18.01.2013 в 00:00, просмотров: 4440

Уважаемая редакция!

Моей дочке 12 лет. Учится она хорошо, очень старается. Так что беспокоиться вроде бы не о чем. Однако есть и обратная сторона медали. Вся жизнь дочери заполнена учебой. И чем старше она становится, тем больше времени у нее уходит на домашние задания. Ей некогда встречаться с друзьями, пойти на каток или в кино, просто погулять. Разве это нормально? Зачем в школе задают так много? Есть ли в этом смысл?

Уважаемая О.Л.!

Вы не одиноки в своих сетованиях. Многие родители жалуются, что их дети перегружены домашними заданиями. Впрочем, не только родители. За последнее время выходят одна за другой книги, авторы которых убеждены, что толку от того, что детям задают что-то на дом, немного.

Например, Сара Беннетт в книге с красноречивым названием «Дело против уроков на дом» уверяет, что нынешние педагоги изменили свое традиционное отношение к домашним работам и не ждут от них каких-то серьезных положительных результатов.

Аналогичного мнения придерживается Алфи Кон.

В его книге «Миф о домашних заданиях» приводится много достаточно убедительных статистических данных, призванных доказать, что нет прямой зависимости между увеличением объема домашних заданий и успеваемостью школьников.

«Народная мудрость» гласит: когда дети занимаются дома, это приучает их к самодисциплине, ответственности, вырабатывает навыки успешного усвоения материала. Кон спорит с этим. Он считает, что это иллюзия.

Сара Беннетт отмечает, что ей трудно убеждать родителей в том, что нет никакой нужды мучить детей, которые и без того устают в классе, дополнительной учебой дома. Многие мамы и папы продолжают придерживаться консервативных взглядов

Дора Тейтельбаум, мать двоих детей из Лос-Анджелеса, считает, что домашние задания для них - «это шанс на лучшее будущее», что это «неизбежное зло, которое, когда они подрастут, сделает их конкурентоспособными в современном мире».

Польза, по ее мнению, в том, что у учителя развязываются руки: на уроке он может посвящать больше времени объяснению нового материала, в то время как дома дети закрепляют знания по уже пройденным разделам.

Тамара Батлер из Чикаго, так же как наша читательница, письмо которой приведено в начале этой статьи, высказывает серьезные сомнения.

Она видит, как ее дочь, третьеклассница Маша, просиживает над уроками каждый вечер не менее двух часов. Девочка устает, нервничает, боится, что, если не успеет выполнить полностью все задания, то у нее будут неприятности. «Когда учительница хорошо справляется со своей работой, у нее не возникает необходимости перегружать детей домашними работами», - говорит Тамара.

По ее мнению, проблема в том, что излишне много задают тогда, когда педагог оторван от реальной жизни ребенка. Нужно не молчать, а поддерживать постоянный контакт между школой и семьей и не стесняться в открытую говорить о том, что детям зачастую не по силам то, что от них требуют.

Вот еще один достаточно типичный пример, который приводится на страницах журнала Parents.

12-летняя Рэйчел любит играть в соккер, делать бусы и проводить время с бабушкой и дедушкой. Однако на все эти радости не стало хватать времени, когда нынешней осенью она пошла в среднюю школу, и ей начали задавать на дом гораздо больше.

Теперь работа над домашними заданиями отнимает четыре часа, а не два, как прежде. «Она пока всего лишь ребенок, - сетует отец, Алекс Беннетт из Силверадо, Калифорния. - Из-за всего этого слезы, огорчения, семейные споры. Все расстроены».

Алекс решил действовать и примкнул к движению родителей и педагогов, которые борются против того, чтобы школьников перегружали домашними заданиями. Мол, их тем самым лишают детства, урезают часы сна и отдыха, сокращают время семейного общения.

«Группы родителей ходят по школам и призывают: «Опомнитесь. Мы хотим, чтобы у наших детей была нормальная жизнь», - рассказывает Кэтти Ваттеротт, преподаватель Университета Миссури, которая занимается изучением этой проблемы. Родительские рейды не проходят бесследно. В школах уступают, снижают объем домашних заданий. Например, в городе Дэнвилл, штат Калифорния, учащимся перестали задавать на уик-энды и праздники. В Пало-Альто деятели народного образования запретили загружать детей во время зимних каникул. В том городе, где учится Рейчел, в отчет на жалобы родителей местное руководство попросило учителей задавать меньше и вообще ничего не задавать на уик-энды.

Так чего же хотят противники домашних заданий? Полностью изъять их из обихода? Запретить? Сара Беннетт откровенно говорит, что приветствовала бы такой запрет. На первых порах она готова смириться с тем, что в каких-то отдельных случаях учитель может задавать понемножку для поддержки каких-то наиболее сложных тем.

Но в целом она не видит особого смысла в домашних работах. «Учителя не получают никакой подготовки для того, чтобы быть способными разрабатывать какие-то действительно эффективные и разумные задания, - пишет она в своей книге. - Я никогда не встречала в этой области ничего заслуживающего внимания, и я не думаю, что это вообще может быть».

К тому же работы оцениваются формально. Проверка делается выборочно. После того, как ребенок просидел целый вечер над учебниками и тетрадями, ему или ей обидно и непонятно, когда учитель кладет листки с выстраданной работой в потрфель, ничего не сказав.

Другой уже упоминавшийся автор Алфи Кон в принципе тоже за запрет, по крайней мере в начальной школе. Детям лучше проводить вечера в свободном общении с мамами и папами, и над головами у них не должен висеть дамоклов меч не сделанных уроков. Задания уместны лишь в каких-то исключительных случаях, когда они действительно необходимы и обостряют у школьников интерес к учебе.

Но вопрос - сколько нужно задавать на дом? - не такой простой, каким может показаться, и однозначный ответ на него найти нелегко. Споры о домашних заданиях идут в Америке уже не первое столетие. В 19 веке и в начале 20-го социологи и врачи выступали против домашних заданий, утверждая, что они делают детей слабыми, нервными и уязвимыми.

