Федеральная налоговая служба в рамках проведения пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС в соответствии с приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-15/113@, сообщает следующее.

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» - это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

1. Под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово - хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

2. Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.

Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».

Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются:

1. При определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2».

2. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.

3. При определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба поручает провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам Вашего региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с налогового периода 1 квартал 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации необходимо отразить в таблице согласно к настоящему письму, подробно указав причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска в «Причины несоответствия уровня риска».

Заключение по несоответствию присвоенных уровней риска «СУР АСК НДС- 2» необходимо представить в срок не позднее 30.06.2016 в адрес Управления камерального контроля ФНС России.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести настоящее письмо до сведения подведомственных налоговых органов.

Приложение: заключение.xls

Приложение

Информация о несоответствии присвоенного уровня риска "СУР АСК НДС-2"

№ п/п ИНН КПП Наименование организации Рег № декларации Признак риска "СУР АСК НДС-2" (высокий, низкий) Признак риска по мнению НО (высокий, средний, низкий) Причины несоответствия признака риска

Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ ). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).

В распоряжении налоговых органов есть специальная автоматизированная система контроля НДС-2 (далее - АСК НДС-2). Эта система сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков. Рассмотрим, какие претензии предъявляют налоговики по результатам анализа базы данных АСК НДС-2.

Система выявляет расхождения в декларациях

АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.

Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2016 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.

Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ ).

Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета - это наличие счета-фактуры (ст. 169 НК РФ ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.

В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании (решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13 ).

Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.

Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

Цель внедрения АСК НДС-2 - борьба с однодневками

АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено - однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.

Для эффективного использования АСК НДС-2 инспекторы получили расширенные полномочия на камералках. Они используют практически тот же перечень мероприятий контроля, что и при выездных проверках. Инспекторы могут потребовать от компании представить:

  • документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к );
  • пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ , приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@ ).

Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Ответ на требование о представлении документов налогоплательщики направляют в инспекцию в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ). А письменные пояснения - в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

Компании редко игнорируют требования о представлении документов. Это чревато штрафом (ст. 126 НК РФ ) и отказом в вычетах по формальным основаниям.

Пояснения лучше тоже представить. Иначе инспектор составит акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ ). Тогда отбивать доначисления придется уже путем подачи возражений или в суде.

Однако подтверждение права на вычет в ходе камералки не дает гарантий, что компании не назначат выездную проверку (ст. 89 НК РФ ). Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами, поэтому инспекторы часто не успевают собрать доказательства, способные устоять в суде. Суды считают, что инспекторы вправе назначить выездную проверку периода, уже проверенного камерально. Налогоплательщики при этом не освобождаются от ответственности за выявленные правонарушения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.11 № А75-8783/2010 ).

Налоговики могут назначить выездную проверку и после мероприятий налогового контроля, которые будет проводить отдел предпроверочного анализа. Максимальный срок выездной проверки достигает 15 месяцев. С учетом продления (до шести месяцев) и приостановления (на шесть или девять месяцев). За такой внушительный срок инспекторы точно соберут необходимые доказательства.

Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась

Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.

Во-первых, АСК НДС-2 - внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством (постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.

Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.

Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.

Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016 компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.

* Подробнее об этом читайте в статье «Налоговики отказались ликвидировать компанию с недостоверным балансом» на сайте e.nalogplan.ru или в «ПНП» № 9, 2016, стр.

После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС. В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС (постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016 ).

Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.

Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна.

АСК НДС-3: как работает и кого проверят первыми

Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.

Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.

Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС (постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015 ). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.

Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.

В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.

Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.

АСК НДС-2

АСК НДС-2 работает уже три года. Она хранит сведения из счетов-фактур, деклараций по НДС, а также информацию о сделках. Система собирает данные об уплате НДС по всей торговой цепочке: от первичного поставщика до конечного потребителя.

Работу системы обеспечивают центры обработки данных (ЦОД) в Нижнем Новгороде и Московской области. В 2017–2020 годах власти планируют построить резервный ЦОД в Волгоградской области.

ЦОДы позволяют ФНС России внедрять и другие инструменты администрирования. Это налоговый мониторинг, система контроля за применением контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы. Они же поддерживают работу информационных систем Минфина, ФНС, казначейства и других учреждений финансового ведомства.

14.11.2016. Тема статьи:

Справка

Аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». В конце 2013 года ФНС впервые запустили ПК АСК НДС-1.
С этого момента ФНС берет под контроль данные об операциях, облагаемых НДС.
Через год ФНС отчиталась о двойном сокращении неправомерных попыток возместить налог, что добавило бюджету 102 млрд. рублей. В начале 2015 года ФНС запустила вторую версию программы АСК НДС-2.

