быть более осторожным. Однако он позволил истории повториться, показав, что не считает этот грех особо серьезным.

Это действительно было не по-еврейски. Поэтому потомки Лота, народы Амон и Моав, не стали частью еврейского народа. Более того, они настолько отклонились от еврейского пути, что их нельзя даже принимать в еврейское общество, если они решат принять иудаизм (в отличие от выходцев практически из всех других народов, даже совершивших многочисленные преступления и причинивших нам страдания). Тора объясняет запрет тем, что эти народы не проявили гостеприимства к евреям во время их странствий по пустыне. Неприветливыми тогда были не только они. Но они тогда еще приняли участие в совращении еврейского народа, склонении к прелюбодеянию (см. Бэмидбар 25, 1). А это значит, что они настолько отклонились от золотой середины, что даже изначально естественная для них мягкость сохранилась не в правильной и умеренной форме гостеприимства, а в крайней и извращенной - форме разврата. Этому в еврейском народе не место. У Лота же еще сохранялось гостеприимство, «правильная» мягкость, но уже начали проявляться и ее извращенные формы. Отсюда и такое противоречивое поведение.

Только сыну Авраама Ицхаку удалось не впасть в крайнюю мягкость и выработать необходимую дисциплину. А его сыну Яакову удалось правильно сбалансировать эти качества и направить уже всю свою семью, всех потомков по еврейскому пути.


«И пришли два Ангела в Содом вечером. Лот увидел их, и встал, чтобы встретить их» (Бытие 19:1)

Вот так безобидно начинается эта история. Гости пришли к пророку. Пророк, как порядочный человек, предлагает им войти в дом, но «они сказали: нет, мы ночуем на улице» . Странная привычка для ангела, ну да ладно. В итоге Лот все же упрашивает их и они входят в дом, ужинают и уже собираются спать, как вдруг:

«Городские жители, содомляне, от молодого до старого, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их» (Бытие 19:4-5)

Слово-то какое подобрали: познаем. Любопытно, что за извращенцы жили в Содоме и как сам Лот избежал насилия, ведь он тоже когда-то был новеньким в Содоме? Или все таки не избежал? Мы можем лишь догадываться по тому ответу, который он дал, и который был просто восхитительно циничен:

«Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Бытие 19:8)

Вот оно как! Он пожертвует своими дочерьми ради каких-то чужаков, привыкших спать на улице, и с которыми только что познакомился. Гостеприимство, конечно, хорошо, но не до такой же степени. Хотя, возможно, в то время это и считалось вполне пристойным поведением.

Но дочерям Лота не пришлось быть познанными. Ангелы ослепили горожан и спасли положение. В похожей истории в Книге Судей дело обернулось не так хорошо. Но об этом ниже.


Чуть позже ангелы сказали Лоту, чтобы он собрал всю свою родню и уходил из города. Состав родни довольно любопытен: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его» (Бытие 19:14)

Что еще за «зятья»? А как же недавнее заявление Лота о невинности своих дочерей, не познавших мужа, если они обе замужем? Возможно, у них не было половых контактов, хотя, учитывая нравы этого городишки, это маловероятно. Получается, что Лот слукавил, что очень в духе «правоверного» человека. С другой стороны, распоряжение судьбами дочерей, не спрашивая мнения их мужей, тоже вызывает легкое недоумение.

Зятья подумали, что Лот шутит, и не стали его слушать. Учитывая вышеописанную выходку папаши, его не особо-то и хочется слушать. Ангелы тем временем торопили Лота, и он, взяв жену и двух дочерей, покинул город. И хотя ангелы сказали ему идти в горы, Лот, тем не менее, пошел в близлежащий маленький городок. Оправдывался тем, что там безопаснее. Не доверял старик ангелам. Беглецам было велено бежать не оглядываясь и не останавливаясь.