Эдвард Бок, редактор Ladies’ Home Journal, в опубликованной в 1900 году статье под красноречивым заголовком «Национальное преступление под носом у американских родителей» взывал: «Когда, наконец, родители раскроют глаза на это страшное зло? Что они слепы, как летучие мыши, если не видят, что скрывается за этим безумием вечерних занятий».

Калифорния оказалась в авангарде движения против домашних заданий. В 1901 году Легислатура штата приняла закон, согласно которому запрещалось задавать что-либо на дом детям до 15 лет, а для тех, кто старше, разрешалось не больше 20 вопросов в неделю.

Закон, правда, был отменен в 1917 году. Но с тех пор политика в стране по отношению к домашним заданиям неоднократно пересматривалась то в одну, то в другую сторону. Сторонники уроков на дом побеждали каждый раз, когда национальному самолюбию наносился удар и возникали сомнения по поводу качества образования в США.

Так было после запуска первого советского спутника в 1957 году. Так было в 1980-х годах, когда Япония сделала заметный рывок в области технического прогресса.

В последние годы страсти опять разгорелись. Викки Эйблз, режиссер документального фильма «Гонка в никуда», убеждена, что в самое ближайшее время должны быть приняты решительные меры по ликвидации уроков на дом. Она говорит: «Мы еще не били тревогу достаточно громко, чтобы выразить свою обеспокоенность по поводу здоровья и будущего наших детей».

Вместе с Сарой Беннетт и Алфи Коном Эйбл составила проект петиции под названием «Руководство по здоровой домашней работе». Авторы надеются, что петиция будет одобрена Национальной ассоциацией родителей и учителей (National Parent Teacher Association, или сокращенно - National PTA). Подробности можно найти на сайте www.change.org/healthyhomework.

Если у вас появляются какие-либо сомнения по поводу объема или содержания заданного, поделитесь ими с учителями и руководством школы.

Поощряйте детей делать заметки, если им что-то было неясно или возникли вопросы при выполнении заданий.

Помогите оборудовать дома подходящее место, где ваш ребенок мог бы спокойно делать уроки. Ограничьте внеклассную активность, чтобы у детей была возможность посвятить время домашним заданиям и семье.

Проследите, сколько времени ребенок просиживает у телевизора, компьютера и, если слишком много, примите меры.

Обсудите с сыном или дочерью, когда им лучше всего делать дома уроки. Постарайтесь так составить расписание, чтобы после того, как они справятся с заданиями, оставалось свободное время для отдыха.

Хвалите детей, когда они проявляют старательность. Если они просят помочь, задавайте им вопросы и приводите примеры вместого того, чтобы просто подсказать ответ или решить за них задачу.

Младшим детям нужно помогать больше. Если ребенок учится в начальной школе, проверьте у него выполненное задание от начала до конца.

Всегда спрашивайте учителей, какой политики придерживаются в школе по поводу домашних заданий. Ясное представление об этом позволит устранить многие недоразумения.

Сколько времени ребенок должен проводить за уроками, заданными на дом?

National Education Association (NTE), предлагают следующие нормы:

От детского сада до третьего класса в школе - не больше 20 минут в день.

От четвертого до шестого класса - от 20 до 40 минут в день

Как правило, школьнику, который решил поступить в колледж, нужно посвящать больше времени домашним занятиям, чем его однокласснику, который намерен сразу после окончания школы устроиться на работу.

Но, разумеется, такая формулировка звучит расплывчато. Более конкретно выглядит так называемое «Правило 10 минут». Оно означает, что с переходом в следующий класс время на домашние задания должно увеличиваться на 10 минут.

Если вы сравните с рекомендациями Министерства просвещения, то увидите, что «Правило 10 минут» с ними несколько расходятся. Но во многих школах любят это правило. Очевидно, из-за его простоты. То есть дошкольникам и первоклассникам нужно задавать уроки, с которыми они справятся за 10 минут, во втором классе - 20 минут, в третьем - 30 минут и т.д. А страшеклассникам из "хай скул" уже придется затрачивать до двух часов.

«Правило 10 минут» считает оптимальным такой авторитетный знаток проблемы домашних заданий, как профессор психологии Харрис Купер из Университета Дюка, который посвятил этой теме много лет и написал интересную книгу «The Battle over Homework: Common Ground for Administrators, Teachers, and Parents».

Дополнительную информацию вы можете получить в National PTA или в National Education Association.

Их сайты соответственно -

Вот еще несколько полезных адресов в Интернете:

www.kidsource.com

www.newsforparents.org

www.stophomework.com

Основной принцип домашней работы ученика второго класса – не более 20 минут. Как только зазвенит поставленный на это время будильник, мы гоним ребенка от компьютера, потому что, если это дело пустить на самотек, он будет сидеть до темноты.

В нашей школе в Вирджинии , как и во многих других, ученики делают домашнюю работу в программах I-Ready и DreamBox . Это - специальные учебные программы, которые диагностируют уровень готовности детей и, в форме видеоигр, дают им соответствующие их уровню задания. Вместо оценок, родители получают распечатки с диаграммами, на которых показан прогресс ребенка.

Дают детям и бумажные задачи, которые, на мой взгляд, очень легкие и более чем 10 минут на их выполнение не требуют. Эти задания тоже даются не всем одинаковые, а в соответствии с уровнем подготовки ребенка.

Еще в США любят в школах давать на дом проекты, которые надо выполнять раз в неделю или даже в месяц. Самое сложное было в детском саду (kindergarten), когда ежемесячно надо было делать какие-то художественные проекты. Я, тогда малоопытная мама школьника, о нем вспоминала в ночь накануне сдачи и мы всей семьей панически резали, писали, клеили и разрисовывали. Однажды при исполнении композиции «Индианка, которая прячется в цветах», я так усердно резала цветы из цветной бумаги, что потом неделю не могла сжать правую руку в кулак.

Мой самый любимый – плакат на тему благотворительности. Мы перед этим ездили с сыном в Украину, куда привезли целый чемодан волонтерской помощи, раздачу которой я запечатлела в фотографиях. Потом мы эти фотографии и использовали для школьного проекта. Следовательно нынешнего заместителя министра здравоохранения, волонтера-инструктора Александра Линчевского в школе в городе Фолс-Черч знают по крайней мере в лицо.