Работа ПК АСК НДС-2 направлена на выявление организаций, не уплачивающих НДС и не отражающих соответствующие начисления налога в налоговой декларации.
Вся информация накапливается в системе Big data , которая используется для обработки данных ПК АСК НДС-2.
Таким образом, все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу (ЦОД ФНС России в Дубне).
Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара.

Big Data (Большие данные) — система обработки огромных объёмов данных, сформировавшаяся в конце 2000-х годов, альтернативная традиционной системе управления базами данных (СУБД) .

Определяющие характеристики Больших данных (Big Data):

  1. объём данных,
  2. скорость обработки данных,
  3. многообразие одновременной обработки различных типов данных .

С 2013 года «большие данные» как академический предмет изучаются в появившихся вузовских программах по науке о данных, вычислительным наукам и инженерии.

Алгоритм работы АСК НДС-2

  • Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
  • Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так:
    отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
  • Все происходит без участия инспектора:
    в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
  • На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
  • В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2

ИТОГ:

Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.

Как работают налоговики и АСК НДС-2
  1. Вы сдаете декларацию по НДС.
  2. Система самостоятельно анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые разрывы в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
  3. Автоматически фиксируются недобросовестные плательщики НДС, выстраивается древо связей с остальными участниками товарооборота.
  4. Совокупность полученных данных позволяет налоговикам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС.
    Им может стать совершенно любая организация или ИП, претендующие на налоговый вычет — ведь право на вычеты получает тот, кто покупает товары (работы или услуги) у своих контрагентов, предъявляющих сумму налога (п. 2 ст. 171 НК РФ).
  5. Что означает «налоговый разрыв»?
    Это когда ваш контрагент:

    • Либо сдал нулевую декларацию по НДС.

      АСК НДС-2: откуда налогоплательщику ждать угрозы

    • Либо вообще ее не сдал.
    • Либо сдал декларацию, но в книге продаж не отразил счет-фактуру, выданную в ваш адрес (или исказил данные).

    Таким образом, зачастую вся головная боль от АСК НДС-2 вызвана ошибочным действием/бездействием наших контрагентов или наличием взаимоотношений у них с фирмами-однодневками.

  6. При выявлении в НДС-декларации противоречий система автоматически формирует требование о представлении пояснений.
  7. Далее следуют иные мероприятия налогового контроля. Допустим, выявлен налоговый разрыв.
    Для установления получателя необоснованной налоговой выгоды уже в рамках камералки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос объемного перечня документов, осмотра помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п. …
  8. Добросовестные налогоплательщики тоже под прицелом.
    Большинство проверок после выявления налоговых разрывов заканчиваются неблагоприятно.
    Претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц могут быть предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к тем, у кого есть имущество. Даже в случаях, когда вы сами взаимодействуете с добросовестным контрагентом, но в цепочке есть «серые» или «черные» компании.
  9. Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
  10. Налоговики продолжают совершенствовать налоговое администрирование НДС.
    На подходе новый программный комплекс АСК НДС-3 .

Налогоплательщики сдают электронные декларации по НДС , содержащие показатели книги покупок и книги продаж. В 2015 году ФНС запустила ПК АСК НДС-2 для контроля деклараций.

АСК НДС 3: новый «комплекс слежения» за бизнесом

Налоговые разрывы, которые вывешивают «добросовестные» налогоплательщики по программе АСК НДС-2 создают огромную проблему в работе налоговых инспекторов. Налоговая служба прилагает все усилия по модернизации своей работы с целью минимизации налоговых разрывов.

Для этого во всех налоговых органах РФ с 01.07.2017 прошла реорганизация в отделах по проверке НДС. Созданы отдельные группы внутри отделов либо вновь созданы контрольно-аналитические отделы. Несмотря на то, что никаких регламентов для работы не разработано, они получают необходимые инструкции и рекомендации от вышестоящего налогового органа.

Функции контрольно-аналитических отделов.

1. Основная функция вновь созданных отделов – это отработка сложных расхождений, выполненных с помощью комплекса АСК НДС-2. Сложные расхождения – это когда имеется схема из нескольких ступеней, звеньев и в которой будут принимать участие однодневка, транзитёр и выгодоприобретатель, а однодневка и транзитеры будут расположены в разных регионах РФ и это будет «межрегиональной схемой». Простое расхождение – это расхождение между двумя действующими организациями, когда действующий выгодоприобретатель состоит на учете в одной инспекции, что и проблемный контрагент. Отработать простые расхождения не представляет большого труда и благодаря учету в одном налоговом органе это удается реализовать быстро. В большинстве своем - путем «давления на бизнес» с подачей уточненной декларации, а в остальных случаях проведение мероприятий налогового контроля и доначисление в рамках камеральной налоговой проверке.