«Жена же Лотова, оглянулась, и стала соляным столбом» (Бытие 19:26)

Вот в чем смысл этого? Почему за столь мелкое нарушение следует столь суровое наказание? Возможно это намек на непослушание. И все равно, даже если так, то наказание не соответствует преступлению. Те же содомчане, пришедшие к дому Лота с требованием выдать им гостей для «познания» были всего лишь ослеплены. А жена Лота превратилась в соляной столб, только потому, что оглянулась посмотреть на этот фейерверк, который устроил Всемогущий. А может она увидела, как ангелы развлекались, кромсая людей Содома в фарш? Лишний свидетель. Как ни крути, но это необъяснимая жестокость, без каких либо видимых причин. Что очень в духе ветхозаветного Бога. Непонятная жестокость пронизывает всю Библию, а Ветхий Завет в особенности.

Вот какое объяснение дают богословы: «Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни — оглянулась, задержалась, — и сразу превратилась в соляной столб. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, то есть не задерживаться и не жалеть о нем»

Вообще все эти объяснения духовенства весьма забавны и ниже мы рассмотрим некоторые. Но как вам это? Красивая уловка, ничего не скажешь. Если она оглянулась, значит сожалела о греховной жизни. А где, позвольте спросить, сказано, что она вела греховную жизнь? Она, вроде как, жена праведника. И почему бы ей не оглянуться, просто потому, что там что- то громыхнуло? Почему нельзя принять такой простой вариант?


Тем временем Содом и Гоморра уничтожены, а Лот, испугавшись жить в Сигоре, уходит жить в горы, беря с собой двух дочерей. Почему он испугался идти в Сигору, знает только сам Лот. Поселяются они в пещере. Ох и любят же эти пророки в пещерах жить. То, что случилось потом, больше подходит для сценария к эротическому фильму:

«И сказала старшая (сестра) младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим (зачнем) от отца нашего племени. И напоили отца своего вином в ту ночь: и вошла старшая, и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь, и ты войди, спи с ним, и восставим (зачнем) от отца нашего племени. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая, и спала с ни: и он не знал, когда, она легла и когда встала» (Бытие 19:31-35)

Сюжет «Лот и его дочери» был популярен в живописи Возрождения. Если внимательно посмотреть на изображение ниже, можно увидеть и горящий город, и жену-столб, украшающую окрестности Содома, и лису, которая кажется больше Лота догадывается об аморальности всей картины, и, какую-то парочку, расслабляющуюся чуть вдали от Лота.

в большом расширении

Интересно, как объясняет эту историю сама Церковь? Тут столько грехов, что непонятно, как их после этого земля носит. Кстати, одной из причин разрушения Содомы и Гоморры были постоянные инцесты. А тут то же самое делает сам Лот со своими дочерьми. Так почему же он праведник? Может потому, что он племянник Авраама?

В итоге, обе дочери забеременели. Старшая родила сына Моава. Младшая — сына Бен-Амми. Оба стали прародителями целых народов: моавитян и аммонитян, соответственно. Судя по всему, самому Лоту было глубоко фиолетово — откуда дети и кто отец. Его ум был наполнен страхом и богопочитанием.


Похожая история произошла и с жителями Гива. И моральность этой истории зашкаливает далеко за пределы аморальности предыдущей.

Сюжет почти полностью повторяет историю Лота и его дочерей в Содоме. Некий левит со своей наложницей решили переночевать в Гиве у какого-то старика — жителя этого города. Дальше Библия скажет сама за себя:

Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери, и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия. Вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их, и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу, и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались на нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее застал поутру, отворил двери дома, и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. (Книга Судей 19:22-28)

С подобными сюжетами и содержанием этих рассказов крайне странным выглядит попытка вуалировать недвусмысленные желания этих персонажей словами вроде «познавать». Хотя и на этом спасибо средневековой цензуре. Кто знает, как там в оригинале эти истории друг другу рассказывали.

Примечательно то, что этот самый «муж» левит пошел за «наложницей» в дом ее отца, где был принят с радостью и гостил продолжительное время. И тут же, через каких-то пару дней, разменял ее словно монету. Что это, если не еще один наглядный пример «уважения к женщине» в священных писаниях? И опять же, какой урок можно извлечь из этой истории?