В первом классе четыре раза в неделю надо было готовиться с ребенком к диктанту; раз в месяц, как тогда, так и сейчас - сдавать список прочитанных книг; а еще два раза в неделю – делать простые проекты.

Все это требует хороших организационных навыков от родителей, но если что-то забудете – не проблема. За несделанное время от времени задание учительница ругать ребенка не будет и двойку не поставит. В детском саду на родительском собрании классный руководитель призывала нас не насиловать детей – главное не убить в детях желание учиться. Сами же оценки ставят по результатам тестов и прогресса ребенка.

Дебаты, должны ли дети делать домашнюю работу и, если да, как много, в США продолжаются уже более века. В начале прошлого столетия «Домашний журнал леди» развернул кампанию против домашней работы, убеждая, что детям после школы лучше играть или смотреть на облака. Их усилия оказались настолько удачными, что в 1901 году в штате Калифорния «домашку» законодательно запретили (позже этот запрет отменили).

В целом общественное мнение в США относительно объема домашней работы колеблется циклически: в начале прошлого века считалось, что разум – это мускул, который надо «накачивать» и работа на дом в этом помогает. В 40-х годах начали переосмысливать саму систему образования США и домашнюю работу увидели как пережиток 19-го века. Но, после того, как Советский Союз, опередив США, вывел на орбиту спутник, американцы засуетились и снова заговорили о важности домашней работы для школьников. Но длилось это не долго – в 60-х, под влиянием «культурной революции», в США зазвучали голоса, что детям нужно больше играть, рисовать и творить. В 80-х опять вспомнили о мировой конкуренции, а в начале 21-го века и до теперь распространено мнение, что домашняя работа является источником избыточного индивидуального и семейного стресса.

В то же время сам объем работы, которую дают детям на дом, остается более-менее стабильным, цитирует веб-сайт для родителей greatschools.com исследователя корпорации Рэнд Брайана Хилла.

Согласно исследованию Метлайф 2007-го года, 45% учеников 3-12 классов тратят на домашнюю работу больше, чем час в день, включая 6%, которые тратят более трех часов. Более половины учащихся тратят меньше, чем час в день на «домашку».

Национальная Ассоциация родителей и учителей, а также Национальная образовательная ассоциация рекомендуют детям в первом классе давать домашнюю работу, которую можно сделать за 10 минут, увеличивая ее с каждым учебным годом на 10 минут. В нашей школе, как и во многих других учебных заведениях США, эти рекомендации превышают, иногда – втрое и больше.

Идет ли домашняя работа детям на пользу?

Согласно исследованию профессора Университета Дюка Хариса Купера, такой вывод однозначно можно сделать только для старшеклассников. Существует некоторая положительная корреляция с достижениями учащихся средних классов и... ни – для самых маленьких учеников!

Исследователи также установили, что больше всего споров и стресса вокруг домашней работы возникает в семьях, где у родителей нет высшего образования. Более образованные родители лучше способны оценить, соответствует ли задания уровню готовности ребенка, и не затрудняются высказывать свое мнение учителю. Менее образованные родители склонны обвинять во всех школьных проблемах собственного отпрыска, потому что он балбес и не понятно, чем в школе занимается».

В некоторых школах в младших классах от домашней работы вообще отказываются, в других – во всех классах - экспериментируют с новыми подходами.

Один из новаторских методов, который распространяется в школах США, - «перевернутый класс» (flipped classroom ). На дом учителя задают посмотреть видео-лекцию с новым материалом, которую они или сами записали, или подготовленную Khan Academy или Ted Talks. А практические задания дети делают в классе, где им может помочь учитель или одноклассник. Идея мне нравится. Все из нас имели учителей, которые в классе переводили главу из учебника, а затем, почему-то, вместо специально подготовленных людей учить, как высчитывать проценты или писать отчеты о прочитанной книге, должны родители. А родители, может, и не умеют.

А помощь ровесникам – вообще лучший способ усвоить материал. Я помню, как в классе 8-9 показывала одноклассникам, как делать сечения куба, - на третьем кубе то однокласснику и сама поняла.

Родителям же психологи, в частности Джессика Лейги, советуют следующее. Дать детям самим решать, когда им делать домашнюю работу сразу после школы или даже утром, потому что всем нужна какая-то автономия и контроль. А также - не исправлять ошибки ребенка, не говоря уже о том, чтобы делать домашние задания за них. Дети должны научиться делать ошибки, уметь справиться с поражением и самостоятельно мотивировать себя на достижение успеха.

Представляю небольшое интервью с одной из учениц американской школы, бывшей русской школьницей. Сначала немножко введу вас в систему школьного образования в США.

Учеба для детей начинается с 5 лет – kindergarten, но до этого можно отдать ребенка с 4 лет в preschool, это что-то типа наших подготовительных групп в детских садах. Затем идут 12 grades, которые делятся на elementary school (1-5), middle (6-8) и high school (9-12).

Все дети могут учиться бесплатно с 5 лет в государственных школах. В некоторых школах и preschool бесплатно. Обычно по утрам автобус собирает всех детей из округи и отвозит в школу. Для каждого микрорайона закреплена своя школа и вы не можете ее поменять.

Распространены частные школы, образование в которых, конечно же, лучше, но за него надо платить деньги и немалые. Еще есть частные школы при церквях.

С первого взгляда можно подумать, что при церкви будут лишь заставлять читать молитвы и т.д. Я тоже так думала. Но на самом деле здесь в Америке люди, которые верят в Бога, как правило, очень честные, искренние и открытые, соответственно обстановка в школах при церквях очень приятная. Конечно, дисциплины в ней побольше и помимо общих предметов ребенку даются знания о религии.

Почти во всех школах существует школьная форма. Хотя я слышала от женщин из других штатов, что у них формы нет. Так что не буду обобщать.