2. Поиск и установление получателей необоснованной налоговой выгоды. Т.е. поиск потенциальных выгодоприобретателей и сбор доказательной базы, в том числе и по материалам, полученным из другого налогового органа. Задача будет заключаться в следующем. Инспектор, увидит сложное расхождение с ООО (транзитная), которая не самостоятельная и не осуществляет реальной хозяйственной деятельности. С помощью программного комплекса реализуется возможность построения схемы. Путем анализа всех функциональных возможностей и тех ресурсов, которые имеются в налоговом органе на первом этапе визуально определяется кто может быть потенциальным выгодоприобретателем (анализ схемы). Бывает, что выгодоприобретателя не определить при очень сложной схеме и дробления «бизнеса». Установив выгодоприобретателя перед инспектором вырисовывается картина - где стоят на налоговом учете участники схемы. Проводится весь комплекс МНК по отношению к той организации, которая находится в данном налоговом органе. Это определяется её функционал – возможность осуществления реальной ФХД, осуществляется осмотр адреса и допрос директора (на причастность к управлению и подписанию документов, ЭЦП). Понятно, что при наличии учета бенефициара в этом же НО, ему предъявляется «претензия». Если выгодоприобретатель состоит на учете в другом НО, то вся собранная информация аккумулируется, готовится заключение в Управление данного НО. Управление оценивает корректность определения выгодоприобретателя и выносит свое внутреннее решение. В случает подтверждения се материалы направляются в то управление, где фактически состоит на учете реальный выгодоприобретатель. Далее Управление оформляет письмо в ИФНС по учету бенефициара, а инспекция в свою очередь обязана провести работу по предъявлению претензий.

3. Когда разрыв в другом налоговом органе, а участники схемы состоят на учете в данном НО. Они могут быть как «транзитёрами», так и выгодоприобретателями. То есть такая же аналогичная информация приходит и будет приходить из других НО в данный налоговый орган. Поменяется…. При поступлении из регионов информации уже с доказательной базой о том, что те участники, которые создали цепочку не могли реализовать товар, отраженный в налоговом учете. Данный налоговый орган, при необходимости, если посчитает нужным, доработает поступивший материал и далее предъявит «претензию» налогоплательщику состоящему на учете в данном налоговом учете.

4. Если на учете в данном налоговом органе находится «транзитер», а источник разрыва и выгодоприобретатель находится за пределами региона, то также проводятся все мероприятия по анализу закупа и реализации товара. С последующим анализом банка, допрос директора на предмет осуществления сделки, ну а далее через УФНС направляется информация по учету где стоит потенциальный выгодоприобретатель.

5. Побуждение выгодоприобретателя к добровольной подаче уточненной налоговой декларации. Пригласить на комиссию, где инспектора ему должны четко и ясно обрисовать схему ведения бизнеса. Задачей будет убедить его, что налоговики владеют ситуацией, что им известно о том, что он является пользователем схемы и минимизирует свои налоги, а приобрести товар (услуги) у того лица, которое заявлено в схеме просто не мог.

Но! Это так сказать идеальный вариант, если налогоплательщик уточнился, а контрольные мероприятия закрылись. Другим вариантом будет, когда налогоплательщик добровольно не согласился уточнить свои обязательства, а у налоговиков достаточно доказательств при открытой камеральной проверке, то тогда составляется акт КНП. В случае недостаточности доказательств, либо окончания срока камеральной проверки тот же самый инспектор обязан будет провести необходимые МНК в рамках предпроверочного анализа. После проведения ППА инспекторам контрольно-аналитического отдела (блока) никто не помешает вызвать налогоплательщика опять на комиссию и соответственно предъявить ему те факты и доказательства, которые были собраны, что им занижены налоговые обязательства. Беседа должна быть оформлена в обязательном порядке протоколом с указанием тех организаций по которым имеется претензия. В том случае, если налогоплательщик не отреагировал, то у налоговиков появляется возможность проведения комплексной или тематической выездной налоговой проверки.

Таким образом, вновь созданные контрольно-аналитические отделы проводят не только камеральную проверку, но и так сказать, проводят законченный цикл до передачи материалов на ВНП .

ФНС ставит перед данными отделами (блоками) следующие цели – это корректное установление выгодоприобретателя с конечным результатом уплаты налогов с целью пополнения бюджета.