Теперь вернемся к объяснениям духовенства.

Вот, как объясняют эти незамысловатые истории еврейские знатоки:

«Люди Содома были злы и весьма преступны перед Ашемом» (Берешит, 13:13). Так же обстояло дело и с четырьмя соседними городами — Аморои, Адмой, Цваимом и Цоаром, которые входили в своеобразную коалицию, столицей которой был Содом. Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом.

Далее в деталях описывается, какие эти люди богатые, но нехорошие и жадные. Веточки на деревьях ломали, чтобы птицы плодов не ели, лук и кирпичи друг у друга воровали и — какой ужас — уповали не на Бога, а на самих себя. Где-то между этими описаниями Мидраш рассказывает историю про одну из дочерей Лота по имени Плотис. Их у него, оказывается, четыре было. Подобные нестыковки в священных писаниях не редкость, поэтому особого внимания им уделять не буду. Так вот, девушка втайне подавала нищему, а поскольку жители Содома были жадными, то они жадничали даже чужое и им не понравилось, что нищий всё еще не умер от голода. Девушку они за это то ли сожгли, то ли намазали медом и привязали и она умерла от укусов пчел — здесь Мидраш с Торой как-то не определились.

Перед смертью девушка обратилась к Богу, мол — черт со мной, но хоть накажи их, и тот пообещал, что обязательно спустится и накажет. О судьбе нищего умалчивается.

И вот тут Бог, как бы в оправдание себе, заявляет, что Содом он уничтожил не сразу, а за 25 лет до этого «наслал на тот край землетрясение, чтобы побудить жителей к исправлению, но они не обратили тогда никакого внимания на Божественное предупреждение».


Надо сказать, что когда для объяснения написанного в священных текстах на помощь приходят представители духовенства и пытаются загладить эти неудобные моменты, это выглядит довольно весело. Оно и понятно. Куда деваться-то с такими поучительными рассказами?

Возьмем к примеру вышеописанную еврейскую версию, которая в качестве оправдательной речи описывает жителей следующим образом:

«Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом»

Убийцы и прелюбодеи. Неужели все поголовно? И дети, и старые бабушки с дедушками? Все прям убийцы и прелюбодеи. Один только Лот — красавчик. Или это была такая курортная зона, где обитала только молодежь? Такой средневековый Казантип с Ибицей.

К чему вообще нужно было это предупреждение, если прикол с Потопом не сработал и люди так же продолжали грешить, как и до него? И что это за Бог, который обиделся на богатых людей за то, что они рассчитывали не на Него, а на самих себя? С каких это пор подобное считается преступным и заслуживающим кары? Остальные описания поступков жителей Содома явно не претендует на степень смертных грехов. Так, мелкое хулиганство по сравнению с тем, что учинял сам Господь. Надо же, 25 лет назад землетрясение устроил, чтобы они поняли, что это Он их предупреждает. Надо сказать, с ясным и прямым донесением своих мыслей до человечества Бог явно не отличался. Всё время общался какими-то намеками и притчами. В 2004 году 250 000 людей погибло во время цунами в Азии. Это опять Бог проказничал и предупреждал?

На этом объяснения еврейских толкователей не заканчивается. К примеру, вот так объясняется вообще весь мотив, побудивший Бога поместить Лота в эту нелепую ситуацию: «Это было частью Небесного замысла. Ашем хотел, чтобы Лот проявил настойчивость, благодаря чему у него появились бы определенные заслуги, за которые его следовало бы спасти».

У Лота, выходит, заслуг было недостаточно и нужно было еще одну маленькую заслугу в виде настойчивости проявить, чтобы он спасение заслужил. И чем это обернулось? Послушайте! У меня есть две незамужние дочери. Я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Только прошу вас об одолжении, оставьте моих гостей в покое, ибо они пришли в мой дом!

И это праведник. Самый порядочный человек в городе. Надо сказать, что хотя иудейские источники и обещают, что их история отличается от библейской, существенных различий в них нет. Разве что немного триллера со слепыми, которые щупают двери с целью познать всех, кто шевелится и некоторыми деталями.