А теперь читайте о школьной жизни, как говорится, из первых рук. На мои вопросы отвечает девушка по имени Ольга из штата Луизиана.

В каком ты сейчас классе?

Когда ты приехала из России и пришла в школу здесь, какие у тебя были впечатления?

Ольга: Я приехала 27 мая 2000 года...в школу пошла в конце августа, как и в этом году. Сначала я немного переживала, как я смогу учиться на английском языке, но скоро сама учёба показалась более лёгкой, чем в России.

Что было трудно?

Ольга: То, что приходилось постоянно переводить незнакомые слова. Непонимание того, что требует учитель.

Сильно ли отличалась школьная программа?

Ольга: То, что проходили в американской школе, всё оказалось знакомым. Программа более лёгкая, тем более, что в России я ходила в школу, которая шла впереди общеобразовательных - экономико-правовой лицей.

Как у тебя завязывались отношения с одноклассниками?

Ольга: Хорошо. После того, как узнали, что я из России, сразу задавали много вопросов и хотели познакомиться поближе.

Как здесь вообще дружные классы или все дружат по группкам?

Ольга: И так, и так. Вообще обстановка доброжелательная, но стараются поддерживать дружбу между небольшой группой. Это зависит от места жительства, интересов, белые стараются держаться более обособленно, так же, как и афроамериканцы, хотя конфликтов или каких-то ссор нет, относятся друг к другу хорошо как с той, так и с другой стороны.

Как здесь ставятся оценки?

Ольга: Оценивают результаты по текущим оценкам за 6 недель. Предварительный результат выдают через 3 недели, а тестируют часто, практически каждую неделю. Ну и оценки за работу в классе, за домашние. Домашние задания проверяют в классе, а тетрадей нет, всё на отдельных листах бумаги, которые прикрепляются в папку. Дневники не обязательны, разве что для самоконтроля. Система оценок другая - не 5, 4, 3... и т.д., а А, B, C, D и U. То есть А-это 5, ну а U-это уже кол.

Как спрашивают на уроке - строго или только хвалят?

Ольга: При всех про успехи или неудачи не говорят, только после уроков. Но постоянно не хвалят, как и не ругают. Считается, что всё видно по результатам.

Какая вообще атмосфера в классе - рабочая, расслабленная, дух соревнования или еще что-то?

Ольга: Зависит от учителя. Есть учителя со строгими принципами, а есть и наоборот. На уроках дисциплина не такая строгая, как в России.

Используют ли здесь шпаргалки? Подсказывают ли друг другу?

Ольга: Шпаргалки не ипользуют, а подсказывать-подсказывают.

Какие у вас есть предметы?

Ольга: Science, Physical Education (PE), Math, English (grammar and spelling), Social Studies, Enrichment, Reading or French.

Сколько длится урок? Сколько всего в день?

Ольга: Урок длится 40 минут (примерно, потому что иногда бывают сокращённые уроки, например, в предпраздничные дни), в день пj 7 уроков. Перерыв на ланч тоже 40 минут, обедают либо в столовой (cafeteria), либо приносят с собой и обедают в Court yard (типа огромного крытого двора).

Задают ли домашнее задание?

Ольга: Да, но отводятся часы для того, чтобы сделать всё в школе. Проверяют не ежедневно и не всегда на оценку.

Где тебе легче учиться здесь или в России?

Ольга: Здесь, в Америке.

На каждый предмет свой учитель?

Ольга: Да.

Как учителя относятся к ученикам?

Ольга: Как в России - как ученики к учителям, так и они к ним. Любят тех, кто старается, не любят невоспитанных и грубых к ним.

Как одеваются твои одноклассницы, обращают ли внимание на одежду?

Ольга: Обращать внимания на одежду не получается, в школе введена униформа. Брюки, шорты, юбки, сарафаны или юбка-шорты-хаки, синие или зелёные(всё, кроме брюк - не больше 3 инчей выше колена, футболки (типа "перуанок", как бы сказали в России-с воротничком и на пуговках) - белые, синие или зелёные, носки тех же цветов. Обязателен ремень. Туфли открытые, без "пяток" не разрешены. Но есть дни, когда за 2 доллара можно приходить в чём хочешь. По четвергам можно приходить в "фирменной" школьной футболке-как правило, с красивой аппликацией.

У тебя были подруги в России и здесь - отличаются ли они? если да, то чем?

Ольга: Отличаются интересами-мои подруги здесь больше интересуются компьютерами. Здесь больше возможностей провести время интересно...и безопасно.

Ты бы хотела вернуться в Россию?

Ольга: После того, как я получу образование или основы американского образования, в основном язык и компьютер - вполне возможно.

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках допускается только при наличии активной ссылки на сайт .

Корреспондент российского online-издания провел несколько дней в старших классах американской школы. Представляем его рассказ об учебе в США. Единственное, что отсутствует в этом обзоре, — столь важная для российских педагогов «система материального стимулирования»: акцентировать внимание на чужих заработках в Америке просто не принято.

Appleton West High School — обычная публичная школа на 1600 учащихся 9-12 классов. Школа основана еще в 1938 г., но выглядит намного новее, чем большинство российских школ: огромное здание с хорошо укомплектованными классами, большими коридорами с ученическим шкафчиками, объявлениями, плакатами проектов, изображениями, большими аудиториями-амфитеатрами, спортивными залами, лифтами для детей с особенностями развития. Последнее еще раз подчеркивает то, что американцы выступают за равные возможности для всех.

Учебный год здесь, как и во всех остальных школах штата Висконсин, начинается 1 сентября, но ученикам многое предстоит сделать уже в августе. Да, они должны выбрать, каким спортом будут заниматься в течение осеннего семестра, а также зарегистрироваться на курсы. Обязательные предметы есть — но все равно выбор у учеников довольно большой. Им даются списки эквивалентных предметов из той или иной области и они могут выбрать тот, который им наиболее по душе.