Самым сложным на данный момент времени будет закончить текущую камеральную проверку и вернуться назад, а значит по указанию УФНС проводить работу в отношении налогоплательщиков по предыдущим налоговым периодам.
Разграничение по функциональности между обычным камеральщиком и инспектором контрольно-аналитического отдела (блока) будет пожалуй в том, что обычный камеральщик должен отработать только простые расхождения и соответственно отработка всех ошибок по выставленным автотребованиям. В ответ на автотребование налоговики ждут формализованное объяснение, которое устранит разрыв, а в том случае если разрыв не ушел будут истребованы документы, подтверждающие приобретение товаров (услуг).

Ряд налогоплательщиков для того, чтобы не создавать разрыв и не привлекать внимание сдают декларации с сомнительной задолженностью, либо самые умные заявляют счета-фактуры до 2015 г. (которые АСК НДС не состыкует) и разрыва не получается.

Основные этапы при проведении проверки по отработке разрывов.

1. Построение схемы потоков через АСК НДС-2, определение объектов для работы,
2. Используя доступные ресурсы проверяются все звенья на наличие численности, собственности и т.д.,
3. Анализируются р/с на предмет осуществления реальной хозяйственной деятельности. Наличие арендных платежей, электроэнергии, выплата з/п работникам, перечисление налогов, дивидендов и т.д. В общем все то, что подтвердит ведение реальной ФХД.
4. Кто представил декларацию о налогоплательщике. Если это уполномоченный представитель, то соответственно проверяется наличие доверенности и на что она выдана и кем подписана,
5. Просмотр регистрационного дела, которое имеется у налоговых органов с 2015 года,
6. Запросы в банки для получения документов по счетам на предмет кто управляет р/с, контактные телефоны и т.д. При наличии подписей сравнивают (визуально) подписи в доверенности проверяемого налогоплательщика с образцами в банке.
7. Допрос руководителя в присутствии сотрудника правоохранительных органов.
8. Запрос документов у операторов электронного документооборота. Выясняется как налогоплательщик лично, либо через доверенное лицо. Если очевидно, что подпись в доверенности не руководителя, то задача сделать экспертизу, чтобы в последующем её аннулировать, а представленную декларацию признать не действительной.
9. Осмотр адреса места регистрации. При отсутствии ООО по адресу регистрации информация передается в отдел регистрации, с последующим внесением записи о недостоверности сведений содержащихся в ЕГРЮЛ.
10. Передача информации в банк о расторжении договора на обслуживание счета. Данная информация должна содержать выводы налогового органа о том, почему данный налогоплательщик является транзитной организацией или организацией, осуществляющей обналичивание денежных средств.

Таким образом, налоговики вырисовывают картину о налогоплательщике, из чего делается вывод что ФХД налогоплательщик не осуществляет.

Работа с операторами связи.

В недавнем прошлом со всеми существующими операторами связи в рамках взаимодействия с ФНС был проведён семинар. После семинара операторам поставлена задача еще и фотографировать тех лиц, которые к ним приходят. Поэтому на сегодня налоговики будут запрашивать кроме доверенности еще и фотографию.
Аннулировать – ликвидировать ЭЦП инспекторам бывает очень сложно, так как директор зачастую не отказывается от участия или его просто не найти, чтобы опросить. А других имеющихся фактов недостаточно, которые могут послужить отзывом ЭЦП.

Те организации, которые не отвечают на письма налоговиков, не являются по приглашению, по месту регистрации не находятся, арендные платежи не платили и сам собственник подтверждает, что не было этого арендатора.

В любом случае, собрав даже минимальный пакет документов, налоговиками отработаны мероприятия по передаче собранной информации оператору о приостановлении действия ключа ЭЦП. Кто из кашеваров столкнется с данной проблемой очень важно знать, что при написании жалобы приостановка сразу снимается.

ВЫВОДЫ.

Результаты работы за несколько последних кварталов показывают, что налоговики научились работать с программным комплексом АСК НДС-2. ФНС признает эффективность программного комплекса и в том числе на правительственном уровне, все увеличения налоговые поступления связывают с тем, что внедрен этот программный комплекс.
Но в то же время по всей стране есть очень внушительная цифра по неотработанным разрывам и она составляет порядка 250-300 млрд. руб. в квартал.

АСК НДС-2: новый сервис ФНС для проверки декларации по НДС

Это получается, что как бы в год бюджет теряет более 1 триллиона рублей. Такие показатели подводят нас к выводу, что налоговиками пройден только первый этап. Второй этап заключается в формировании именно контрольно-аналитических отделов (блоков, секторов). А по сути, это принятие мер по отработке не отработанных 250КК в квартал. В общем-то как было сказано выше вначале будут «топтать» камеральщики и окончательно «растопчат» выездники.