Сколько бы ни было подобных объяснений, заметить насколько сильно отличается мораль того времени от морали современного мира нетрудно. И как бы не настаивали верующие, что поступки Бога обоснованы, современная мораль подсказывает нам, что за грехи одних не наказывают всех подряд, и никакие сказки не покроют подобные тезисы. Бог был бы Богом Всемогущим, если бы вместо Всемирного Потопа и уничтожения городов проводил бы точечные удары и не с такой жестокостью. Скажем, сердечный приступ провинившегося вполне сошел бы. Но нет, мелочится Бог не любит. Если уж наказывать, то со всем божественным размахом. Бог он или не Бог, в конце концов?

«Лот и его дочери». Гольциус Хендрик, 1616 год.

Может показаться удивительным, но сюжет столь неоднозначных произведений искусства взят из древнейшей частей христианской Библии - Ветхого Завета.

В Книге Бытия (первой книге Библии) описана следующая история:

Однажды к праведному старцу Лоту пришли два ангела, чтобы проверить, на самом ли деле в городе Содоме творятся столь великие грехи и непотребства, как говорят.


«Лот и его дочери». Абрахам Блумарт, 1624 год.

Скачала ангелы хотели остаться на улице, но старец пригласил их к себе домой и весьма гостеприимно упросил переночевать под крышей, а не под открытым небом. Но как только гости собрались идти отдыхать, жители печально известного Содома собрались у дома Лота и стали требовать выдать гостей, чтобы содомляне могли их «познать».

К огромному недовольству жителей, старец отказал им в просьбе и не позволил творить непотребства с гостями, но предложил взамен двух своих невинных дочерей, чтобы горожане могли удовлетворить похоть и делали с ними все что только заблагорассудится.


Гравюра «Лот с дочерьми». Лукас ван Лейден, 1530 год.

Безусловно в современном мире подобная «любезность» выглядит крайне странно и даже отвратительно, но не следует забывать, что в ветхозаветные времена у людей были несколько иные взгляды.

Однако жителям Содома идея с дочерьми не понравилась и они принялись угрожать самому старцу. Но ангелы ослепили разгневанных жителей, а Лоту велели срочно бежать из города вместе с семьей.


Лот и его семья покидают Содом. Якоб Йорданс, 1618-1620.

Судьба же самого Содома была уже предрешена.

В результате старец, его жена и две дочери смогли спастись из греховного города. Ангелы велели им бежать на гору и не оглядываться назад. Но жена Лота ослушалась ангелов, обернулась и тот час обратилась в соляной столб.

Через некоторое время после чудесного спасения Лот же вместе с дочерями поселился в пещере под горой.

И возможно эта история закончилась бы вполне благополучно, если бы его дочери не решили, что все остальные в мире люди погибли.


«Лот и его дочери». Альбрехт Альтдорфер, 1537 год.

Приняв данное заблуждение как великую миссию, они задумали напоить отца вином, соблазнить, пойти на кровосмешение и произвести от него потомков, дабы спасти род человеческий.

План удался. Старшая родила сына Моава, считающегося предком всех моавитян, а младшая - Бен-Амми, прародителя аммонитян.

Примечательно, что поступок Лота и его дочерей не считается таким уж греховным.

«Лот и его дочери». Джованни Франческо, 1651 год.

Как правило, Церковь толковала это событие как «заблуждение в благих намерениях» (что с современной точки зрения мягко говоря странно) и сама история пользовалось особой популярностью как среди духовенства, так и у рядовых верующих.

Не удивительно, что начиная с эпохи Ренессанса захватывающая история про Лота и его дочерей становится одной из самых популярных тем в живописи, так как позволяла создавать вполне богоугодные откровенные произведения по библейским мотивам.


«Лот и его дочери». Якоб де Бакер, конец XVI века.

Примечательно, что заказчиками всемирно известных шедевров нередко являлись видные религиозные деятели.