Приехав в школу за полчаса до начала занятий, ученики используют это время, чтобы взять-положить вещи в свой шкафчик, пообщаться: небольшие группы учеников просто сидят на полу коридора, разговаривают, смеются, делают фото… Приблизительно за пять минут до занятий они направляются в классы, могут перекинуться несколькими словами с учителем, задать вопросы по поводу темы или вчерашнего школьного мероприятия. После звонка в 7:39 все поднимаются и клянутся флагу США, повторяя известные всем слова вслед за радио, в некоторых школах звучит гимн. Но эта часть необязательна, если кто-то из учеников (например, иностранец, выбравший обучение за границей) не будет клясться — это воспринимается спокойно и ни на что не влияет.

В день семь занятий по 50 минут каждое с перерывами в 5 минут и 50-минутным обедом. При этом время обеда ученик выбирает из трех возможных вариантов, соответственно своему расписанию. Многие ученики используют «ланч» и для других целей, например, полчаса они могут отдать на репетицию в хоре. В столовой есть разная еда и напитки, но многие приносят еду из дома. «Это более здоровая пища», — объяснила мне старшеклассница.

Обычно дети начинают учить иностранный язык в седьмом классе. Кроме испанского языка, который, безусловно, самый популярный иностранный язык для изучения, в школах США еще изучаются французский и немецкий.

Волонтерство — хорошая традиция школы и очень популярно в США. Социальной помощью занимаются школьники, студенты, взрослые, пенсионеры. Ученики помогают в проведении спортивных соревнований, собирают средства на какое-то дело, готовят еду на благотворительную продажу и т.д.

Дети, увлекающиеся спортом, — вообще большая ценность в американских школах и университетах. Особенно популярны бейсбол, футбол и баскетбол. И это очень престижно — попасть в школьную команду, а еще это хороший шанс получить стипендию на обучение в каком-нибудь колледже.

Кстати о поступлении. Все ученики, обычно в предпоследний год обучения, сдают ACT-тест (American College Testing). И уже осенью последнего года рассылают заявления в разные университеты и колледжи. ACT-тест можно пересдавать, но университеты будут знать, какая это попытка.

Вообще, экзаменов здесь не боятся. Наверное, потому что к ним все привыкли. Экзамены здесь могут проходить чуть ли не раз в 2 недели и, конечно, по каждому предмету есть экзамен до окончания четверти, семестра и года.

После школы ученики посвящают 2-3 часа выполнению домашнего задания. Очевидно, возможности Интернета используются в полной мере: для написания рефератов, общения с учителями, а также, чтобы проследить собственную успешность.

Ну и про учителей: каждый учитель старших классов должен учиться. Минимум — 6 курсов за 5 лет. Курсы могут браться в учебном году (по вечерам или выходными), но чаще всего учителя выбирают вариант обучения летом, когда занятия идут ежедневно в течение, например, месяца. Курсы проводят в специальных центрах, либо при университетах. Обучение платное, часть оплаты может компенсировать школа.

Работа учителя направлена непосредственно на детей. Они сами оценивают качество своих занятий — другие учителя не сидят на открытых уроках, максимум местное управление может посетить занятия, но это случается редко. Канцелярская работа отчасти переведена в электронный формат. Например, оценки, которые получает ученик, содержатся в онлайн и доступ к этой информации имеет только ученик и родители.

В России любят рассказывать сказки. Но сказки бывают разные: добрые, злые, смешные, грустные, приключенческие и т.д. Я не люблю злые сказки. Они пугают детей, создают у них образы страшных чудовищ, которые могут потом испортить им всю последующую жизнь.

Так вот, чтобы победить свой страх, надо рассмотреть чудовище поближе, изучить его, узнать его повадки, мысли и желания. А потом уже делать выводы об угрожаемой или мнимой опасности.

Одна из самых злобных сказок современной России: это Америка и все, что с ней связано. В частности американское школьное государственное образование. Как же это сказочное чудовище выглядит: уровень знаний у выпускников чуть ли не на уровне нашей начальной школы, изучается на уроках только то, что как-то касается Америки, поведение школьников на уроках отвратительное, а после уроков многие детки собираются в банды и убивают мирных жителей. Вот такая злобная сказка.

А теперь посмотрим – как на самом деле.
Рассказ очевидца.

Автор - Ариф Гезалов, его дочь – Алиса учится в государственной американской школе в штате Колорадо (дистрикт Боулдер).
Разговор об американской школе начался с обсуждения «обезьяньего процесса», происходящего в настоящее время в России.
http://community.livejournal.com/carians/70208.html?thread=1107008#t1107008

Ариф Гезалов:
Сразу уточняю: поскольку я не могу поручиться за всю Америку по всем пунктам, то хочу отметить, что мои наблюдения касаются в основном штата Колорадо (дистрикт Боулдер), где и учится моя дочь, и отчасти штата Калифорния (в районе Сан-Франциско - Силиконовой долины - Сан-Хосе), где у меня есть ряд знакомых, дети которых обучаются в тамошних школах, и где я жил некоторое время тому назад в течение нескольких месяцев.

Евгения Красина: Были ли у Вашей дочки проблемы с языковой адаптацией?

Ариф Гезалов: Когда мы только приехали в США, ни моя жена, ни дочь не знали английского языка вообще (жена изучала немецкий язык на уровне спецшколы, дочь тоже училась в немецкой школе, но к моменту переезда у нее еще не было никакого представления об иностранном (в том числе и об английском)языке. Меня очень волновал именно этот вопрос, но как оказалось, все значительно проще. В ряде муниципальных школ США работает программа ESL (English as a Second Language) специально для иммигрантов. Дочери было 10 лет, когда она приехала в США, и попала на пятый год обучения. Здесь действует система, при которой жители какого-то района имеют преимущественное право на зачисление к районную школу, всех остальных набирают по остаточному принципу, однако, поскольку ESL есть не во всех школах, поэтому, при выборе школы люди, заявляющие о таковой необходимости, получают право преимущественного выбора школы (Open Enrollment), наравне с жителями района, в котором расположена выбранная школа. Т.е. дети иммигрантов по большому счету, имеют преимущество в выборе школы, по сравнению с американцами. Программа весьма эффективная - уже через полгода, моя дочь могла сравнительно свободно изъясняться в магазинах и с одноклассниками, а уже через год она сама предпочла пойти в среднюю школу (пятый класс - это последний класс начальной школы, поэтому на следующий год нам нужно было перевеститсь в среднюю школу), в которой уже не было ESL, т.е. она посчитала, что сможет без него обойтись. И оказалась права - проблем с языком у нее не только не было, но она даже получала хорошие отметки на занятиях по английскому языку на общих основаниях.