Осмотрительность при выборе контрагента Учет скидок в бухучете

Вам приходят требования из ФНС, когда новый сервис АСК НДС-2 находит расхождения в декларациях. Запросы формируются автоматически. Смотрите, как их избежать.

Все декларации по НДС загружаются в единую базу. Затем новый сервис ФНС для проверки декларации АСК НДС-2 сверяет каждый счет-фактуру в декларации поставщика и покупателя. Цель - выявить налоговые расхождения, когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог. Если есть нестыковки хотя бы в одном реквизите счета-фактуры из декларации, программа автоматически формирует требование.

Расхождения могут быть в результате ошибки у поставщика или покупателя. Добросовестные компании исправят ошибки, и вопросов у налоговиков не будет. Другой вид разрывов возникает по сделкам с однодневками.

Внимание! Налоговики временно не принимают декларации по НДС за 2 квартал 2017 года и другую отчетность в электронном виде. Причина – авария на сервере ФНС.

24 июля в 20 часов по московскому времени на оборудовании ФЦОД ФНС России произошел технический сбой. В результате остановился весь электронный документооборот с налоговой службой. Такие сообщения уже рассылают своим клиентам спецоператоры, через которые компании отправляют отчетность в ИФНС и фонды. Работы по восстановлению сервера продолжаются. Но пока точных прогнозов о сроках устранения неполадки никто не дает.

25 июля – последний день, когда можно сдать декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года без штрафов. Отправить декларацию можно до 23 ч 59 мин включительно. Если наладить прием отчетности ФНС не успеет, ничего страшного. Как мы выяснили в ФНС, штрафы компаниям не грозят. Ведь вины компании в данном случае нет.

Декларацию по НДС и другие отчеты все равно отправляйте. Спецоператор в ответ предоставит подтверждение отправки. Только так можно доказать, что отчет сдали в срок. Днем представления декларации считается дата ее отправки (ст. 80 НК РФ). Если этого не сделать, возможны претензии инспекторов по поводу опоздания с отчетом. Оспорить их будет проблематично.

Как работает сервис АСК НДС-2

Программа АСК НДС-2 сравнивает показатели счетов-фактур у покупателя и продавца. Сервис ищет расхождения - когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог. То есть фактически новый сервис ФНС автоматически проводит встречные проверки по всем декларациям НДС.

Расхождения бывают двух видов. Первый вид называется «НДС». Он означает, что оба контрагента показали сделки в декларациях, но у них не сошлись суммы налога. Второй вид – «Разрыв». Он означает, что:

  • контрагент не представил налоговую декларацию;
  • контрагент сдал декларацию с нулевыми показателями;
  • в налоговой декларации контрагента нет операций;
  • в декларации сильно искаженные данные.

Если АСК НДС-2 обнаруживает нестыковки, то формирует требование пояснений. В этом требовании есть таблица, последняя графа которой называется «Справочно: код возможной ошибки». А код - цифровой. Расшифровку кодов смотрите в таблице ниже.

Что означают коды в требованиях по НДС

Код В какой графе требования искать Что означает
1 В графе 20 таблицы с разделом 8 Компания отразила счет-фактуру в декларации, а у контрагента нет записи по этому счету-фактуре
2 В декларации компании расходятся данные книги покупок и книги продаж
3 В графе 22 таблицы с разделом 10.В графе 21 таблицы с разделом 11 В декларации посредника расходятся данные журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур
4 В графе 20 таблицы с разделом 8.В графе 23 таблицы с разделом 9 Ошибка в конкретной графе книги покупок или книги продаж. Номер этой графы стоит после кода 4 в квадратных скобках. Например, 4

Почему бывают расхождения в декларациях по НДС

Наиболее часто программа АСК НДС-2 находит расхождения не потому, что компания намеренно занизила налог. Причина обычно в том, что один и тот же счет-фактуру компания может регистрировать несколько раз в декларациях за разные кварталы. Например, так делает покупатель, если заявил вычет частично, а остальную сумму перенес на следующий квартал. Также компании нередко регистрируют один и тот же счет-фактуру в книге покупок по ошибке. В итоге компания задваивает вычет.

При проверке программа ФНС суммирует вычеты по счету-фактуре во всех декларациях. Если общая сумма вычета превысит начисленный налог по этому счету-фактуре, инспекторы запросят пояснения.