Евгения Красина: Расскажите, пожалуйста, о структуре муниципальных школ в США.

Ариф Гезалов: Вкратце, здесь трехступенчатая структура - начальная школа (включающая "Киндергарден" - подготовительную группу детского сада) до пятого года обучения включительно. Средняя школа - с 6-го по 8-й и старшая школа - с 9-го по 12-й. Все школы разделены. Начальные школы обычно сравнительно маленькие (до 300 учеников), и они есть в каждом районе, средние - покрупнее 1000 - 1500 учеников, и их меньше. Самые крупные - старшие школы, в них учится до 5000 учеников и их всего несколько на весь город. Как я писал, каждый район города "приписан" своей школе, однако, это значит лишь то, что жители района имеют преимущественное право набора в "свою" школу, а остальные набираются по остаточному принципу. Есть, правда, исключения (уже отмеченная мною необходимость ESL или наличие школьного автобуса, если, предположим, маршрут следования автобуса из другой (не своей) школы пролегает удобнее для тебя, на этом основании можно получить преимущество "не в свою" школу). Школы соперничают между собой. Хотя обучение в них для родителей бесплатное, тем не менее, финансирование школы зависит от количества учеников и от ее уровня (популярности), поэтому школам выгодно привлекать к себе народ. Если школа популярна, на этом основании можно добиться от государства финансирования на ее расширение. Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.

Евгения Красина: Говорят, что в американских школах ученик может сам выбирать предмет обучения, так ли это?

Ариф Гезалов: Хочу сказать пару слов о школьной программе. Моя дочь сейчас учится в старшей школе (high school) в США. Школа обычная, муниципальная, так вот в ней работает именно такая система (часть предметов на выбор). Однако, никто не предлагает выбирать танцы вместо алгебры - танцы можно выбрать вместо лепки или рисования, к примеру, а вот основные предметы типа алгебры, выбираются другим способом. Выбор состоит там в "уровне погружения" в предмет. Каждому ученику доступны три уровня - уровень предыдущего класса, уровень текущего класса, и повышенный уровень - уровень следующего класса. Таким образом, если ты в девятом классе взял повышенную математику, ты будешь сидеть на уроках с ребятами из десятого (там вообще, как таковые классы весьма условны - есть "потоки", как у нас в ВУЗ"ах) Есть отличия и в программе обучения. Если в российских школах преподают всего понемногу в течение года (два часа в неделю физика, три - математика, час - биология и т.д.), то в США в течение года преподается только математика, и только "наука" (год - только биология, следующий год - только физика, потом - химия) и т.д. К концу обучения, ученик сравнивается в объеме знаний с его российским коллегой, но в процессе обучения они расходятся. Теперь еще о выборе. В начале года каждому ученику дают возможность выбора предметов - он должен выбрать один из нескольких основных предметов. Например, выбор между повышенной биологией, историей или повышенной математикой. Минимальный уровень ему так и так преподадут, но ты имеешь возможность что-то изучить глубже, чем остальные предметы. Помимо обязательного выбора есть еще выбор нескольких второстепенных предметов. Там важно набрать нужное количество часов. Это может быть какая-нибудь форма искусства (лепка, рисование, театр, музыка и т.д.), либо общественная работа (подготовка наглядных пособий и т.д., т.е. по сути это что-то вроде факультативов).

Евгения Красина: Как я понимаю, нагрузка школьника не ограничивается только уроками непосредственно в школе, есть еще определенный объем домашних заданий. В курсе ли Вы какой объем домашних заданий в западных странах, выше, ниже или примерно такой же, как у нас?

Ариф Гезалов : Могу сказать по опыту своей дочери - домашних заданий в школах США тоже хватает, причем их дают и на выходные (не знаю, как сейчас, но по себе помню, что нам редко задавали на воскресенье). В день она тратит в среднем часа три на домашние задания, причем достаточно высок процент разного рода докладов, рефератов, самостоятельного поиска материалов на какую-нибудь тему (ну, например, рассказать о здравоохранении в ЮАР или рассказать о каком-нибудь писателе, книги которого ты читал), по которой ей требуется подготовить доклад - все время чего-то ищет в Интернете, распечатывает, делает наглядные щиты с фотографиями т.д. т.п. примерно раза два в год у нее большой проект. Тему (в рамках какого-то предмета) обычно она выбирает сама, однако, есть определенные общие требования к проекту. Потом они защищают этот проект. В общем, скучать в местных школах особенно не дают...
Недавно вот делала наглядную модель атома натрия:) Накупила каких-то палочек, пенопластовых шариков, фольги и т.д. На мой взгляд, получилась весьма странная конструкция, но учителям вроде понравилось:)

Евгения Красина: Почему-то у нас в России создается мнение, что американские школы дают очень низкий уровень образования, на уроках у них полный бардак, и дети чуть ли не с трудом показывают на карте, где находится Европа. А как Вы оцениваете уровень образования в американских школах по сравнению с российскими?