Бывают ситуации, когда ошибки в декларации нет. А сравнить счета-фактуры программа не может из-за того, что компания привела частичную стоимость товаров. Безопаснее в книге покупок приводить полную стоимость товаров. Тогда от инспекторов будет поступать меньше запросов.

Как отвечать на запросы из нового сервиса АСК НДС-2

Мы выяснили у специалистов ФНС России, какие пояснения им представлять. Делимся подробной информацией с вами.

Если налоговики требуют пояснения по НДС, формируйте их в новом формате. С 1 января 2017 года действует поправка о том, что компании должны в электронном виде отправлять в инспекцию три вида пояснений о декларации по НДС:

  • об ошибках, которые обнаружила программа ФНС (ответы на так называемые автотребования);
  • о других расхождениях и противоречиях в отчетности;
  • об уменьшении налога в уточненке.

За ответ на бумаге инспекторы оштрафуют компанию на 5000 руб. Штраф за повторное нарушение в течение календарного года - 20 000 руб. (п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

В запросе пояснений по декларации НДС код 1

Если вы получили запрос с кодом 1, сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Возможно, или вы, или контрагент зарегистрировали счет-фактуру сразу с несколькими ошибками: в реквизитах, ИНН/КПП, стоимости. Вот программа и не может сопоставить записи по этому счету-фактуре в декларациях. Если поставщик не готов сверяться, то хотя бы узнайте у него, зарегистрировал ли он спорный счет-фактуру в книге продаж.

Покупатель с ошибками зарегистрировал счет-фактуру в книге покупок. Если сверка выявила ошибку в вашей книге покупок, то приведите в пояснениях правильные данные. Для этого заполните таблицу 2 (рекомендованная форма есть в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752).

Поставщик с ошибками зарегистрировал счет-фактуру в книге продаж. А в вашей отчетности все верно. Тогда вы, как покупатель, должны сообщить налоговикам, что в вашей книге покупок все верно. Для этого заполните таблицу 1 из того же письма № ЕД-4-15/5752. В ней приведите запись по счету-фактуре без изменений.

После того как налоговики получат такой ответ от покупателя, они направят запрос поставщику. И тот сообщит им правильные данные счета-фактуры, заполнив таблицу 2.

Поставщик забыл зарегистрировать счет-фактуру или к его декларации подцепилась книга продаж за старый квартал. Покупатель должен сообщить налоговикам в таблице 1, что указал в декларации правильные данные. А поставщик должен будет сдать уточненку.

Недобросовестный поставщик не начислил НДС. Это наиболее рискованный вариант для покупателя. Такой поставщик вряд ли станет подавать уточненку. Поэтому велика вероятность, что инспекторы снимут вычеты, обвинив покупателя в получении необоснованной налоговой выгоды. Тогда компании понадобятся документы, подтверждающие реальность сделки и должную осмотрительность:

  • договор;
  • товарные накладные;
  • выписка из ЕГРЮЛ по компании-поставщику и др.

Можно сразу приложить эти документы к пояснениям. Другой вариант - в пояснениях сказать только, что декларация правильная. А документы предоставить уже тогда, когда их запросят налоговики.

Код 2 в запросе пояснений от ФНС

Код 2 означает, что в книге продаж и книге покупок компании расходятся данные об одной и той же операции. То есть речь уже о нестыковках внутри отчетности самой компании, а не о расхождениях между декларациями покупателя и поставщика. Один и тот же счет-фактуру компания регистрирует в книге продаж и книге покупок, если сначала начисляет налог, а затем сама же принимает его к вычету. Рассмотрим частые ситуации.

Авансовый НДС. Поставщик начисляет НДС с аванса, а при отгрузке товаров заявляет вычет этой суммы (п. 6 ст. 172 НК РФ). Программа сформирует запрос, если обнаружит, что в декларации есть вычет, но компания не начисляла налог по этому счету-фактуре.

Получив запрос с кодом 2, проверьте, зарегистрировала ли компания авансовый счет-фактуру в книге продаж. Если нет, то отразите его в дополнительном листе книги продаж за тот квартал, в котором поступил аванс, доплатите налог и пени и сдайте уточненку (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Возможно, проблема не в том, что в книге продаж нет нужного счета-фактуры. А в том, что этот счет-фактуру зарегистрировали с ошибками. Если ошибка влияет на сумму налога в декларации, то подайте уточненку. Если не влияет, то достаточно направить пояснения. Для этого заполните рекомендованную таблицу 2.

Агентский НДС. Запросы с кодом 2 могут получать и налоговые агенты. Например, компании, которые арендуют муниципальное имущество. Такие организации удерживают НДС, составляют счет-фактуру и регистрируют его в книге продаж. А затем заявляют вычет по этому счету-фактуре в книге покупок. Получив запрос, действуйте по тому же алгоритму, что и для авансового НДС.