Ариф Гезалов: Насчет уровня образования. Думаю, дело тут вот в чем - как я писал, последовательность обучения предметов в американской школе другая. В российской школе ученик, допустим, восьмого класса, изучает математику, физику, биологию, историю и т.д. , уделяя им по часу-два-три в неделю. В американской школе иначе. Ученик восьмого класса изучает математику, "науку" и "социальную науку". Математика - понятно, а вот "наука" - это для каждого класса свой предмет. Так, по-моему, в восьмом классе наука - это биология. И вот тут тот курс, что проходится в российских школах за два-три года проходится за один год. Но при этом, в восьмом классе нет привычной нам физики. Таким образом, американский школьник уже знает о законах Менделя, о ДНК, о клеточном строении, но понятия не имеет о законах Ньютона. Если сравнить в этот момент американского школьника и российского, то создастся впечатление, что российский школьник подготовлен лучше, т.к. он законы Ньютона уже прошел, а уровень их знаний по биологии никто не сравнивает. К окончанию школы объемы знаний их постепенно уравняются. Далее. Есть еще одна причина. В американских школах нагрузка на учеников неравномерна и повышается из года в год. В начальной школе дети проходят лишь обзорные курсы, и классе в третьем-четвертом-пятом нагрузка на них значительно меньше, чем на российского школьника. Зато в старших классах эта нагрузка возрастает многократно, становясь выше, чем в школах России.

Действительно, в американских школах упор делается именно на углубленное изучение истории, географии, политического устройства США (впрочем, где это не так), однако, знания о других странах даются, ученики пишут рефераты о разных странах, готовят доклады и т.д. Естественно, что моя дочь делала доклад по России, распечатывала фотографии, рассказывала о стране:) Показать на карте Европу они могут, впрочем с той же вероятностью, что и школьник российской школы:)

По поводу бардака. По сравнению с российскими школами, обстановка в классе действительно выглядит очень непривычно. Ученики спорят, устраивают обсуждения, даже играют, причем учитель занимается этим вместе со всеми. Дело даже доходит до того, что они иногда устраивают розыгрыши других учителей и классов. Т.е. принимаются меры для того, чтобы уменьшить формальную обстановку. Но бардака при этом нет (я, конечно, не рассматриваю сейчас школы в неблагополучных районах, где учителям приходится противостоять молодежным бандам, впрочем, я таких школ в нашей окрестности не видел и даже не слышал о таких и имею представление о них лишь по фильмам. Дисциплина в самой школе строгая - чтобы выйти из класса необходимо получить от учителя специальный билет, позволяющий передвигаться по школе. С посещением очень строго, при этом работает система как в наших ВУЗах - ненаписанная контрольная работа - это ноль баллов, независимо от причины отсутствия, и, чтобы получить приличную оценку в семестре, необходимо ее досдать. Есть еще ряд непривычных для российской школы черт, в частности, обычно отметки за какие-то работы известны лишь учителю и конкретному ученику, и не оглашаются на весь класс. Зато если ученик делает успехи, то об этом сообщается всем.
Да, вот что забыл сказать о посещении - если ребенок отсутствует в школе, то родителям уже на следующий день приходит распечатанный репорт по поводу отсутствия. Если пропущено больше определенного количества часов, то требуется предоставить справки от врача, причем "записка от родителей" тут не проходит. В позапрошлом году, наша дочь в сумме проболела "больше положенного" и нам пришло письмо о том, что в случае, если мы не сможем подтвердить пропуски, то на нас, как на родителей могут подать в суд. В итоге мы ходили разбираться с директором школы, демонстрировали справки. Помимо прочего, это, как я писал, не освобождает самого ученика от необходимости писать контрольные работы и сдавать проекты. Правда у них есть возможность договориться с учителем о замене задания. В конце полугодия две недели отводится под государственный экзамен. По результатам этого экзамена делается вывод об уровне школы (статистика по школам приводится в местной прессе), что влияет на ее популярность. Кроме того, результаты тестов приходят нам по почте. Так же по почте рассылаются оценки за четверть и результаты экзаменов.

Еще одно дополнение - в связи со спецификой обучения, о которой я писал, в конце четверти оценки выставляются лишь по пяти-шести дисциплинам, поэтому оценки в четверти выглядят довольно лаконично, по сравнению с их российскими аналогами. Это объясняется тем, что разнообразие предметов в году меньше, чем в российских школах. Еще одно отличие - это расписание уроков. Каждый день в неделе оно одинаковое (т.е., допустим, первый урок - язык, второй - физкультура, третий - математика и т.д. и так каждый день в течение всей четверти). Расписания делятся по потокам (их обычно обозначают цветами - "синий", "зеленый" и т.д.). Разные потоки пересекаются на разных предметах. При этом на одном предмете могут пересекаться потоки из разных годов обучения, и, наоборот, с некоторыми одноклассниками ребенок встречается лишь во время ланча. В старших классах есть свободные часы.

Евгения Красина: Каким предметам отдается предпочтение?

Ариф Гезалов: по поводу предметов. Очень серьезно преподается математика, причем если взять усиленный курс (то, о чем я писал в предыдущем сообщении), то в нем есть элементы высшей алгебры матанализа, Матричного анализа, теории множеств, теории вероятности и даже элементы дифференциального исчисления. Надо сказать, что процентов двадцать учеников берут повышенный курс. Стандартный курс тоже достаточно серьезен. Биология и химия, на мой взгляд, преподается слабее, чем в России. Физика - примерно также. Сильный курс английского языка. Он продолжается все время обучения. Большое внимание уделяется физкультуре - причем, что интересно, ученики периодически пишут рефераты по физкультуре. История, география и другие общественные науки в старшей школе тоже преподаются на уровне. В общем, свободного времени после уроков у учеников не так же и много.
Вот так, примерно...

Евгения Красина: Есть еще вопросы: а по каким учебникам все это преподается, есть какие-то стандартные для всех школ или преподаватель выбирает? И что еще, кроме учебников используется в качестве учебных материалов?
А из гуманитарных предметов что преподается?

Ариф Гезалов: Теперь по учебникам. Есть учебники, которые выпускаются специально для школ. Я не могу поручиться насчет того, являются ли они обязательными для всех школ штата (скоре всего - нет, т.е. школа вольна сама выбирать методический материал), но я видел одинаковые учебники в разных школах. Однако, очень много методического материала подготавливается учителем непосредственно к уроку. На уроке ученикам раздают отксеренные материалы, в которых излагается теория и одновременно приводится ряд задач, часть из которых ученики решают на уроке, а часть переходит в виде домашнего задания. По моим наблюдениям, примерно 30 процентов материала идут из учебников, процентов 60 из этих, подготовленных учителем распечаток, и процентов 10 - из устного изложения на уроке. Большая роль в обучении отводится самостоятельному поиску материалов (это касается в основном гуманитарных дисциплин и языка (language art)) Я не представляю себе, чтобы мы делали без Интернета, поскольку Алиса (моя дочь) все время что-то там ищет, распечатывает, компонует и т.д. В школе, конечно, тоже есть интернет, но, думаю, чтобы делать домашние задания она должна бы была оттуда просто не вылезать. Из гуманитарных предметов преподается уже упоминавшийся Language art, история, география, аналог обществоведения, прикладное искусство, в средней школе - музыка (оркестр - здесь в начальной и средней школе обучают игре на музыкальных инструментах, в старшей это становится факультативом. КАК они играют - это второй вопрос, но вот охвачены почти все - ходят в школу со скрипками, гитарами, виолончелями, трубами и т.д.), кроме этого есть уроки с элементами ОБЖ, гигиены, этики и т.д.

Евгения Красина: и, кстати, раз уж такая тема, что в школе с религией?

Ариф Гезалов : Религии в школе НЕТ НИ В КАКОМ ВИДЕ, даже в виде "пятиминуток молчания" или чего-то аналогичного. Впрочем, рядом со школой есть несколько церквей, так, что на большой перемене ученики могут туда пойти. Школа подчеркнуто светская. Я помню, на ознакомительном собрании, когда родителей будущих учеников водили по классам, учительница биологии твердо сказала, что в школе будет преподаваться эволюционная теория, и если кто-то с этим не согласен, то может преподавать свои религиозные знания дома или ходатайствовать о том, чтобы его ребенка освободили от этих занятий, и, как бы поставила на этом точку.

Евгения Красина: Есть еще легенда о специфическом школьном патриотизме, иногда до фанатства, это правда?

Ариф Гезалов: Школьный патриотизм. Какого-то особого фанатичного патриотизма я не заметил. Однако, определенные элементы патриотизма имеются (выплескиваются они обычно на спортивных метроприятиях). Это своя спортивная форма, эмблема школы, слоган, всякого рода "кричалки" и т.д. Однако, о драках на этой почве, я никогда ничего не слышал. Может быть у нас весьма тихое место, но у меня иногда создается впечатление, что дети растут в слишком тепличных условиях. Любые нарушения дисциплины пресекаются на корню. Выгнать из школы могут за расквашенный кому-нибудь нос (даже во внешкольное время!), за бутылку пива или сигарету с марихуаной. Конфликты между школьниками, конечно имеют место, но практически всегда в скрытом виде, до потасовок дело не доходит практически никогда. Не знаю, хорошо это или плохо, что мальчишки не дерутся на переменах, но это факт, причем думаю, дело не только в страхе вылететь из школы...

Еще одно наблюдение. Помню, когда первый раз пришел записывать ребенка в школу (тогда еще начальную) меня поразила наглядная агитация на стенах. Практически все постеры на стенах были на тему воспитания САМОУВАЖЕНИЯ. Тексты такого рода "Если ты не уважаешь себя, то тебя не будут уважать другие люди", "Без уважения к себе невозможно уважать других людей", "Ты можешь очень многое, важно лишь постараться этого и достичь" и т.д. и т.п.

Евгения Красина: Как в американской школе строятся отношения с родителями школьников?

Ариф Гезалов: Здесь нет родительских собраний в том виде, как мы это понимаем. Нет того, что меня жутко раздражало в российской школе, когда ты сидишь за партой, а учитель на глазах у всех выговаривает тебе за твоего ребенка, типа "Ваша Маша получает двойки, отвлекает других учеников от занятий, плохо ведет себя на переменах!". Всю информацию о школе, включая расписание занятий, событий (концертов, спортивных событий, вечеров отдыха), школьных новостей мы получаем по почте в виде брошюрки. В течение четверти есть приемные дни, когда можно назначить встречу с учителем (только родители, сам ученик и учитель), всегда можно поговорить с директором. Также нет унизительного выкачивания денег на разного рода "классные нужды", хотя пожертвования приветствуются, в том числе и в виде практической работы в школе. Это, конечно, не мытье окон, но, например, помощь в организации праздников, методического материала и т.д. Например, я однажды делал групповую фотографию для выпускного альбома - фотографировал детей, а потом сделал коллаж. Учебники - бесплатные, из библиотеки, методический материал - тоже. Правда есть возможность купить рекомендованную (но необязательную) литературу. Деньги берут на удостоверение ученика (в начале года), за замок на личном шкафчике, на обеды ("ланчи" - сперва сдается какая-то сумма, у каждого ученика есть своеобразный кредит, по которому ему отпускают еду в школьной столовой, и заранее сообщают, когда сумма подходит к концу) и еще на какую-то мелочь. Школьный автобус - бесплатно, правда, если на него опоздать, то добираться придется самому, поэтому у Алисы есть месячный проездной билет на автобус. В-общем это необременительно.

Евгения Красина: Вы говорили: Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.
А есть школы углубленного изучения математики, физики, биологии, как у нас бывает?

Ариф Гезалов: Не хочу врать - не знаю. В нашей округе я об этом не слышал (я имею в виду муниципальные, а не частные школы), но может где-нибудь и есть. Хотя, честно говоря, я не вижу в этом необходимости. После нашего с Вами разговора, я поговорил со своей дочерью, и она мне сказала, что у них в школе, "повышенных" уровней математики и физики не один, а два. Причем, по ее отзывам, эти уровни настолько сложные, что перекрывают часть университетской программы и ведут их университетские профессора (из Университета Колорадо - благо он у нас под боком). На мой вопрос, почему же она не взяла себе такой курс, она мне резонно заметила: "Ты хочешь, чтобы я вообще из-за учебников не вылезала?" :)

Евгения Красина: Ну вот… Конечно, нельзя по одному городу делать выводы обо всем школьном образовании американцев. Но, по крайней мере – этот пример заставляет задуматься о том, а не зря ли мы верим во множество злобных сказок, которыми нас пичкают взрослые дяди – политики? И, главное, зачем это им нужно?