Запрос поснений содержит код 3

Код 3 означает, что в декларации посредника есть несоответствия между журналом полученных и выставленных счетов-фактур. При отгрузке товаров покупателю комиссионер выставляет счета-фактуры и регистрирует их в части 1 журнала учета. Затем комиссионер должен получить от комитента счета-фактуры на отгрузку этих товаров и зарегистрировать в части 2 журнала учета.

Если комиссионер не продает, а приобретает товары для комитента, то он получает счета-фактуры от поставщиков и отражает в части 2 журнала учета. Затем перевыставляет счета-фактуры комитенту и регистрирует их в части 1 журнала учета.

В обоих случаях программа может выявить расхождение между данными счетов-фактур в части 1 и части 2. Например, ошибки в реквизитах счета-фактуры или ИНН контрагентов. Тогда правильные данные можно направить налоговикам в таблице 2 пояснений.

Код 4 в запросе пояснений по декларации НДС

Код 4 означает ошибки в отдельных графах книги покупок и книги продаж. Как правило, такое происходит, если покупатель приводит в книге покупок неверные реквизиты счета-фактуры, ИНН поставщика или стоимость товаров. Кстати, больше всего требований приходит с кодом 4.

В каком реквизите искать ошибку, можно тоже определить по коду. В требовании после номера кода 4 в скобках приводится номер графы, в которой компания скорее всего указала неправильные данные. Это номер графы не в утвержденной форме книги покупок, а в том варианте книги покупок, который приведен в требовании налоговиков.

Скажем, инспекторы направили вам требование по книге покупок и в графе «Код возможной ошибки» указали 4 . Графа 3 в книге покупок, которая приведена в требовании, - это номер счета-фактуры. Значит, в этом реквизите и надо искать ошибку.

Если ошибка не влияет на сумму НДС, укажите верные показатели в таблице 2, которую рекомендовали инспекторы:

  • в строке «Расхождение» приведите ошибочную запись без изменений;
  • в строке «Пояснение» - правильные данные именно в тех графах, в которых были ошибки.

Например, если ошибка в номере счета-фактуры, укажите в строке «Пояснение» в графе «Номер счета-фактуры» правильный номер. Остальные графы этой строки лучше не заполнять.

Если ошибка влияет на сумму НДС, пояснения можно не составлять. Достаточно представить уточненную декларацию.

Зачем нужна программа АСК НДС-2

Система АСК НДС-2 позволяет оперативно отследить риски не только по НДС, но и аналогичные риски по другим налогам. Прежде всего, это риски по налогу на прибыль, в том числе когда компания формирует убытки за счет сделок с однодневками. Поэтому работу комиссий ФНС переориентировала на риски, которые выявляют по налогу на добавленную стоимость.

  • Нужны ли теперь налоговые комиcсии
  • ФНС отменила свое письмо про налоговые комиссии (письмо от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Это связано с тем, что инспекторы сейчас активно используют систему АКС НДС-2. Единственное, что сервис не позволяет видеть – это риски по НДФЛ. Следовательно, ннспекторы будут по-прежнему отдельно следить, отклоняются ли зарплаты в компании от среднеотраслевых, есть ли задолженность по НДФЛ и снизились ли поступления по этому налогу.

Чтобы доказать уклонение от налогов, надо провести дополнительные мероприятия: допросы, встречные проверки, осмотры помещений, экспертиза документов. За время камеральной проверки сделать это не получится. Однако и инспекторы не остановятся на запросе пояснений. Из отдела камерального контроля налоговики передают в отдел предпроверочного анализа информацию о расхождениях в отчетности, цепочках и т. д.

Отдельные инспекции уже назначают и планируют выездные проверки, чтобы доказать необоснованную налоговую выгоду, которую заподозрили на камералке по НДС. Доначислять будут и НДС, и налог на прибыль.

У компаний на упрощенке инспекторы отслеживают лимиты, при которых можно применять спецрежим, а также ищут признаки дробления бизнеса. Если обнаруживают такое дробление, доходы и другие показатели нескольких компаний или предпринимателей суммируют. Ведь если принять все поступления за доходы одной компании, то лимиты обычно превышаются. В таком случае инспекторы будут доначислять налоги по общей системе налогообложения.

Как АСК НДС-2 выявляет налоговые риски

Всего в программе АСК НДС-2 используется 84 критерия риска. Среди них налоговая нагрузка, рентабельность, налоговая история компании за три года, задолженность перед бюджетом, данные об учредителях, директоре. Алгоритмы расчета этих критериев постоянно совершенствуют. Новый сервис ФНС автоматическом режиме распределяет компании, которые представили декларации по НДС, на три группы налогового риска:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

Информация о присвоенных критериях налогового риска в программе отражается в виде цветовых индикаторов. Усиленный контроль налоговики будут проводить по красной группе.

Какие компании относятся к каждому из классов риска, видно в таблице ниже.

Критерии налогового риска

Налоговики также анализируют контрагентов компании. Если среди них есть компании, которые обладают признаками однодневок, то вероятность усиленного контроля повышается. Проверять реальность сделки специалисты ФНС будут разными методами. Они вправе:

  • запросить документы у покупателя и поставщика по отгрузке, доставке, оплате товаров;
  • запросить докуменгы в рамках встречки по цепочке контрагентов, запросить информацию о движениях денег в банке;
  • провести осмотр складов и других помещений компании.

Все эти мероприятия инспекторы проводят в период камеральной проверки (п. 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Она длится всего три месяца. Увеличивать его налоговики не могут.

Может ли анализ декларации в АСК НДС-2 привести к выездной проверке

Допустим, инспекторы не успели получить необходимую им информацию за время камеральной проверки. В таком случае сведения об организации передают в отдел предпроверочного анализа. Специалисты этого отдела сами принимают решение о том, нужна ли выездная проверка.

Решение о проверке зависит в том числе от цены вопроса - суммы возможных доначислений. Средняя цена выездной ревизии за 2015 год - 10 млн руб. Конкретная сумма зависит от региона. Таким образом, риск выездной проверки есть, если доначисления составят 5–10 млн руб. Чтобы оценить этот показатель, можно взять общую сумму сомнительных вычетов. Это вычеты, по которым программа ФНС нашла разрывы, то есть поставщик не начислил налог. Прибавить доначисления по налогу на прибыль, а также штраф в размере 20 процентов. Ведь по фиктивным сделкам инспекторы также снимут расходы.

Если у компании сумма разрывов меньше 1 млн руб., то выездная проверка маловероятна. Но желательно, чтобы сомнительные вычеты не накапливались в крупную сумму. Ведь все такие вычеты программа фиксирует в базе налоговиков.

ФНС и налоги - популярность этих аббревиатуры и слова в последние недели пиковая. Кампания против фирм-однодневок, электронные форматы счетов-фактур, рост налоговых сборов…ФНС рапортует об удачном завершении 2015 и начале 2015 года. С чем связывает успехи налоговая служба? С внедрением программного комплекса АСК НДС-2.

Что такое АСК НДС-2?

Это вторая версия автоматизированной системы контроля за уплатой НДС. Первую версию внедрили в 2013 году, доработанную - в январе 2015 года.

Если совсем просто: сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чем причина. Если пояснений нет - за дело берется налоговый инспектор. Проверив, в чем причины расхождений, он решает возмещать ли компании НДС или отказать в этом.

Раньше на проверку цепочки контрагентов уходило много времени. Сейчас - счет идет на минуты.

ФНС отметило, что результаты использования АСК НДС-2 уже впечатляют. Программа выявила «погрешность» в данных у каждой десятой компании в России. 20-30% налогоплательщиков, к которым с вопросами пришли из налоговой отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС и сдают «уточненки».

Так ли эта программа эффективна?

Эффективность программы очевидна в плане оперативности выявления погрешности в цепочках контрагентов. Автоматизированная система помогает охватить 100 % контрагентов. Раньше у налоговых инспекторов времени на это не хватало.

Повлекло ли внедрение программы положительную динамику по приросту налоговых сборов - другой вопрос. На прирост могла (и скорее всего) повлиять совокупность факторов: декларирование налогоплательщиками НДС в больших размерах, судебная практика в 2014-2015 годах в пользу налоговиков, усиление качества и результативности налогового контроля, не связанного с АСК.

Как избежать попадания в «черный список»?

Быть уверенным в своих контрагентах. Как проверить добросовестность тех, с кем вы работаете? Помимо запроса документов о правоспособности юрлица и правомочности лиц на подписание документов рекомендуем:

  • Проверьте бухгалтерскую отчетность контрагента на наличие основных средств и нематериальных активов.
  • Зайдите на сайт контрагента, поищите отзывы о компании в интернете.
  • Уточните, есть ли у контрагента офис (склад): не на бумаге, а на самом деле.
  • Проверьте судебную историю контрагента.

На версии АСК НДС-2 ФНС останавливаться не собирается. В планах - синхронизация работы программы с базами таможенной службы, ЦБ РФ и Росфинмониторинга.